Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
 Поиск
USD 62.87 EUR 70.79
20 июля 2019 года, Сб
РЕПОРТАЖ

Третье дыхание ГЛОНАСС

Олеся Якунина,
Леонид Коник

Российская сеть ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), некогда представлявшая собой гордость Советского Союза в борьбе за лидерство в космическом пространстве, сегодня работает как дополнение к американской спутниковой сети глобального позиционирования GPS (Global Positioning System). Однако Федеральное космическое агентство (ФКА) уверяет, что в ближайшие несколько лет ситуация изменится в корне, и ГЛОНАСС станет самодостаточным игроком на рынке определения координат подвижных и стационарных объектов.

Сейчас на орбите находятся 11 спутников системы ГЛОНАСС. По данным ФКА, еще до конца 2004 г. состав спутниковой группировки ГЛОНАСС будет доведен до 14 аппаратов, к 2007 г. количество спутников планируется увеличить до 18, а полностью система будет развернута в 2010–2011 гг.: к этому моменту на орбите будет действовать 24 космических аппарата ГЛОНАСС.
Конкурирующая система GPS разрабатывалась с 1974 г. и была развернута в полном составе в 1985 г. Сейчас в ее составе работает 24 спутника, кроме того, еще несколько космических аппаратов выполняют функцию резервирования. GPS способна определить координаты объекта с точностью до 5,5 метров. Действующие спутники ГЛОНАСС обеспечивают точность около 30 м, однако новые спутники ГЛОНАСС-М, которые будут запускаться в IV квартале 2004 г., имеют точность до 12 м. Сейчас в России ведется разработка спутника с точностью определения местоположения объекта до 10 м – этот аппарат под названием ГЛОНАСС-К предполагается впервые вывести на орбиту в 2008 г. При этом заместитель руководителя ФКА Георгий Полищук идет дальше: он заявляет, что в течение ближайших 5–7 лет ГЛОНАСС сможет добиться точности позиционирования до 3–5 сантиметров.

По словам Владимира Климова, начальника отдела космических комплексов навигации и геодезии ФКА, система ГЛОНАСС работает практически с одинаковой точностью как для гражданских заказчиков, так и для военных. Для определения координат каждого объекта в системе ГЛОНАСС, как и в GPS, необходимо минимум три спутника, видимых из одной точки. Запуск ГЛОНАСС осуществляется ракетой-носителем «Протон», который несет на себе одновременно три спутника.
Пока законодателем моды на рынке космической навигации остаются США с системой GPS, которая успешно использовалась и в недавних военных конфликтах. Многие игроки рынка космической навигации отмечают, что пока никто не рассматривает ГЛОНАСС как самостоятельную систему, и даже российские военные используют ее лишь в качестве резервной совместно с GPS.

Как все начиналось
Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС состоялся в 1982 г. Но «звездные войны» закончились для России быстро и печально: из-за малого ресурса уже через два года с момента доведения спутниковой группировки до полного состава из 24 космических аппаратов она сократилась более чем вдвое. В 1987 г. спутников осталось девять. Ситуация временно улучшилась в 1993 г. с выходом распоряжения Президента РФ о принятии ГЛОНАСС в штатную эксплуатацию, и к 1995 г. количество спутников достигло 26 штук. Однако с этого же года все вернулось на круги своя – началась деградация группировки, так как срок годности спутников истекал, а новые аппараты не запускались. Это привело к тому, что к концу 2001 г. работало всего восемь аппаратов ГЛОНАСС. Для исправления создавшегося положения в 2001 г. правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система» со сроком реализации до 2011 г. Координатором программы было названо Российское космическое агентство (Росавиакосмос).

Георгий Полищук отмечает: «В 2002–2003 гг., в рамках реализации целевой программы, увеличилось среднее время навигационного обеспечения в сутки с 20% до 55% по поверхности Земли и с 23% до 64% – по территории России. Кроме этого, сокращено максимальное время ожидания навигации с шести до четырех часов. Успешное выполнение программы продемонстрировало потребителям в стране и за рубежом, что российская спутниковая навигационная система жива».

«Основной причиной нынешнего состояния группировки ГЛОНАСС, иначе говоря, прекращения запуска спутников и остановка разработок, является недофинансирование», – жалуется Владимир Климов. Согласно его данным, запуск трех космических аппаратов ГЛОНАСС стоит 1,8 млрд рублей (или более $60 млн).

