Владимир
Высоцкий

генеральный директор AT Consulting Восток
Виктор
Кучеров

руководитель направления "Цифровая трансформация" AT Consulting Восток
© ComNews
04.12.2023

Ситуационный центр губернатора или главы субъекта РФ (СЦ) развивается уже около 10 лет. Прошло достаточно времени, чтобы, сверить часы по данному направлению. Кто что сделал. Кто чего добился. Создан (внедрен) ли где-то или нет СЦ, и что вообще значит "внедрен"? Что такое "Информационно-аналитическая система (ИАС) Ситуационного центра"? Нужна она или нет? Какая должна быть функциональность ИАС СЦ? А какая функциональность нужна именно субъекту РФ? Как интегрировать все в СЦ? И нужно это делать или нет? Если да, то какие требования должны предъявляться к сотрудникам, обеспечивающим функционирование системы? Вопросов много, и это лишь малая часть. Вряд ли мы сможем в рамках данного материала ответить на все из них, поэтому давайте сфокусируемся на самых распространенных мифах о ситуационном центре.

Прежде чем начать, пара слов о нас. Мы – команда AT Consulting Восток. Можно смело сказать, что мы стояли у истоков данного направления, следили за тем, как в принципе развивается тема СЦ, часто вносили свои идеи и участвовали в исполнении большого количества государственных контрактов по теме создания СЦ в субъектах РФ. На текущий момент нам есть чем гордиться, ведь наши эксперты принимали участие в создании СЦ в таких субъектах как Волгоградская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Псковская область, Республика Дагестан, Астраханская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Курская область, город федерального значения Севастополь и др.

Итак, начнем.

Миф №1. Ситуационный центр – это про нормативную базу

Да, несомненно, про нее. Любая система, которая создается в государственном секторе так или иначе регулируется каким-то документом. Но мы о другом. Делать СЦ, потому что это сделать нужно, и нужно регулятору, а не региону – это плохой путь, так как формируется абсолютно ложное отношение к проекту со всеми вытекающими последствиями. Не закладываются фундаментальные реальные потребности со стороны субъекта РФ, не формируются необходимые ожидания и как следствие, СЦ становится "мертвой системой", не входит в состав жизнеобеспечивающих ИТ-систем региона и лишается, как правило, финансирования.

Пришло время сказать, что СЦ все-таки стоит разделить на два разных, но связанных проекта. И если с проектом СЦ, который про помещение, мебель, "железо", красивые телевизоры и спецсвязь более или менее все понятно, и здесь меньше всего вопросов "зачем?", то вот с проектом СЦ, который мы назовем Информационно-аналитической системой Ситуационного центра (ИАС СЦ), о которой и будем говорить далее, все гораздо сложнее.

Многие заказчики просто "по умолчанию" отказываются от данного проекта или сильно экономят на нем, секвестрируя соответствующие статьи расходов. Ведь ни у Минцифры России, ни у ФСО, ни на региональном уровне нет глубоко проработанной нормативной базы, четких требований и указаний, каким образом строить и развивать СЦ. А раз этого нет, то значит, можно и не делать (или наоборот, можно делать все, что угодно?). Мы знаем отдельные примеры в регионах, где именно так и происходит. Качественная ИАС СЦ в них не создается. Кто-то может возразить, что существует некое типовое техническое задание по ИАС СЦ, но оно устарело и не отвечает требованиям времени в связи с более современными и сложными реалиями работы органов исполнительной власти.

Соответственно ИАС СЦ – это проект не про НПА, а про реальную потребность в ИАС со стороны субъекта и его возможности. Ведь внедрение любой системы – это фактическая перестройка процессов внутри органов власти, это про изменения, помимо очевидной дополнительной автоматизации.

Миф №2. Ситуационный центр – это про BI

Тот, кто так считает, частично прав, но на наш взгляд, упускает из вида гораздо более важные вещи. BI – это важный элемент современной ИАС СЦ, но порой, более важны другие компоненты. Даже уточним, что BI не самый главный элемент, поскольку в некоторых случаях может отсутствовать совсем.

