ТЕХНОЛОГИЯ

Хороший хостинг бесплатным не бывает

За последние полтора года спрос на услуги хостинга в России вырос в два раза. Ведущие провайдеры двух столиц отметили прирост клиентской базы на 100 и более процентов. При этом на рынке появилось множество небольших компаний, которые начали активно предлагать услуги по существенно более низким ценам. Средняя стоимость аренды 1 Мб дискового пространства снизилась также практически вдвое – до нескольких десятков центов. Однако крупнейшие хостинг-провайдеры уверены в преимуществах своего сервиса и предрекают уход с рынка мелких игроков.


Хостинг - аренда дискового пространства для размещения интернет-сайтов. На рынке предлагается три вида услуг хостинга: так называемый виртуальный хостинг (простая сдача в аренду дискового пространства); услуга collocation - размещение своего компьютера на технической площадке провайдера; и, наконец, dedicated server - аренда сервера у провайдера с установленным и настроенным программным обеспечением. Услуга dedicated server включает техническое обслуживание и поддержку.
В России массовое распространение получила услуга виртуального хостинга. При том, что эта услуга - самая недорогая, ее покупка позволяет владельцам сайтов создавать и поддерживать весьма сложные проекты: качественные корпоративные сайты, торговые интернет-витрины, каталоги, игровые площадки, хранилища данных и т. п.
Услуги collocation и dedicated server, как правило, предлагают крупные провайдеры - владельцы профессионально оснащенных технических площадок. Но доля клиентов, покупающих эти услуги, не превышает нескольких процентов. Зачастую, у крупных столичных провайдеров услугами collocation пользуется не более нескольких десятков клиентов, а пользователей услуги dedicated server можно пересчитать по пальцам. Как сообщили репортеру "Стандарта" в московском офисе провайдера "Демос-Интернет", услугами collocation этим летом пользовалось около 20 клиентов, а dedicated server - всего два. При этом количество пользователей виртуального хостинга у "Демос-Интернет" в Москве приближалось к 2 тыс.
"Как правило, выделенный сервер - свой или арендуемый - клиенты используют для размещения ресурсоемких интернет-проектов или в случаях, когда для управления сайтом используется оригинальное программное обеспечение", - говорит директор по развитию хостингового проекта HighWay.ru Юлия Покровская.
Ее дополняет директор по информационным технологиям крупного московского провайдера "Зенон Н.С.П." Андрей Подкользин: "Пользователями дорогих хостинг-услуг становятся студии веб-дизайна, а также небольшие хостеры, которые размещают у нас сайты своих клиентов. Последним выгоднее арендовать у нас каналы связи и места на стойках, чем вкладывать деньги в создание собственной инфраструктуры".


От провайдинга до хостинга
В начале развития российского интернет-рынка услуги хостинга предлагали исключительно провайдеры доступа. Большинство из них не рассматривало хостинг в качестве отдельного направления бизнеса. Сегодня даже универсальные телекоммуникационные операторы, которые позиционируют доступ в Интернет в качестве дополнительной услуги для своих абонентов, считают хостинг самостоятельным сервисом.
Например, петербургская телекоммуникационная компания Baltic Communications Limited (BCL) предлагает пока только виртуальный хостинг, активное продвижение остальных хостинг-услуг планируется в ближайшем будущем. Еще не так давно BCL не позиционировала хостинг как самостоятельную услугу, и число ее хостинг-клиентов невелико.
"Однако сегодня зачастую переговоры со многими нашими потенциальными клиентами начинаются с возможностей получения именно услуги хостинга", - уверяет менеджер по развитию интернет-услуг BCL Виктор Ловчиков.
С начала 2000 года хостинг, как отдельное направление, начали продвигать практически все российские интернет-провайдеры. Один из крупнейших в Петербурге - "Петерлинк" - даже создал для продвижения услуг хостинга отдельную компанию.
До 2000 года в России исключительно услугами виртуального хостинга занимались не более десяти компаний (100MB.RU, Sorix, NET.RU и др.). Теперь на рынок вышло множество независимых компаний, которые начали специализироваться на услугах виртуального хостинга. Но, несмотря на их активность, наибольшая доля рынка услуг хостинга остается за традиционными интернет-провайдерами.
Можно говорить о неком структурировании рынка хостинга. Существуют крупные компании, предоставляющие всю линейку услуг - от недорогого хостинга до размещения серверов на специально оборудованных технических площадках. В секторе виртуального хостинга с ними конкурируют небольшие компании, которые обычно предлагают 3-4 типа хостинговых контрактов. Услуги типа colocation и dedicated server эти компании не предлагают. Такие провайдеры стремятся занять нишу предоставления услуг локальным (местным) клиентам. И по ценам, и по набору услуг эти хостеры ориентируются на малый и средний бизнес, а также на частных пользователей. В среднем подобные локальные компании обслуживают по несколько сотен клиентов и, в свою очередь, являются клиентами более крупных хостинг-провайдеров (в основном крупных операторов - владельцев сетей - "ТелеРосс", "Релком", "Демос" и т. п.).
"Есть клиенты, тяжело расстающиеся с 10 долларами в месяц, а крупные компании готовы платить $200 и более в месяц за поддержку корпоративного сайта на качественной площадке, - говорит Юлия Покровская из HighWay.ru. - Многие компании начали ориентироваться на небольшое количество крупных заказчиков, другие - на большое число "недорогих" клиентов".