Начальник отдела космических комплексов навигации и геодезии Федерального космического агентства Владимир Климов: «Два года реализации программы показали, что ГЛОНАСС конкурентоспособен»

Сквозь тернии к звездам
Деградация системы ГЛОНАСС поставила под вопрос само ее существование. В результате отечественный рынок стал заполняться аппаратурой импортного производства, работающей по сигналам американской системы GPS.
Многие российские провайдеры услуг GPS отмечают, что из-за небольшой численности спутниковой группировки ГЛОНАСС определение координат объекта может отложиться на несколько часов. Некоторые участники рынка сетуют на некачественную работу системы в целом. Менеджер проектов одного из таких провайдеров – ООО «Русслайн.ру» (торговая марка RussGPS) – Артем Русаков говорит: «Мы работаем с американской спутниковой группировкой GPS в первую очередь потому, что она дает нашим пользователям больше возможностей. Оборудование стандарта GPS стоит намного дешевле. Кроме того, у ГЛОНАСС спутников значительно меньше. Поэтому, работая с GPS, мы можем быть уверены, что у наших пользователей не возникнет сложностей из-за несовершенства самой спутниковой системы и в любой момент времени минимально необходимое количество спутников – три – будут «видеть» объект».

Стоимость абонентского оборудования ГЛОНАСС пока значительно превосходит цены терминалов GPS. Директор компании «Термотех» – разработчика систем слежения на основе ГЛОНАСС и GPS – Павел Итин сказал корреспонденту «Стандарта»: «Для системы GPS приемники производятся миллионными партиями. Платы для них стоят $50–150, тогда как комбинированные платы GPS/Глонасс – $500–1000». Правда, Вадим Жолнеров, директор по научной и инновационной работе ОАО «Российский институт навигации и времени» (РИРВ) видит проблему под другим углом: «Принципиально стоимость клиентского оборудования не зависит от стандарта принимаемых и обрабатываемых сигналов – ГЛОНАСС или GPS. Она определяется спросом на оборудование и, соответственно, целесообразным объемом средств, вложенных в разработку. Сотни миллионов долларов, потраченные на разработку навигационной аппаратуры потребителей GPS, понизили стоимость базовой функции приема и обработки сигналов GPS до уровня менее $100 (а реализуется она в виде платы размером «дюйм на дюйм»). Упрощенные платы GPS для сотовых телефонов стоят сегодня около $10. При этом и емкость рынка такого оборудования – сотни миллионов единиц, что оправдывает вложенные в разработку средства. Объемы инвестиций в абонентское оборудование ГЛОНАСС до последнего времени не достигали и одного процента от вложений в терминалы GPS».

Вадим Жолнеров отмечает, что начиная с 2001 г. ценовая ситуация радикально меняется. В результате уже сейчас стоимость профессиональной навигационной аппаратуры потребителей, работающей одновременно в стандартах ГЛОНАСС и GPS, сопоставима со стоимостью аналогичной аппаратуры GPS (за исключением массовой аппаратуры индивидуального пользования). Интегрированный базовый приемоизмерительный модуль, реализующий функцию приема и обработки сигналов ГЛОНАСС и GPS, стоит примерно на $200–300 дороже, чем односистемный модуль GPS. В то же время стоимость терминалов ГЛОНАСС/GPS, использующих в качестве основы такой модуль, сопоставима, а в ряде случаев даже ниже стоимости односистемной профессиональной аппаратуры GPS. Характерным примером являются морские автоматизированные идентификационные системы, где стоимость ГЛОНАСС/GPS оборудования ниже стоимости аналогичного GPS-оборудования. ОАО «Российский институт радионавигации и времени» разрабатывает и серийно выпускает интегрированные терминалы, работающие по сигналам ГЛОНАСС и GPS.

Менеджер проектов RussGPS Артем Русаков считает, что ГЛОНАСС отстал от GPS на несколько лет и вряд ли догонит

Навигация вне закона
По словам Владимира Климова, погрешность в позиционировании обеих систем одинакова. Однако российское законодательство (Закон «О государственной тайне» и связанные с ним подзаконные акты Министерства обороны) допускает точность определения координат не более 30 метров, поэтому оборудование должно предварительно «загрубляться». Но все знают о том, что на самом деле никакого загрубления не происходит. За границей зачастую используется иное решение: никакого «загрубления» оборудования не происходит, а там где точность определения координат не нужна или даже опасна, ставят специальные помехосоздающие устройства.
По мнению Вадима Жолнерова, существует необходимость в разработке нормативно-правовых актов, предусматривающих придание статуса закона Радионавигационному плану РФ, защиту отечественных производителей абонентского навигационного оборудования и снижение существующих ограничений на точность определения координат. Павел Итин отметил: «Основным моментом, требующим законодательного вмешательства в России, является уменьшение погрешности определения местоположения. Все используемые сегодня навигационные приборы имеют более высокую точность, чем разрешенные 30 м, и теоретически каждого их потребителя можно посадить».

Маркетинговые моменты применения ГЛОНАСС также далеки от совершенства. «Во всем мире есть электронные карты, по которым можно определить координаты, при этом данные поступают в компьютер. Но в России доступ разработчиков к базе электронных карт очень дорог. В результате получаются очень дорогие продукты для потребителя», – отметил Павел Итин.

