© ComNews
04.03.2016

Игроки отрасли согласны с Минкомсвязи, что не нужно проводить особых замеров и нормировать параметры качества услуг связи, так как рынок все отрегулирует. Более того, получить объективные критерии качества связи, а также правильно использовать их - непростая задача, требующая привлечения немалых средств и квалифицированных кадров. Тем не менее измерять качество связи и следить за ним нужно: это помогает операторам совершенствовать сеть, развивать бизнес и повышать его эффективность.

"В большинстве субъектов РФ - там, где мы наблюдаем зрелый уровень развития рынка и инфраструктуры, параметры качества предоставляемых услуг связи находятся на достаточно высоком уровне", - заявил замглавы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов, выступая на II федеральном форуме "Telecom QoS Russia 2016. Качество телекоммуникационных услуг в России", организованном ComNews Conferences.

В частности, в проекте Концепции управления качеством связи в РФ, подготовленной Минкомсвязи, говорится об отказе от обязательного нормирования показателей качества услуг связи, если на соответствующем рынке есть конкурентная среда. Помимо этого, министерство считает необходимым вовлекать пользователей в процесс оценки качества услуг связи (краудсорсинг). Позиция Роскомнадзора иная: необходимы минимальные параметры качества связи и объективные критерии того, насколько хорошее качество связи.

Руководитель по высокотехнологичным решениям ПАО "МегаФон" Сергей Энгель приветствует позицию Минкомсвязи. "Что мы хотим: чтобы наши абоненты имели мобильную связь, одну из лучших по качеству и одну из самых дешевых в мире, невзирая на особенности географии нашей страны и распределение населения, или чтобы у нас была дорогая связь, как в тех странах, где введены жесткие параметры качества связи?"

Директор по проектам департамента по внедрению передовых бизнес-практик "МТС" Владимир Еременко уверен, что регулировать качество путем установки норм - избыточная мера. Он напомнил, что существует механизм MNP и абонент в любой момент может "проголосовать ногами", если его не устраивает качество связи.

Более того, качество связи постоянно меняется: появляются новые технологии, стандарты и др. "Если мы введем какие-то нормы, то мы должны будем их постоянно корректировать, бежать за изменяющимися потребностями абонента, а значит, постоянно их изучать, анализировать рынок, проводить маркетинговые исследования, а это недешево. Проведение контрольно-измерительных мероприятий также требует много средств", - напомнил Владимир Еременко.

Директор по развитию DMTel Александр Береснев уверен, что установка минимальных пороговых значений, чтобы регулировать качество услуг мобильной связи, ни к чему не приведет. По его словам, измерение качества связи вызывает целый комплекс вопросов. "Нужно же не только установить нормы. Важно, насколько люди, устанавливающие их, квалифицированно подготовлены, какое оборудование для измерения у них есть, правильно ли они понимают, что такое качество связи, как полученные данные использовать, что с ними потом делать конечному потребителю услуг?" - рассуждает он. 

По словам директора по работе с ключевыми партнерами ООО "Виго Лаб" (VIGO) Анатолия Рукавицы, надо понимать, зачем нормировать параметры качества услуг связи. "Подтолкнуть операторов к развитию сетей связи? Но они и так продолжают инвестировать в сети, невзирая на то, что ARPU в последнее время не растет", - говорит он. Метод краудсорсинга для измерения качества услуг связи он считает правильным вектором для развития. "Регулятор пытается - и хорошо, что пытается, - предоставить инструмент для более объективной оценки качества услуг связи", - рассуждает Анатолий Рукавица.

Тем временем, по мнению Владимира Еременко, краудсорсинг не позволит получить объективный результат. "Это совершенно субъективная история. Проблема в абонентской части оборудования: у всех пользователей разные смартфоны, на них установлен разный софт, он не сможет дать объективную оценку качества связи", - пояснил он. Владимир Еременко добавил, что качество связи - не технический показатель, а показатель удовлетворенности абонента. "Он демонстрирует соответствие сервиса ожиданиям и затратам абонента", - считает он.

Представитель 2Test Дмитрий Галанкин полагает, что инструменты для измерения качества связи (краудсорсинг, драйв-тесты и др.) стоит рассматривать не по отдельности, а в совокупности. Одного из этих методов недостаточно, чтобы полноценно оценить качество связи. С ним согласился Сергей Энгель из "МегаФона". По его мнению, вышеперечисленные инструменты не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Как отметил Дмитрий Галанкин, управляя процессом измерения качества связи, операторы смогут поспевать за развитием технологий передовых стандартов связи и выиграть от этого в будущем. Технология сбора данных должна быть не просто желанием абонентов. Это желание нужно стимулировать и вознаграждать, как, например, делает Tele2. Напомним, что у оператора есть мотивационная программа Quest, которая подвигает абонента устанавливать и использовать краудсорсинговое приложение компании "Компаньон". За выполнение определенных задач (измерить индор-покрытие в каком-либо ТЦ) абонент получает баллы, которые потом сможет обменять на призы, дополнительные пакеты услуг связи и др.

"Если операторы научатся таким образом управлять этим процессом, то эффект от измерений качества связи будет в разы выше, чем сейчас", - полагает Дмитрий Галанкин.