На глаз
Даже крупнейшие провайдеры предпочитают весьма осторожно говорить о российском рынке хостинга в целом, предлагая упрощенные подходы к его анализу.
Руководитель хостингового проекта Majordomo.ru Денис Имшенецкий сказал репортеру "Стандарта", что год назад пытался произвести рыночные расчеты, но столкнулся с отсутствием готовой методики и корректной исходной информации. Он считает, что традиционные методы подсчета объема и долей рынка к хостингу не применимы.
Его коллега Андрей Подкользин из "Зенона Н.С.П." уверен, что можно найти способы детального исследования рынка хостинга, но, по его данным, более или менее серьезных аналитических исследований российского рынка хостинга пока не проводил никто.
"Данные о том, что было размещено в зоне .ru, касаются пока только серверов на доменах 1-го и 2-го уровней, но в регионах многие размещают сайты на географических доменах 3-го уровня. Об этой части рынка практически ничего не известно", - говорит Андрей Подкользин.
Тем не менее ведущие российские хостинг-провайдеры сходятся во мнении, что количество российских коммерческих клиентов хостинга составляет 70-80 тыс.
При этом провайдеры называют рынок "распыленным": по количеству клиентов на нем лидируют несколько компаний, но основная масса клиентов приходится на небольших провайдеров.
"В целом состояние рынка хостинга соответствует общему состоянию рынка телекоммуникаций - высокий по сравнению с другими секторами российской экономики уровень конкуренции, в основном на ценовом уровне, большое число компаний, предоставляющих сходные услуги", - комментирует Виктор Ловчиков из BCL.


Москва и прочие
Большинство участников рынка соглашается с тем, что географическим центром хостинга в России является Москва, где работает большинство клиентов. Там же дислоцируются крупнейшие хостинг-провайдеры. Следующий по значимости регион - Петербург. По оценкам крупнейших московских и петербургских хостинг-провайдеров, на Москву приходится более 85% рынка всего коммерческого хостинга, на Петербург - около 11%, остальное - регионы. В Москве крупнейшими хостинг-провайдерами являются компании "Зенон Н.С.П." (6 тыс. клиентов), "Русский экспресс" (3,5 тыс.), "Демос-Интернет" (1,8 тыс.), "Голден Телеком", 100MB.ru и HighWay.ru (около 1,2 тыс. у каждого). Первенство на петербургском рынке держат "Петерлинк" и "Вэб Плас" (около 1000 клиентов у каждого).
Главным преимуществом Москвы является развитая сетевая инфраструктура и наличие современных технических площадок. Многие считают, что даже в Петербурге трудно отыскать площадку, отвечающую стандартным требованиям хостинг-провайдера (аварийное электрическое обеспечение, климат-контроль и т. п.).
"Качество площадки для хостинг-провайдера - вопрос выживания на рынке", - говорит Елена Лукьянова, исполнительный директор петербургского ЗАО "Вэб Хостинг", предоставляющего услуги под маркой ValueHost.ru. Эта фирма размещает серверы на площадке московского провайдера, при том, что 95% ее продаж приходится на Петербург.
"Мы оказываем только услуги виртуального хостинга, - говорит Денис Имшенецкий из Majordomo.ru, - мы не занимаемся colocation, dedicated server, так как для этого требуется собственная техническая площадка, которую в Петербурге организовать практически невозможно".
Жесткая конкуренция на телекоммуникационном рынке Москвы обеспечила относительно недорогие услуги для самих хостинг-провайдеров (аренда каналов, площадей, оплата трафика, оборудования и пр.). Цены подобных услуг в Петербурге выше на 10-30%. Как говорят хостеры обеих столиц, в других регионах ситуация и с ценами, и с техническим обеспечением хостинга менее благоприятна.
Столичные провайдеры обслуживают в основном местную клиентуру. Средняя  доля региональных пользователей - не более 20%. И по всей России практика показывает, что клиент предпочитает размещать свои ресурсы у хостинг-провайдера, располагающегося неподалеку.


