10.11.2022

Акселерационная программа "Спринт", которую ведет Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), показывает значимые результаты. Среди более чем 200 компаний, которые ее уже прошли, едва ли не каждая уже создала яркий и ценный для российского рынка цифровой продукт. В преддверии нового – уже седьмого по счету – отбора программы "Спринт", который начнется в январе 2023 г., ComNews нашел несколько участников предыдущих отборов, реализовавших уникальные решения.

Акселератор "Спринт" является элементом национального проекта "Цифровая экономика". "Спринт" представляет собой программу развития ИТ-компаний, которая направлена на поиск клиентов и увеличение продаж на российском рынке. Она включает в себя образовательный модуль и трекинг. Эксперты ФРИИ помогают участникам "Спринта" поставить цели и сфокусироваться на развитии проекта. Программа будет действовать до 2024 г. включительно.

Среди ярких представителей предыдущих отборов – красноярская компания "МаксБонус", которая создала программу лояльности для малого и среднего бизнеса в ритейле. "Мы помогаем клиентам с розничными точками превращать программу лояльности из ненужного инструмента в эффективную систему роста выручки", - говорит генеральный директор ООО "МаксБонус" Анатолий Фомин. По его словам, продукт "МаксБонуса" адресован владельцам розничного магазина или сети с высокой частотой покупок, где система лояльности внедрена, но не приносит значимых результатов.

"Мы встраиваем наше решение в любую кассу, сами настраиваем лучшие практики, чтобы все работало само, а также даем инструменты контроля, управления и рекомендаций", - пояснил Анатолий Фомин. По статистике "МаксБонуса", уже в первый месяц после внедрения созданной ею программы лояльности магазин или сеть может увеличить средний чек на 25%, вернуть 30% ушедших клиентов, снизить на 80% расходы на отправку сообщений клиентам, вдвое уменьшить количество негативных отзывов в социальных сетях, а также вовлечь в программу лояльности более половины клиентов.

По итогам участия в акселерационной программе "Спринт" компания "МаксБонус" на 43% нарастила количество подключенных к ее программе лояльности касс и увеличила объем получаемой абонентской платы на 40% - до 454 тыс. рублей в месяц. По данным агентства NeoAnalytics, реально достижимый объем российского рынка (SOM), на котором действует "МаксБонус", составляет 1,2 млрд рублей в год, поэтому компания видит большие перспективы дальнейшего роста.

Не менее оригинальный продукт создала компания "Бизнес Системы" из Омска. Ее разработка – Signpush: рукописная электронно-графическая подпись. Это решение обеспечивает подтверждение документов рукописной юридически значимой электронной подписью. Сервис может хранить изображение и сходство подписи, а также информацию о документах, поставленных подписях, использованном устройстве, географических координатах и т.д.

Генеральный директор ООО "Бизнес Системы" Виктор Перевальский отмечает, что Signpush решает целый комплекс традиционных офисных проблем любого бизнеса, таких как потеря документов, затраты времени на их подготовку, поиск человека для подписи и саму процедуру подписания, а также расход бумаги.

Ключевыми игроками на рынке распознавания и верификации графических подписей до сих пор являлись зарубежные фирмы Adobe (с продуктом EchoSign), Google (SignNow), DocuSign и HellowSign: все они работают с графическим изображением и статической картинкой. "Мы создали и запатентовали алгоритм распознавания с использованием искусственного интеллекта", - пояснил конкурентное преимущество Signpush Виктор Перевальский.

Общее количество комбинаций признаков в алгоритмах верификации Signpush может превышать 200 измерений. В частности, отечественное решение способно анализировать традиционный для определенного человека отступ от краев документа при его подписании (с точностью ± 0,25 мм), ориентацию подписи на листе, наклон авторучки (± 60°) и даже силу давления подписанта на бумагу. Signpush поставляется в виде специального программного пакета и мобильного приложения.

Крупному бизнесу (от 2 тыс. пользователей) ООО "Бизнес Системы" предлагает продажу лицензий на каждую подпись, а малому и среднему бизнесу адресует облачное (SaaS) решение по подписке, с использованием готовых API и SDK. Также разработчик готов брать на себя внедрение и интеграцию Signpush с иными информационными системами заказчиков.

Среди основных результатов акселерации по программе "Спринт", реализуемой по национальному проекту "Цифровая экономика", Виктор Перевальский назвал сегментацию и позиционирование продукта - в том числе для сегментов "Медицина" и "Удаленные сотрудники / абоненты", а также для применения в кадровом электронном документообороте, для внутренних документов, договоров и распоряжений. "В ходе участия в программе "Спринт" мы провели существенный анализ правовой информационной базы, и юридическая сторона вопроса была решена полностью", - отметил еще один значимый итог участия в акселераторе глава проекта Signpush.

В планах команды Signpush на 2022 г. – нарастить объем продаж в России до 50 млн рублей, реализовать проект определения психофизического состояния человека по рукописной подписи (проект носит название "Живой документ") и завершить создание гибридной системы документооборота с усиленной квалифицированной электронной подписью на основе биометрической подписи.

Компания "Эс Уай Ти" развивается в совершенно иной сфере – медийной. Разработанная ею технология StartYourTime (SYT) позволяет синхронно с телепросмотром и в реальном времени получать информацию о происходящем на экране на любом другом устройстве (по принципу second screen) и взаимодействовать с контентом, не прерывая просмотр.