Если говорить непосредственно о BI, то современные решения должны позволять визуализировать данные не менее 25-ю способами, прекрасно работать в мобильной, браузерной версии, на планшетных компьютерах, быть реализованными по принципу тонких клиентов и поддерживать многочисленные интерфейсы информационного взаимодействия как на получение, так и на передачу данных.

Но является ли это достаточным? Чтобы сформировать конечное представление о составе инструментов ИАС СЦ, достаточно быть прагматичными и опираться на решение реальных проблем в системе региональных органов исполнительной власти (РОИВ) при реализации бизнес-процессов, связанных с информационно-аналитической поддержкой принятия управленческих решений.

РОИВ сталкиваются с проблемными вопросами на всех этапах жизненного цикла работы с данными:

  • сбор данных;
  • обработка и очистка данных;
  • преобразование данных;
  • хранение данных;
  • анализ данных;
  • визуализация данных;
  • вывод аналитических результатов обработки данных;
  • принятие ЛПР решения на основе данных;
  • корректировка запроса ЛПР на сбор данных.


То есть BI закрывает только часть задач ИАС СЦ. И даже при условии, что BI обладает прекрасным визуалом, от него мало пользы, если он не внедрен в действующие бизнес-процессы РОИВ, потому что данные всегда на первом месте. Не будет данных – система окажется бесполезной красивой "картинкой".

Архитектура ИАС СЦ должна в первую очередь предусматривать многообразие инструментов сбора данных. И чем больше возможностей получения данных, тем лучше.

"Джентльменский набор" приоритетных инструментов для выполнения задачи сбора данных включает: файловый обмен, веб-формы сбора данных, ручной ввод, парсинг данных с внешних источников, подключение к базам данных систем поставщиков данных, интеграции с ведомственными, региональными и федеральными системами, в том числе посредством СМЭВ 3/4.

Такой инструментарий поможет организовать работу в любой отраслевой плоскости с муниципальными территориями, подведомственными организациями и учреждениями, а также иными органами государственной власти на территории региона, независимо от профиля деятельности.

Необходимость проведения интеграций со смежными системами часто является приоритетной задачей при создании и развитии ИАС СЦ в регионах. Но часто это превращается в профанацию – "интеграции ради интеграций". Все это возникает только потому, что BI не решает задачи стратегического управления и оперативного управления на территории.

Представьте, что стоит оперативная задача вывести на электронную карту и подкрепить пространственной статистикой все случаи детской смертности от ДТП в радиусе 500 метров от школ и детских садов, или требуется оперативно организовать временные схемы движения транспорта в связи с кризисной ситуацией на территории независимо от причин – паводковая зона, пожары и т.п. Или, к примеру, необходимо понимать, каким образом оценивать ущерб и мониторить случаи падения БПЛА в условиях действующей СВО. Вопрос – поможет ли BI? Ответ очевиден – абсолютно нет. Потому, что BI заточен под решение других задач, а не задач оперативного управления. Здесь особую важность приобретает наличие геоаналитического компонента ИАС СЦ, который помимо привычных нам задач пространственного представления данных решает задачи пространственной аналитики, пространственной статистики и сценарного моделирования. А будет ли нам BI в помощь, если стоит задача организовать в ИАС СЦ сбор данных методом делегирования в соподчинённые структуры без конечного понимания количества участников сбора данных? Ответ и здесь очевиден.

Со временем ИАС СЦ будет накапливать такое количество данных, что они перестанут быть просто данными, и встанет необходимость переосмысления данных и превращения их в знания. Базы знаний концептуально отличаются от баз данных, они требуют наличия развитого экспертного компонента и накопленных фактов и зависимостей на территории региона за большой временной период.

Таким образом, архитектура ИАС включает в себя помимо BI, компонент сбора и хранения данных, геоаналитический компонент, моделирующий компонент, компонент отчетности, экспертный компонент – и это минимум.

