Журнал Стандарт / №2(14) май 2003
Интернет мобильный и горячий
ТЕХНОЛОГИИ
Интернет мобильный и горячий
"Wi-Fi" и "хот-спот" - в последнее время эти слова стали самыми модными в отечественном интернет-лексиконе. И хотя большинство пользователей всемирной сети даже не знают, что это такое, в России уже появились компании, которые собираются на этом зарабатывать.
Под аббревиатурой Wi-Fi (Wireless Fidelity) подразумевается семейство стандартов беспроводного доступа 802.11. А хот-спотами называются публичные зоны Wi-Fi, эксплуатирующиеся в коммерческом режиме.
Работы над базовым стандартом 802.11 для сетей, работающих в частотном диапазоне 2,4 ГГц, начались в 1990 году. Они были инициированы международной организацией IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers). Исследования длились 7 лет, однако к моменту ратификации стандарта IEEE скорость доступа, заложенная в его спецификации (1 - 2 Мбит/с) перестала удовлетворять требованиям рынка. Поэтому в 1999 году IEEE утвердил стандарт 802.11b, тоже использующий диапазон 2,4 ГГц, но предусматривающий передачу информации со скоростью 11 Мбит/с. Одновременно был разработан стандарт 802.11а, который отличается от остальных не только скоростью доступа (54 Мбит/с), но и рабочей частотой (5 ГГц). Последним появился "переходный" стандарт 802.11g. Он также, как и "а" позволяет передавать данные со скоростью 54 Мбит/с, но при этом работает на частоте 2,4 ГГц.
У них в Европе
Технология Wi-Fi предназначена прежде всего для обеспечения беспроводного доступа к локальным сетям и Интернету владельцев портативных компьютеров и карманных ПК.
Ее главным потребителем пока является корпоративный сектор, где развитие беспроводных решений стимулируется постоянно увеличивающимся числом "мобильных" менеджеров. Как подсчитал институт трудоустройства Великобритании, к 2010 году количество сотрудников европейских фирм, занятых вне офиса, составит 27 млн человек.
Организация так называемых хот-спотов - вторая основная сфера применения Wi-Fi. Публичные беспроводные зоны создаются в местах наибольшей концентрации потенциальных пользователей: в гостиницах, на вокзалах, в кафе, аэропортах. Еще в июле 2002 года во всей Западной Европе существовало не более 800 таких мест. При этом 95% хот-спотов были реализованы в Скандинавии (600 зон), Австрии и Швейцарии. В Германии же насчитывалось около 40 точек публичного доступа, а во Франции и Великобритании вообще существовал запрет на коммерческие беспроводные локальные сети.
За последнее время ситуация в корне изменилась. Уже к весне 2003 года количество европейских зон Wi-Fi достигло 1700, при этом более трети из них созданы за пределами скандинавских стран, Австрии и Швейцарии. Запреты на организацию коммерческих зон сняты. Это привело к тому, что в Англии уже действуют более 200 хот-спотов, а во Франции - свыше 60. По расчетам Gartner Dataquest, к концу 2003 года мировой рынок услуг беспроводного доступа должен составить $2,8 млрд.
![]() |
Исполнительный директор фирмы "Комсет" Александр Григорьев мечтает превратить Петербург в одну большую зону Wi-Fi |
У нас в Москве
В 2003 году хот-споты появились и в России. В Москве они организованы в трех гостиницах сети Mariott - "Тверская", Grand Hotel и Royal Aurora. За $30 в сутки или $10 в час услугами коммерческих зон Wi-Fi могут воспользоваться как постояльцы, так и корпоративные клиенты, проводящие в конференц-залах гостиниц свои мероприятия.
Проект реализован в рамках программы компании Mariott International Inc. по созданию беспроводных сетей в 400 отелях, принадлежащих компании.
В российской столице в качестве интегратора выступила ирландская фирма Fastner Solutions. Разворачивать сети ей помог оператор Moscom Group, а беспроводные каналы доступа обеспечил "Таском".
