© ComNews
02.03.2016

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") стремится снизить отток абонентов по услугам фиксированной и мобильной связи. Компания пошла на радикальный шаг - запустила тарифное предложение, в рамках которого абоненты, при подключении услуг мобильной связи на тарифной линейке "Все", смогут подключить услуги фиксированного ШПД и платного ТВ за дополнительную плату в 1 руб. в месяц.

О новом тарифном предложении вчера заявил генеральный директор "ВымпелКома" Михаил Слободин. По его словам, "ВымпелКом" запустил первый в России полноценный конвергентный продукт, который уже изменил индустрию связи многих стран.

Новое тарифное предложение под названием "Все в одном" объединило предоплатную линейку тарифов мобильной  связи "Все", услуги фиксированной связи (ШПД, цифровое телевидение) и мобильное приложение "Билайн ТВ". Директор по развитию конвергентного бизнеса "ВымпелКома" Тимур Аляутдинов отметил, что теперь абоненты при подключении услуг мобильной связи на тарифной линейке "Все" смогут подключить услуги фиксированного ШПД и платного ТВ за дополнительную плату в 1 руб. в месяц.

Стоимость тарифов линейки "Все в одном" различается в зависимости от региона. Так, например, в Москве самый дешевый тариф в рамках этого предложения будет стоить 501 руб. (1 руб. уже включен в эту сумму), дорогой, с учетом месячного платежа за фиксированную связь - 1801 руб. В Петербурге самый дешевый тариф "Все в одном" будет стоить 301 руб., а дорогой - 1201 руб.

По словам Михаила Слободина, благодаря этому конвергентному продукту компания планирует увеличить абонентскую базу, прежде всего по услуге фиксированного ШПД. Также, как сказал Михаил Слободин, новое тарифное предложение поможет "ВымпелКому" снизить отток абонентов по услугам фиксированной и мобильной связи и изменить рыночную долю и абонентскую базу в сегменте мобильной связи. Каких именно цифр по абонентам планирует достичь "ВымпелКом", Михаил Слободин не раскрыл.

"Я уверен, что это революционный продукт для клиентов с точки зрения экономии, удобства и времени выхода на рынок. Потому что, я думаю, сейчас потребность в определенных антикризисных продуктах будет максимальной на территории РФ", - подчеркнул Тимур Аляутдинов.

По мнению руководителя группы исследователей-аналитиков J'son & Partners Сonsulting Кирилла Локтева, "ВымпелКом" в 2015 г. показал слабый рост по абонентской базе фиксированного ШПД и данные действия должны помочь компании в борьбе за клиента. За IV квартал прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. общая выручка "ВымпелКома" по фиксированному сегменту сократилась на 20%, до 11,4 млрд руб. Выручка от услуги ШПД снизилась на 11% и составила 2,8 млрд руб. Показатель ARPU по ШПД снизился на 10%, до 432 руб. Абонентская база "ВымпелКома" по услуге ШПД за IV кв. прошлого года составила 2,2 млн абонентов, что на 3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. За весь 2015 г. сервисная выручка компании в фиксированном сегменте сократилась на 12%, до 46 млрд руб. Общая выручка "ВымпелКома" за прошлый год от фиксированного сегмента снизилась на 12% и составила 46,3 млрд руб. (см. новость ComNews от 18 февраля 2016 г.).

По всей видимости, как сказал финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин, фокус "ВымпелКома" на развитии пакетных и конвергентных услуг связан с его стремлением упрочить положение на ключевом для него рынке мобильной связи (данный сегмент в 2015 г. сгенерировал более 83% выручки оператора в РФ), в том числе счет сегмента фиксированной связи.

"Я думаю, что на фоне сложной экономической конъюнктуры подобное предложение будет пользоваться популярностью на рынке, а стратегия в целом окажется достаточно эффективной. При этом закономерное снижение среднего ARPU по услугам с большой долей вероятности будет нивелировано ростом размера общей абонентской базы - пользователи пакетных предложений в разы реже расторгают договоры. При этом, что немаловажно, также произойдет увеличение рентабельности на уровне операционной прибыли за счет сокращения расходов по мере сокращения оттока абонентской базы. Например, снизятся маркетинговые расходы в виде комиссий за подключение новых абонентов. Напомню, что в РФ исторически очень высок уровень оттока - абонентская база мобильных операторов обновляется на 40-50% в год. Таким образом, сокращение оттока - это один из немногих до сих пор не полностью использованных резервов для улучшения финансовых показателей", - заметил в разговоре с корреспондентом ComNews Тимур Нигматуллин.