Миф №3. Ситуационный центр – это самая верхнеуровневая система в субъекте РФ

Скажем откровенно, команда AT Consulting Восток не понимает, что это за понятие. Что значит "верхнеуровневая система"? На наш взгляд, ничего. Наверное, она претендует на роль "верхнеуровневой" за счет того, что в названии этой системы есть упоминание о главе субъекта. Однако, если порассуждать, без "верхнеуровневых" систем можно легко прожить, и когда они, предположим, выйдут из строя, или как мы говорили ранее, их просто не создали – ничего страшного не произойдет, работа продолжится, решения на высшем уровне будут по-прежнему приниматься. Почему? Потому что самые важные системы, по нашему мнению, носят приставку "отраслевые". Соответственно ИАС СЦ будет востребована и по-настоящему заработает, когда будет считаться "отраслевой" системой. А что для этого нужно сделать?

Давайте вернемся к предыдущему пункту, где мы говорили, что СЦ – это система про качественные изменения внутри органов власти. Есть такое понятие как "Города, управляемые данными" (Data Driven City). Данные – это "новая нефть". И это не значит, что до внедрения ИАС СЦ не было никаких данных, и глава субъекта не мог принимать решения. Данные есть всегда: в разных форматах, в разных источниках, и даже на бумаге и много в головах ключевых людей. Так вот чтобы ИАС СЦ стала по-настоящему отраслевой системой, она должен уметь делать несколько ключевых вещей.

1. Сбор данных;

2. Классификация и агрегация данных;

3. Понятная визуализация данных;

4. Удобные инструменты работы с данными;

5. Удобное предоставление доступа к данным для всех заинтересованных участников, без нарушений при этом режимов доступа;

6. Встроенные механизмы аналитики данных, отвечающие за их качество;

7. Гибкая архитектура (желательно на СПО) и удобные интерфейсы с конструктором для аналитиков заказчика;

8. И самое главное, что система должна быть внедрена в ежедневную деятельность органов власти, в том числе при проведении различных мероприятий с участием главы субъекта.

Соответственно СЦ не может стать "верхнеуровневой", если ей никто не пользуется. Но только после того, как она будет "отраслевой" – это значит, что на нее есть спрос со стороны множества пользователей, которые используют ее ежедневно в своей работе.


Миф №4. Ситуационный центр должен в себя обязательно все интегрировать

Вы уверены? А зачем? Мы видели множество Технических Заданий, где на начальном этапе предъявляется множество требований к функциональности системы и интеграциям с внешними системами. Как говорится, чтобы было. Утопический сценарий. Если говорить о функциональности продукта, то хорошо, здесь еще можно поспорить. Заказчик хочет подстраховаться, купить побольше опций, чтобы потом не попасть в просак, и стать заложником технической невозможности развиваться. И действительно, можно заказать как бы "Боинг", чтоб в перспективе летать и возить пассажиров сотнями, но пока, на первом этапе "Боинг" будет стоять, иногда перемещаться по взлетно-посадочной полосе и даже пара человек будут на нем ездить. Первый и второй пилот. Это еще можно обосновать и впрямь, выбор заказчика должен быть сосредоточен на гибком, актуальном продукте (современный стэк технологий, доступный на рынке с доступными специалистами), который можно наращивать и развивать, но на борту сразу должно быть много опций. А вот про интеграции все не так.

Здесь стоит пояснить, что такое настоящие, работающие интеграции. Интеграции – это не про системы, а про взаимодействие, и прежде всего, людей, как со стороны одной системы, так и со стороны другой. Для принятия решения о той или иной интеграции нужно ответить на несколько понятных вопросов:

1. Интегрируемая система "живая", то есть она находится в промышленной эксплуатации, встроена в бизнес-процессы заказчика и в ней работают живые пользователи;

2. Интегрируемая система обслуживается командой, которая отвечает за ее работоспособность, за API, за качество данных;

3. Интегрируемая система стоит на балансе понятной организации, с кем можно подписать соглашение об одно- или двустороннем взаимодействии. Часто обратиться к системам можно через СМЭВ, что несомненно удобно.