У последнего участника этого проекта на Wi-Fi большие виды. К концу 2003 года он собирается организовать в столице 75 точек общедоступного беспроводного доступа, а к 2006 году - увеличить их количество до 600. По словам члена совета директоров "Таскома" Сашо Велински, хот-споты будут созданы в гостиницах, аэропортах, магазинах и "тому подобных местах".
За Wi-Fi взялся и оператор сотовой связи "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн"). Он уже обеспечил беспроводным доступом две свои московские площадки, а также офис компании DHL. В мае должна быть сдана в коммерческую эксплуатацию зона публичного доступа в аэропорту "Шереметьево-2". Как сообщил "Стандарту" первый вице-президент оператора Николай Прянишников, до конца года "ВымпелКом" планирует создать до 100 хот-спотов - в аэропортах, бизнес-центрах и гостиницах. Причем, по его словам, Wi-Fi-зоны появятся не только в Москве, но во всех городах-миллионщиках. "Для нас сейчас главное - создать услугу и сформировать спрос. Именно с этого мы начинали, когда выводили на рынок такие технологии, как SMS и GPRS", - подчеркнул первый вице-президент "ВымпелКома".
Тем не менее сотрудники компании рангом пониже сообщили в частных беседах "Стандарту", что развития проекта столь активными темпами ожидать не стоит. По их мнению, в ближайшей перспективе оператор ограничится лишь строительством нескольких новых хот-спотов в пределах МКАД.
Публичные беспроводные зоны в Москве собралась строить и компания Art Communications. В течение 2003 года она планирует открыть 30 хот-спотов в кафе и еще 17 - в гостиницах, пансионатах и клубах.
У нас в Петербурге
Не менее глобальные планы имеют и некоторые петербургские операторы. В Северной столице на Wi-Fi сделали ставку компании "Компьютерные сети" ("Комсет") и "Квантум" (торговая марка Quantum Communications).
Так, "Комсет", по словам его исполнительного директора Александра Григорьева, собирается уже к юбилею Петербурга развернуть в городе более 10 хот-спотов, которые в числе прочего покроют пешеходную зону на Малой Садовой улице - Манежной площади и стрелку Васильевского острова. А к концу года провайдер планирует увеличить количество точек беспроводного доступа в Интернет до 140. Конечная цель "Комсета" - превратить всю территорию Петербурга - от Кронштадта до Пушкина - в одну большую зону Wi-Fi.
Тем не менее к началу мая на счету "Комсета" было только два реализованных проекта - в отеле "Невский Палас" (официально не открыт), и в кофейне Black & White, расположенной на одной из пешеходных зон Васильевского острова. Второй проект, который выполнен совместно с интеграторской компанией "Рамакс Интернейшнл", интересен тем, что беспроводная сеть там используется не только посетителями кафе, но и персоналом. К примеру, все заказы, принятые от клиентов, официанты передают на кухню "по воздуху", так как вместо традиционных блокнотиков они используют наладонные ПК, подключенные к беспроводной сети. Эту возможность обеспечивает автоматизированная система SmartCafe, внедренная в Black & White.
Примечательно, что "Комсет" не только берется обеспечить своим пользователям выход в Интернет, но и хочет создать для них бесплатную городскую информационную систему. По замыслу провайдера, там будут аккумулироваться сведения о текущих городских событиях, справочные данные, информация о местах досуга. "Комсет" даже заявляет, что в рамках системы станут осуществляться трансляции радио- и телепередач, а автомобилисты, к примеру, получат такой сервис, как видеоинформация о пробках на дорогах.
"Квантум" пока организовал только один хот-спот - в боулинг-клубе "Акватория". Однако, как утверждает директор по маркетингу компании Алексей Саминский, это только начало. Уже в мае оператор планирует запустить хот-споты в гостинице "Санкт-Петербург", кинотеатре "Мираж" и на территории Петропавловской крепости. "В наших ближайших планах создать в Петербурге около 200 зон Wi-Fi, - говорит он. - Сколько из них введем в эксплуатацию в этом году, сказать трудно, но мы уже начали активные переговоры с учебными заведениями, гостиницами и бизнес-центрами".