Как объясняют сами провайдеры, причин тому несколько. Во-первых, не развиты или затруднены системы удаленных платежей, во-вторых, особенность менталитета российского заказчика - обязательность личной встречи с тем, у кого будет заказываться услуга.
"Для предоставления услуг хостинга исполнителю и заказчику встречаться нет необходимости. Проблема удаленности провайдера и клиента существует лишь из-за неудобства перечисления денежных средств", - говорит Арсений Цаплев из петербургской компании "Веб Стайл".


Рост и падение
Появление на рынке хостинга большого числа новых игроков и возросшая конкуренция буквально за полгода привели к падению цен на услуги. Снижение тарифов составило более 50%. Если в начале 2001 года средняя стоимость минимального контракта составляла $10, то к осени эта цифра снизилась до $5.
Падение цен сопровождалось значительным ростом клиентских баз. У компаний, которые взяли старт в начале 2000 года, увеличение числа пользователей составило до 500%. Компании с более продолжительной историей также зарегистрировали рекордные показатели роста: "В первой половине 2001 года мы получили на 40% больше клиентов, чем за аналогичный период 2000 года", - говорит Андрей Подкользин из "Зенон Н.С.П.".
По словам руководителя "Петерлинк Веб" Юрия Степанова, по сравнению с осенью 2000 года прирост клиентов его компании составил 100%. "При этом стоит отметить, - говорит он, - что трафик, потребляемый клиентами, растет еще быстрее".
Провайдеры жалуются, что как и всякий быстрорастущий рынок, современный рынок хостинга характеризуется появлением многочисленных демпинговых предложений и фактов недобросовестной конкуренции. Весной 2001 года несколько крупных российских хостинг-провайдеров даже учредили Ассоциацию операторов телематических служб, "призванную контролировать качество услуг и защищать интересы участников".
Один из объективных недостатков небольших компаний - зависимость от ценовой политики своих арендодателей и связанные с этим частые переезды от одного первичного провайдера к другому. Постоянный поиск ресурсов подешевле превращается в фактор риска для клиентов хостера. Юлия Покровская из HighWay.ru: "Выбор хостинг-провайдера с минимальной ценой услуги - большой риск для бизнеса, который сделал ставку на Интернет".
Конкуренцию коммерческим хостинг-провайдерам составляют также площадки бесплатного хостинга типа Narod.ru . В системе Yandex.Chisla в Рунете проиндексировано более 320 тыс. сайтов, и более 200 тыс. из них располагается на серверах бесплатного хостинга.
Конкуренция на рынке хостинга продолжает возрастать, однако по прогнозам большинства именитых хостинг-провайдеров цены на услуги хостинга уже достигли нижнего предела.