4. Получаемые данные из интегрируемой системы влияют на принятие решений в СЦ.

Мы уверены, что не по всем системам можно получить вышеобозначенные ответы. Соответственно часть систем сразу отвалится из периметра по интеграциям. И вообще лучше делать итерационно, отталкиваясь от задач и бизнес-процессов самого СЦ. Отталкиваться от тех личных кабинетов и тех пользователей, что планируется сделать в первую, вторую, третью очередь и т.д. Итерационный подход позволяет более качественно и предметно проводить внедрение, с постепенным вовлечением в проект разных пользователей из разных органов власти.


Миф №5. Ситуационный центр нужен только губернатору / главе субъекта РФ

Продолжая предыдущий пункт, можно развить мысль о том, что губернатор точно не единственный пользователей и заказчик ИАС СЦ. Да, несомненно, качественные изменения внутри органов власти, переход на цифру, своего рода "мода на принятие решений через управление данными" должна идти от первого лица. Поскольку банально некоторые вещи внедряются с помощью только административного ресурса. Если говорить конкретнее, то инструментарий ИАС СЦ нужен прежде всего аналитикам в органах власти, которые фактически ежедневно в нем работают и готовят различные встречи (заседания) с участием главы региона или отраслевых руководителей региона. А вот результаты деятельности продукта ИАС СЦ, то есть отчеты, дашборды, различная аналитика данных – это как раз и является тем самым основным потоком информации, необходимым для принятия управленческих решений.

Несомненно, в этом вопросе нужна определенная цифровая зрелость. Как самого продукта, так и тех, кто в нем работает, и тех, кто планирует на его основе принимать решения. Это, наверное, самый сложный момент. Поэтому и надо действовать итерационно, пробовать изменять бизнес-процессы постепенно. И со временем продукт ИАС СЦ заработает на полную мощность!

Миф №6. Для функционирования Ситуационного центра не требуется создавать отдельное структурное подразделение

Опыт внедрения и поддержки ИАС СЦ в регионах показал, что если в субъекте РФ создано соответствующее подразделение – то Система будет жить.

ИАС СЦ предъявляет чуть более высокие требования к квалификации сотрудников, чем иные системы, поскольку сами по себе инструменты Ситуационного центра задают высокую планку. Если в регионе позаботились, и предусмотрели минимум пять человек для поддержки и обеспечения функционирования Ситуационного центра, то его использование в РОИВ – это вопрос времени. Обычно в составе таких подразделений будет несколько аналитиков сферы IT, которые могут работать с данными, писать запросы к базам данных, уметь корректно интерпретировать данные и представлять результаты своих работ.

Часто при внедрении ИАС СЦ в регионах чувствуется страх, что сейчас дадут еще одну систему в нагрузку, а им, и так, есть чем заняться. Поэтому роль аналитиков СЦ в том числе и политическая, поскольку именно они имеют доступ к РОИВ, именно они могут общаться с лицами, принимающими решения. В ходе своей работы аналитики проводят разъяснительную работу, которая позволяет преодолеть барьеры, связанные с внедрением ИАС СЦ в действующие бизнес-процессы РОИВ.

P.S. Команда AT Consulting Восток на рынке цифровизации госсектора предлагает продукт собственной разработки ИАС СЦ "Vector". Систему от команды профессионалов, которые прошли долгий путь и множество внедрений. Vector – это полностью открытая архитектура, современный стэк технологий. При разработке и внедрении эксперты компании предлагают также услуги комплексного бизнес-консалтинга, в том числе создание СЦ "под ключ".

Авторы:


Владимир Высоцкий, генеральный директор AT Consulting Восток

Виктор Кучеров, руководитель направления "Цифровая трансформация" AT Consulting Восток

Реклама ООО "ЭйТи Консалтинг" https://at-siberia.ru/

Страница СЦ: https://at-siberia.ru/situacionnyj_centr_glavy_subekta