ОБЗОР

От двери до двери

Светлана Зайцева


Государственная почта утратила монополию на предоставление услуг доставки. Этим воспользовались частные курьерские службы, создав оптимальные условия для скоростной пересылки писем и грузов.


Крупнейшей курьерской службой, работающей в России, является международная компания DHL. На ее долю, по данным агентства Research International, приходится 53% отечественного рынка, что составляет примерно 1,3 млн отправленных заказов в год. Кроме нее, основными игроками на российском рынке являются такие крупные международные службы экспресс-доставок, как UPS (United Parcel Service), FedEx (Federal Express) и TNT. Успешно развивают свою деятельность и отечественные компании: «ЕМС Гарантпост» (национальный оператор экспресс-почты, представляющей в России мировую сеть Express Mail Service), курьерская компания «СПСР», «Пони Экспресс» и др.
Службы экспресс-доставки уверенно заняли свою нишу. Почтовые услуги обходятся значительно дешевле, но проигрывают в качестве и скорости. «Разница между экспресс-доставкой и почтой примерно такая же, как между такси и троллейбусом, – говорит начальник отдела маркетинга UPS в России Максим Зюзин. – Такси везет быстро, удобно и в нужное вам место. Но за это приходится дорого платить. Троллейбус же двигается по своему маршруту медленно, но проезд в нем стоит считанные рубли».
Подобного мнения придерживаются и сотрудники DHL, которые заявляют, что даже не пытаются конкурировать с почтой. «Классическая почта и экспресс-доставка – разные услуги для разной целевой аудитории, ведь они отличаются по скорости и надежности», – считает коммерческий директор DHL в СНГ и странах Балтии Роланд Томас.
Если сроки доставки у экспресс-служб определяются днями, то почтовые отправления, как правило, идут неделями. В некоторых городах почтовые ведомства испытывают особые сложности, как, например, в Петербурге. В начале прошлого года администрация Северной столицы приняла решение повысить арендную плату для почтовиков. В результате многие отделения связи, особенно в центре города, оказались на грани банкротства, а некоторые и вовсе закрылись. Позже петербургский парламент принял закон «О поддержке федеральной почтовой связи в городе, но исправить сложившуюся ситуацию пока не удалось: многие почтовые отделения до сих пор числятся в должниках.
Услуги курьерских служб имеют целый ряд дополнительных преимуществ перед почтой – это доставка груза прямо по указанному адресу, возможность вызова курьера по нужному адресу в нужное время, доступ к информации о местонахождении посылки.
Сроки доставки у курьерских компаний разные и по некоторым направлениям могут отличаться в 2-3 раза. В среднем доставка между двумя российскими столицами занимает один рабочий день, из Москвы в Европу -1-3 суток, в США – от 1 до 4, в Африку и Азию 2 – 4, в Австралию – от 3 до 6 суток. Цена же зависит от расстояния, направления и веса и размера груза. Например, отправка книг весом 0,5 кг из Петербурга в Москву будет стоить (без учета налогов) от 395 до 870 рублей.


Специфика экспресс-работы
Курьерские службы редко отправляют корреспонденцию напрямую в город, где находится адресат. Обычно перевозки происходят поэтапно. Сначала все грузы сортируются по направлениям, упаковываются и оформляются. Затем следует их загрузка в трейлер для доставки в аэропорт. Самолеты летят в главный операционный центр (как правило, это аэропорт Шереметьево), где груз сортируется и отправляется дальше – в пункты назначения. Для грузов, подлежащих таможенному оформлению, обеспечивается прохождение всех необходимых процедур. У каждой серьезной компании есть свой интернет-сайт, где предоставляется возможность отслеживать процесс доставки груза в режиме реального времени. Всегда можно получить подтверждение времени и даты доставки.
Скорость доставки напрямую зависит от транспортного оснащения компании. В авиапарке UPS к концу 2002 года находилось 583 авиалайнера, из которых 257 – в собственности компании, а остальные арендовались. Компания использует свой собственный ежедневный авиарейс и может доставить документы в Европу и США на следующий день утром. Такой же результат может показать компания DHL. Парк самолетов, находящихся у нее в лизинге, составляет 250 единиц.
Для доставок грузовых отправлений компании также используют «автопоезда».