![]() |
Директор по маркетингу компании "Квантум"Алексей Саминский уверен, что уже через два года рынок публичного беспроводного доступа будет поделен между несколькими основными игроками |
Нехитрое дело
Как утверждают операторы, с технической точки зрения создание хот-спотов не представляет особой сложности. Для этого необходимо подвести каналы связи и организовать точку доступа (access point), выполняющую функции концентратора беспроводной сети. Она включает в себя приемопередатчик, интерфейс проводной сети и программное обеспечение для обработки данных. В зависимости от мощности передатчика один access point, работающий на частоте 2,4 ГГц, может обеспечить радиопокрытие в радиусе до 300 метров. Но только на открытой местности. В городских условиях дальность действия оборудования значительно уменьшается - сигнал плохо проходит через стены домов и другие препятствия. Однако так как в основе семейства стандартов 802.11 лежит сотовая архитектура, то в хот-спотах точек доступа может быть несколько. К примеру, в московских отелях Mariott - "Тверская", Grand Hotel и Royal Aurora - их соответственно 30, 24 и 12.
По словам Алексея Саминского, монтаж и запуск точек доступа занимает считанные часы. С учетом времени, необходимого для организации каналов, на создание одного небольшого хот-спота "Квантуму" требуется максимум 2-3 дня. Правда, оговаривается Алексей Саминский, выдерживать столь сжатые сроки возможно только в том случае, если уже накоплен опыт по строительству беспроводных сетей. У "Квантума" он большой - компания построила сеть Radio-Ethernet, которая ныне покрывает весь Петербург.
Затраты на создание зоны доступа относительно невелики. Стоимость access point составляет около $1000, а с учетом стоимости каналов, организация хот-спота в среднем обходится в $3000 - $5000.
Пока все компании предпочитают работать в стандарте 802.11b, обеспечивающем скорость передачи данных 11 Мбит/с (хотя реально скорость ниже - например, в хот-споте "Квантума" она составляет 6 Мбит/с). Однако операторы начинают присматриваться и к стандарту 802.11g. По словам Алексея Саминского, его компания уже получила соответствующее оборудование и приступила к его тестированию.
Тактика продвижения
Самое сложное в коммерческих Wi-Fi-проектах - это раскрутить хот-спот, сделать его услуги востребованными.
В современной России очень незначительное количество людей пользуется ноутбуками. До последнего времени для большинства они были роскошью, а не средством вычислений. К примеру, если в мире по итогам прошлого года на долю портативных компьютеров пришлось от 21,8% до 26% всех продаж ПК, то в России - только 5-6%. Правда, цены на ноутбуки в последнее время сильно упали. Это позволяет рассчитывать, что в будущем переносным компьютерам все же удастся потеснить обычные персоналки и в нашей стране. По прогнозам, в 2003 году в России будет реализовано 200-220 тыс. ноутбуков, что составит рост продаж в 33-47%.
Однако иметь ноутбук, это еще не значит пользоваться услугами хот-спотов. Операторы это понимают, тем не менее не спешат выходить с серьезными маркетинговыми инициативами, направленными на популяризацию зон Wi-Fi. Ныне компании делают акцент на Public Relations, а также на то, что "халява" (бесплатное оказание услуги в тестовом режиме) расшевелит рынок и активизирует потенциальных пользователей. "Решение о начале коммерческой эксплуатации мы будем принимать не раньше конца мая, - говорит Алексей Саминский. - Надеюсь, что к этому времени владельцы ноутбуков оценят удобства пользования зонами беспроводного доступа".
А вот "Комсет" с коммерческой эксплуатацией зон Wi-Fi тянуть не намерен. Он уже определился и с тарифной политикой и с карточной платформой. Все его хот-споты будут разбиты на 5 категорий. Самые демократичные из них - например, организованные под открытым небом - "Комсет" отнесет к первой категории. В таких хот-спотах за минуту разговора с клиентов будет взиматься всего одна условная единица. А Wi-Fi-зону в отеле "Невский Палас" причислят к высшей - пятой категории. Здесь пользоваться "горячим" Интернетом будет уже в 5 раз дороже. Средняя стоимость часа работы в
Интернете в беспроводных зонах "Комсета" будет составлять 100 рублей. "Изначально мы хотели тарифицировать наши услуги исходя из объема трафика, - говорит Александр Григорьев. - Однако остановились на повременной тарификации, - для собственников мест, где создаются хот-споты, это удобнее".