Идея SYT опирается на исследования агентств MediaCom, ViewersLogic и Nielsen, которые показали, что 92% миллениалов пользуется "вторым экраном" при просмотре ТВ и стримингов, 65% телезрителей ищут дополнительную информацию о происходящем на экране, при этом зрители на 75% чаще совершают покупку, если во время показа рекламы держат в руке смартфон.

Уникальные особенности SYT — это технология разметки видео с использованием искусственного интеллекта и запатентованное решение предоставления интерактивного контента через статичный QR-код.

Например, при просмотре спортивной трансляции технология SYT может дать зрителю – при помощи второго экрана и QR-кода – статистику игроков и команд, профили игроков в соцсетях, возможность покупки специализированных спортивных или сувенирных товаров, записи в спортшколу от партнера и т.д. В ходе кулинарного шоу пользователь SYT способен узнать рецепты из выпуска, купить готовый набор ингредиентов, проголосовать за тему следующего выпуска или лучший рецепт. Еще один пример – в ходе художественного фильма благодаря SYT телезритель получает доступ к комментариям по ключевым сценам, а также может узнать интересные факты о фильме и местах съемок, послушать полностью саундтреки, купить предметы в кадре и др.

"Сервис SYT доказал свою востребованность на пилотных проектах с ПАО "Ростелеком" и онлайн-кинотеатром Wink, ставших нашими стратегическими партнерами компании, а также произвел тестовый запуск на канале UFC TV", - проинформировал генеральный директор ООО "Эс Уай Ти" и со-основатель сервиса SYT Василий Корольков. По его данным, пилотные проекты показали, что не менее 5% зрителей сканируют QR-код и переходят на ленту; 40% от посетителей ленты переходят на сайт рекламодателя; среднее время сессии в ленте составляет не менее 6,3 минут, а 25% переходов на ленту — повторные.

Зримыми результатами акселерации по программе "Спринт" Василий Корольков считает запуск SYT на видеосервисе в режиме экрана паузы и дополнительную монетизацию за счет модели подчета показов рекламы (CPM). В качестве перспективных шагов команда "Эс Уай Ти" называет создание продукта для мониторинга эфира федеральных каналов, запуск сервиса SYT в постоянную эксплуатацию на 5-8 разноплановых каналах, экспансию на российские федеральные каналы, а также доработку семантических технологий для снижения нагрузки на контент-менеджеров (целевой показатель снижения – на 80%).

Еще один яркий пример результативности программы "Спринт" - интеграционная платформа управления образовательным продуктом "ЭРАSCOPE", которую разработало ООО "Экосистемс Нетворк". По словам генерального директора и основателя этой компании Андрея Золотарева, это комплексное решение для организации дистанционного обучения сотрудников в организации.

В значительной степени платформа "ЭРАSCOPE" является отечественным ответом на уход с образовательного рынка России иностранных сервисов, таких как Coursera, Moodle и группы решений Microsoft Learn. На рынке присутствует немало российских сервисов, но большинство из них обладают узким функционалом: одни работают как система управления обучением (learning management system, LMS), другие способны управлять взаимоотношениями с клиентами (CRM), третьи представляют собой массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, MOOC), а четвертые являются видеоплатформами для общения. Это заставляет клиентов приобретать сразу несколько таких продуктов, причем каждый из них требует обязательного технического обслуживания. Все это, по словам Андрея Золотарева, приводит к сложному управлению образовательным процессом и разорванному цифровому следу. "Решением этих проблем является "ЭРАSCOPE" - сервис организации и осуществления образовательной деятельности полного цикла", - пояснил бизнес-модель гендиректор ООО "Экосистемс Нетворк".

Платформа "ЭРАSCOPE" содержит функционал LMS, CRM, MOOC и многопользовательской видеоконференцсвязи, а также skill passport и цифровое портфолио каждого обучающегося. Она объединяет в единую экосистему взаимосвязанные проекты онлайн-образования, образовательные организации и обучающихся.

За первые два года существования проекта "Экосистемс Нетворк" вложила 8,5 млн рублей собственных средств и подключила 70 организаций дополнительного профессионального образования, количество зарегистрированных пользователей превысило 28,5 тыс. человек. Компания планирует кратно наращивать выручку – до нескольких сотен миллионов рублей в трехлетней перспективе, наладить сотрудничество с системой высшего образования, корпоративными университетами и платформами инфобизнеса, с информационно-коммуникационной образовательной платформой "Сферум", а также организовать формирование цифрового следа обучающегося с его передачей на портал госуслуг.

Директор ФРИИ Кирилл Варламов напоминает, что программа "Спринт" бесплатна для всех участников. Она направлена на область "Новые коммуникационные интернет-технологии" (как часть федпроекта "Цифровые технологии" национального проекта "Цифровая экономика"). В это понятие входят сервисы, которые адресованы массовым аудиториям. За первые два года работы акселерационной программы "Спринт" ФРИИ провел шесть отборов, в ходе которых было подано более 1000 заявок. Компании, которые хотят присоединиться к успеху акселератора "Спринт", могут подать заявки на 7-ой отбор, который стартует уже в январе 2023 г.