Attention!
Любое отправление за границу имеет свои особенности. В каждой стране действует собственное таможенное законодательство, и даже в странах Евросоюза отличия в таможенных правилах могут быть весьма существенны. Например, в Германию и на Украину запрещена пересылка паспортов. Если при досмотре таможня обнаружит в отправлении паспорт, его задержат и  вернут только владельцу, которому придется приехать за паспортом самостоятельно. Совершенно другие законы царят в Англии и в Италии, где можно послать паспорт просто в конверте. Две дискеты в США можно отправить в конверте, как документы. Во Франции такая посылка считается грузом, требующим сопроводительных документов и таможенного оформления. В Австралию запрещен ввоз семян, в Польшу и Германию нельзя ввозить лекарственные препараты, во Францию и на Украину запрещен ввоз любых продуктов питания.
Существует и список предметов, которые не принимаются к перевозке ни при каких обстоятельствах. Это наличные деньги, оружие, боеприпасы, наркотики и т.  д. Компании экспресс-доставки не перевозят грузы, имеющие класс опасности – ядовитые, взрывопожарные и радиоактивные вещества. Также не перевозятся подакцизные товары – спиртные напитки, икра, табачные изделия и др., так как они требуют оформления в специализированной акцизной таможне.


Особенности национальной доставки
Международная доставка сильно отличается от доставки по России, где, как известно, существуют две беды, одна из которых сильно осложняет работу курьерским службам. И без того не идеальные родные дороги во время весенних половодий превращаются в непреодолимое препятствие. «Такая проблема возникает каждую весну, и тогда нам приходится пользоваться паромами и вертолетами», – говорит директор по продажам компании СПСР Надежда Романова. Иногда приходится отказывать частным лицам в доставке по мелким городам, удаленным от районных центров. С компаниями в таких случаях договариваются индивидуально.
«Наиболее проблематичен и дорог для доставки Приморский край – до пяти суток доставки груза. С Якутской и Тюменской областями возникают небольшие проблемы – там очень большие расстояния с малым количеством крупных населенных пунктов», – отметил генеральный директор петербургского филиала «ЕМС Гарантпост» Вячеслав Блощаневич.
Часто у компаний возникают сложности на удаленных территориях за Уралом из-за слабого развития транспортной инфраструктуры. Единственными местами, куда практически невозможно доставить отправление, являются Чечня и Ингушетия.


Гарантийный срок
Что касается гарантии доставки по времени, то здесь у каждой компании свой подход. UPS в России не предоставляет стандартной услуги «Money-bask-guarantee», когда при нарушении сроков по вине компании отправителю компенсируется стоимость перевозки. В UPS не видят такой необходимости. Сегодня в соответствии с регламентируемыми сроками доставляется более 99% отправлений. «В тех редких случаях, когда налаженная технология доставки дает сбой, вопрос с компенсацией клиенту решается в индивидуальном порядке», – сказал Максим Зюзин.
«Доля брака в работе «ЕМС Гарантпост» составляет менее 0,5% от общего объема перевозок. Тем не менее у нас разработана программа компенсации за опоздание груза. Если срок опоздания не превышает 5 суток, то клиенту возвращается 30% от стоимости доставки. В случае задержки на 5 – 10 суток доставка груза обходится для клиента в два раза дешевле, ну а если груз задерживается в дороге более чем на 10 суток, то мы доставляем его бесплатно», – рассказал Вячеслав Блощаневич. Кроме того, на всякий случай возможна страховка груза. Правда, это уже не входит в стоимость доставки – она оплачивается дополнительно.
А вот собственная ответственность FedEx не превышает $100 за одно отправление и включена в стоимость услуг по экспресс-доставке.