Операторы также задумываются и над организацией проката оборудования. Ведь далеко не каждый ноутбук укомплектован специальным адаптером (радиомодемом), необходимым для обеспечения беспроводной связи. К тому же прокат переносных и карманных компьютеров может значительно увеличить количество пользователей услуги и дать собственникам мест дополнительный заработок.
Запад нам поможет
Создателей хот-спотов очень обнадеживает то, что в последнее время за активную популяризацию Wi-Fi взялись ведущие производители сетевого и компьютерного оборудования - Cisco Systems, Intel, Toshiba, IBM и др. К примеру, Intel заявил о том, что собирается инвестировать $150 млн в развитие семейства стандартов 802.11 и в компании, разрабатывающие беспроводные сети. "Для операторов, занимающихся созданием хот-спотов, у нас есть специальная партнерская программа, - говорит директор по развитию корпоративных проектов российского подразделения Intel Игорь Сысоев. - Мы также проводим тестирование беспроводных зон наших партнеров, присваиваем им фирменный знак. Таким образом мы помогаем раскручивать хот-споты, поскольку в любом уголке мира их теперь можно идентифицировать по единому логотипу". Фирменный знак содержит логотипы Intel inside и Centrino.
Хот-спот "Комсета" в кофейне Black & White стал первым в России, получившим фирменный знак Intel. Однако, по данным "Стандарта", Intel ведет переговоры о партнерстве и идентификации хот-спотов и с другими операторами - "ВымпелКомом", "Квантумом" и Art Communications. "Мы планируем строить зоны Wi-Fi исключительно на собственные средства, - говорит Алексей Саминский, - однако продвигать и рекламировать услугу собираемся совместно с другими компаниями, в том числе с производителями оборудования. Об этом мы и договариваемся с Intel".
Капли дегтя
Как считает директор по маркетингу "Квантума", рынок публичного беспроводного доступа в ближайшее время ожидает активное развитие - до середины 2005 года на нем будет вестись довольно жесткая борьба за место под солнцем. Затем его поделят сильнейшие игроки и наступит эпоха глобального роуминга.
![]() |
Директор по развитию корпоративных проектов российского подразделения Intel Игорь Сысоев хочет пометить все хот-споты фирменным знаком компании |
Тем не менее есть причины, способные затормозить этот процесс. Например, более медленное, нежели предполагают операторы, формирование спроса на услугу.
Также негативное влияние на развитие рынка могут оказать регулирующие органы. Хотя процедура получения разрешения на работу в частотном диапазоне 2,4 ГГц носит заявительный характер, юридические сложности, связанные с организацией хот-спотов, отнюдь не исключены. "Радиочастотный центр может рассматривать заявку не один месяц, - констатирует Александр Григорьев. - К тому же на этой частоте работает много операторов. А они могут убедить разрешительные органы в том, что новый хот-спот будет мешать их работе. В таком случае заявка не будет удовлетворена вообще".
Еще один важный момент - неготовность владельцев гостиниц, бизнес-центров, точек общепита, и прочих мест досуга участвовать в подобных проектах. Ведь речь идет отнюдь не о получении от них формального разрешения на организацию беспроводной зоны доступа. А о том, чтобы они стали полноценными участниками проекта, а в ряде случаев и вложились в него материально. По словам Александра Григорьева, "Комсет" предлагает своим партнерам финансовое участие в размере 40% от себестоимости всех работ, связанных с организацией хот-спота, - до $2000. При этом нельзя забывать, что коммерческая составляющая проекта главным образом будет зависеть от активности партнера провайдера. Именно он станет напрямую работать с конечным клиентом, продавать ему карты доступа, сдавать ноутбуки в аренду.
И все же компании готовы рисковать. "В этой борьбе победят первопроходцы. По принципу: кто первый встал, того и тапки", - объяснил "Стандарту" Алексей Саминский.
|