В "ТМТ Консалтинге" не ожидают взрывного перетока абонентов в "ВымпелКом" благодаря вводу тарифной линейки "Все в одном". "Но это выгодное предложение, и логика развития технологий и рынка связи подсказывает преобладание таких решений в долгосрочной перспективе. Именно таким будет рынок будущего, - считает генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов. - Но это долгосрочный процесс, думаю, коллеги из "Билайна" тоже нацелены на долгосрочную игру, которая в итоге снизит отток и подтянет часть клиентов фиксированных услуг от конкурентов".  

"Мы ожидаем, что другие игроки российского рынка связи будут пытаться в среднесрочной перспективе попробовать сделать подобное (речь идет о конвергентном предложении - Прим. ComNews). Но, как обычно в таких ситуациях, выигрывает первый", - отметил Михаил Слободин. В целом, как сказал Михаил Слободин, новое тарифное предложение "ВымпелКома", скорей всего, запустит процесс консолидации индустрии связи, поскольку против "Все в одном" конкурировать невозможно.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, другие участники рынка вряд ли будут копировать идею, но их бизнес-модели предусматривают развитие не только мобильных сегментов, но и продвижение других услуг, это увеличивает привязку к бренду.

Пресс-секретарь, начальник отдела по работе со СМИ ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников напомнил корреспонденту ComNews, что конвергентные предложения компания запустила еще в 2011 г., когда открыла программу, при которой на мобильный счет возвращается 20% платежа за фиксированные услуги. Также в 2014 г. МТС совместно с "дочкой" ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) запустила конвергентное предложение. "На рынок были выведены конвергентные пакеты в рамках единого счета, объединяющие мобильные и фиксированные услуги: мобильный Интернет и звонки на сетях МТС, ШПД, домашнее ТВ и, кроме того, фиксированную телефонию. Уже тогда звонки между мобильными и городскими номерами внутри МГТС стали бесплатными", - рассказал директор по маркетингу МГТС Дмитрий Кулаковский.

В целом, по замечанию Дмитрия Солодовникова, как показывает опыт кардинального снижения цен на услуги операторов ШПД и платного ТВ в регионах, на новые тарифы переходят абоненты самого оператора, а конкуренты вынуждены также снижать цены. "Как следствие, эти действия никак не влияют на изменение долей рынка в деньгах и абонентах. Но в итоге это ведет к снижению общего объема рынка ШПД и ТВ и сокращению инвестиционных возможностей игроков по строительству сетей и закупке ТВ-контента", - резюмировал Дмитрий Солодовников.

На вопрос, планирует ли ПАО "МегаФон" запустить конвергентный продукт, аналогичный "Все в одном" от "ВымпелКома", руководитель пресс-службы компании Юлия Дорохина ответила так: "Для абонентов "МегаФона" по всей России с прошлого года на тарифной линейке "Все включено" доступен пакет каналов и фильмов в рамках услуги "МегаФон ТВ" без дополнительной платы. Таким образом, наши клиенты получают возможность пользоваться полным пакетом мобильных услуг и смотреть любимые передачи, сериалы и киноновинки в любом месте и в любое время, а скорости 4G от "МегаФона" сопоставимы со скоростями проводного Интернета".

В свою очередь директор по развитию бизнеса на массовом рынке NetByNet ("дочка" "МегаФона") Алексей Назаров напомнил ComNews, что уже второй год абонентам компании в Москве и Московской области доступны три услуги в рамках проекта Wifire, которые продаются с суммарной скидкой 30% при покупке пакетом.

"Tele2 планирует запуск конвергентных предложений, однако пока мы не готовы раскрыть подробности", - сказала в беседе с ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.

На вопрос, планирует ли ПАО "Ростелеком" (один из акционеров Tele2) совместно с Tele2 запускать конвергентное предложение, представитель оператора ответил: "Ростелеком" планирует в ближайшее время запустить ассиметричный продукт с высокими потребительскими качествами". Что именно будет собой представлять этот продукт, он не уточнил.