Кто клиент?
Большинство клиентов курьерских служб является физическими лицами, но основную прибыль компании все же получают от заказов коммерческих фирм. Например, в петербургском филиале компании «ЕМС Гарантпост» деловой сектор занимает половину от всего количества клиентов, принося при этом 75% от общего дохода.
В DHL также основными своими клиентами считают юридических лиц. «Для подобных заказов планка ожиданий и требований к экспресс-перевозчику очень высока. Наши крупнейшие клиенты работают в различных сферах бизнеса. Очень радует, что в их число все чаще и чаще входят российские компании», – сказал Роланд Томас.
По словам Надежды Романовой, в «СПСР» 98% всех клиентов – юридические лица, 15% от которых являются крупными компаниями. Это связано с тем, что для корпоративных клиентов служба экспресс-доставки является важным звеном цепочки в непрерывном технологическом процессе.


О курьерах
На первый взгляд, работа курьера в службе экспресс-доставки не сложна. Что может быть проще, чем подъехать к клиенту, забрать (или доставить) груз и проверить правильность оформления документов. Но легкость подобной деятельности мнимая. Курьер международной службы экспресс-доставки, как правило, имеет хорошее образование, знает английский язык, свободно обращается со сложной техникой, в том числе и со специальными компьютерными устройствами. С момента расписки на накладной и до сдачи груза на сортировку курьер несет полную материальную ответственность за вверенный ему груз. «Курьер СПСР является одновременно хорошим водителем и специалистом по работе с клиентами. Он должен уметь грамотно говорить, знать все наши инструкции и обладать базовыми знаниями в бухгалтерии», – рассказала Надежда Романова.
«В Петербургском филиале «ЕМС Гарантпост» работает порядка 35 автокурьеров, каждый из которых имеет опыт работы водителем и умеет обращаться с техникой. Они обеспечиваются сотовым телефоном, кассовым аппаратом и весами. Также в штате нашего филиала состоит 50-70 пеших курьеров», – сказал Вячеслав Блощаневич. По его словам, из 3-4 претендентов на вакансию курьера отбирают лишь одного.


О курьезах
Часто службам экспресс-доставок приходится перевозить довольно оригинальные грузы. Так, например, через DHL клиенты отправляли 200 пар туфель ближневосточной принцессы, забытые ею в поездке по США. Приходилось перевозить трактор в Англию от фермера из Чикаго и африканского жирафа в Лондон.
В компании «ЕMS Гарантпост» с улыбкой вспоминают о перевозках живых омаров. Часто приходится доставлять полотна художников. Запоминающимся грузом UPS можно назвать кита-касатку, «актера» известного фильма «Освободите Вилли». Теплый климат китам не подходит, и после съемок его решили отпустить на свободу. «Чтобы перевезти многотонную «крошку» из Ньюпортского океанариума в родные воды у побережья Исландии, нам пришлось задействовать переоборудованный в бассейн трейлер, специальные краны с подъемниками и не один десяток людей», – рассказал Максим Зюзин.


Планы на будущее
Все крупнейшие игроки строят благоприятные прогнозы на будущее – компании будут осваивать проблемные регионы и увеличивать объемы продаж. В частности, компания СПСР собирается открывать новые филиалы в Приволжье и на Дальнем Востоке.
«Благоприятный инвестиционный климат в России позволяет нашей компании строить смелые планы», – считает Вячеслав Блощаневич. По его словам, в Петербургском филиале «EMS Гарантпоста» надеются на увеличение объемов продаж на 30%.
Преисполнен оптимизма и Роланд Томас: «Рост рынка экспресс-доставки и логистики будет происходить очень динамично. Я думаю, что в ближайший год объем продаж увеличится на треть».






Стандарт №3 (15), июль-август 2003