Близкое будущее
По прогнозам  большинства ведущих хостинг-провайдеров Москвы в течение нескольких ближайших лет рынок будет стабильно развиваться - на уровне 100-150% в год.
"Я думаю, рынок будет расти за счет прихода небольшого и среднего корпоративного пользователя, а также компаний, продвинутых в области электронного бизнеса", - говорит Людмила Старикова, руководитель службы маркетинговых коммуникаций московской телекоммуникационной компании "КомСтар". Этот оператор начал активно продвигать услуги хостинга на рынке в начале лета этого года.
По некоторым оценкам, рентабельность бизнеса хостинг-услуг составляет сейчас около 10%.
Ценовая конкуренция постепенно начинает перемещаться в сферу услуг.
"Многие компании отказались от снижения цен как главного фактора привлечения клиентов, - говорит Юрий Степанов из "Петерлинка". - Они ставят на дополнительные услуги - увеличение дискового пространства и прочие сервисы, которые включаются в существующие тарифные планы".
Дошло до того, что хостеры привлекают клиентов отсутствием или символической платой за регистрацию доменного имени первого уровня, которая ранее была обязательным и существенным платежом клиента.
Некоторые деятели рынка считают, что мелкие компании не смогут выжить в условиях, когда даже "недорогой" клиент требует максимального уважения и заботы.
"Мне кажется, процесс вытеснения с рынка мелких компаний завершится уже года через два, а через пять лет рынок российских хостинг-услуг будет поделен между несколькими крупными компаниями", - размышляет исполнительный директор "Вэб Хостинг" Елена Лукьянова.
Хостинг-провайдеры рассчитывают также на приток клиентов с серверов бесплатного хостинга.
"Многие компании,  попробовав бесплатный хостинг, в итоге решают, что за него лучше платить, - говорит Арсений Цаплев, - услуга бесплатного хостинга не гарантирует, в частности, круглосуточной технической поддержки, но зачастую предполагает чужую рекламу на вашем сайте".
Столичные провайдеры с надеждой смотрят в регионы.
"Там слабо развита инфраструктура связи, и это положение в течение ближайших трех-пяти лет вряд ли изменится коренным образом, - говорит Людмила Старикова из "КомСтара". - Многие региональные компании, выходя на российский или мировой рынок, будут вынуждены пользоваться услугами хостеров в Москве и Петербурге".


Дальние горизонты
Однозначного мнения по поводу дальнейшего развития состава услуг и их востребованности на рынке у хостинг-провайдеров нет.
"Согласно статистике использования различных типов хостинга на Западе доля dedicated server неуклонно растет. Этот факт дает основания полагать, что и в России в ближайшее время увеличится популярность dedicated server", - прогнозирует Юлия Покровская, директор по развитию HighWay.ru.
Другие провайдеры высказывают противоположную точку зрения: "Я думаю, в России перспективен только виртуальный хостинг", - говорит Елена Лукьянова.
Провайдеры отмечают перспек-тивность временного хостинга, когда ресурс предоставляется в считанные часы на ограниченное время, например для организации в Интернете сайтов разовых акций (конгрессов, семинаров, выставок).
Популярная на Западе разновидность хостинга - аренда приложения (application service providing, ASP), когда клиент арендует не только дисковое пространство, но также программное обеспечение и его обслуживание, с трудом приживается в России. На Западе перенос на площади провайдера своей информационной системы давно стал нормой, а в России этот процесс только начинается: подобные услуги предлагают единицы.
Среди них можно назвать петербургское ЗАО "Элтел" (HostWay.ru), московские компании HighWay.ru, "Гарант-Парк-Интернет", IBS, "Голден Телеком". "Элтел" предлагает арендовать программу управления веб-сайтами DynaSite разработки российской компании "Рексофт".
Кроме того, "Элтел" весной заключила договор ASP с Microsoft более чем на 15 продуктов. "Гарант-Парк-Интернет" предлагает только два продукта Microsoft. Пока у компаний насчитывается не более 20 клиентов на этот вид услуг.
Совместный проект крупнейшего российского интегратора компании IBS и канального провайдера Cable&Wireless под названием "ДэйтаФорт" открылся в конце июня 2001 года в Москве. Компании заключили соответствующие договоры ASP с Oracle, Sun Microsystems, IBM, Blumig-herd. Однако общее количество клиентов у этих компаний не превышает сотни.


Александр Янкевич





Стандарт №4 (6), октябрь-ноябрь 2001