Полный вперед
Владимир Климов отметил: «GPS долгое время применялся потому, что люди не верили, что ГЛОНАСС возродится, что это возможно. Два года реализации программы показали, что ГЛОНАСС конкурентоспособен и будет работать далее. Учитывая масштабы России, без ГЛОНАСС просто не обойтись. По распространенности в будущем ГЛОНАСС сможет сравниться с сетями сотовой связи». Георгий Полищук добавил: «Уже через пять лет трудно будет представить нашу жизнь без использования навигационных технологий. Средства координатно-временного обеспечения сейчас определяют уровень развития государства, активно внедряются и в повседневную жизнь. С повышением точности позиционирования до 3–5 см в ближайшие 5–7 лет сфера применения космических навигационных систем неизмеримо расширится. Для России с ее обширной территорией и инфраструктурой значение внедрения средств спутниковой навигации возрастает многократно».

Артем Русаков был не так оптимистичен: «Американская система GPS уже достаточно развита. ГЛОНАССу потребуется не один год, чтобы достигнуть того же уровня, в то время как GPS шагнет еще дальше».

Павел Итин отметил: «Если смотреть с позиции национальной безопасности, то ГЛОНАСС всегда будет существовать. Но не следует забывать об опасности использования GPS: у американцев есть так называемый рубильник, и в один прекрасный день они могут отключить навигацию по GPS в других странах. ГЛОНАСС сможет значительно уменьшить потери во время военных действий. В будущем военная составляющая поспособствует развитию и гражданского применения ГЛОНАСС».

Сейчас перед участниками проекта ГЛОНАСС стоит задача вновь довести космическую группировку к 2007 г. до 18 космических аппаратов. Полное восполнение до штатного состава – 24 аппарата планируется закончить в 2010–2011 гг. «Технические возможности для реализации подобных планов у нас есть. Восполнение группировки будет происходить за счет нового аппарата – ГЛОНАСС-М. Испытания ГЛОНАСС-М начались в декабре 2003 г., в июне 2004 г. он был принят к запуску. ГЛОНАСС-М отличается от предыдущих аппаратов тем, что у него введен второй гражданский сигнал, позволяющий получать более точную информацию. Помимо вдвое более высокой точности, последний аппарат может действовать в течение семи лет, а не трех, как это было ранее. Сейчас начались разработки ГЛОНАСС-К, со сроком использования 10 лет и точностью 10 метров. К тому же ГЛОНАСС-К в два раза легче ГЛОНАСС-М. Первый запуск аппарата ГЛОНАСС-К планируется осуществить в 2008 г.», – сообщил Владимир Климов. Георгий Полищук добавил: «В долгосрочных планах ФКА – введение на «Глонасс-К» третьего гражданского сигнала в новом частотном диапазоне (1164-1215 MHz), что позволит гражданской авиации использовать ГЛОНАСС в качестве основного средства и обеспечит позиционирование потребителя с точностью десятков сантиметров и более.

По экспертным оценкам ФКА, планируемый доход от использования системы ГЛОНАСС через пять лет после запуска 18 спутников достигнет 16 млрд рублей в год. В США суммарный экономический эффект от использования системы GPS и объем продаж GPS-оборудования ежегодно составляет около $8 млрд, а в Европе этот показатель оценивается в 12 млрд евро.

Участники создания глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС)

1) Министерство обороны РФ – заказчик, контролирующий разработку, развертывание, поддержание и управление группировкой;
2) Научно-производственное объединение прикладной механики им. академика М.Ф. Решетова (НПО ПМ) – головной разработчик системы ГЛОНАСС и автоматизированной системы управления спутниками;
3) Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП) – разработчик наземного комплекса управления ГЛОНАСС;
4) Российский институт навигации и времени (РИРВ) – разработчик спутниковой и наземной системы синхронизации и времени;
5) Производственное объединение «Полет» (ПО «Полет») – разработчик спутника ГЛОНАСС.
Заказчиками проекта являются федеральные органы исполнительной власти, которые и финансируют проект. Федеральное космическое агентство (ФКА) – бывший «Россавиакосмос» – отвечает за поддержание орбитальной группировки. Федеральное агентство промышленности (ФАП) является заказчиком оборудования ГЛОНАСС. У ФАП есть компании-подрядчики, которые занимаются производством оборудования, а также разрабатывают потребительскую навигационную аппаратуру.
Для координации межведомственных вопросов по ГЛОНАСС создан межведомственный координационный совет, а для обсуждения и решения сложных технических вопросов – проблемный совет.

Стандарт №3 (21), сентябрь 2004

Анонс
Контакты

Учредитель и издатель журнала "Стандарт" – Группа компаний ComNews.

Адреса:

107140, Москва, Верхняя Красносельская ул., д. 2/1, строение 1, офис 516.
Телефон: +7 495 933 5483, +7 495 933 5485

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., дом 22, литера Т, офис 18Н
Телефон: +7 812 670 2030

Ваши замечания, пожелания, идеи,
пожалуйста, направляйте по адресам
редакции или по e-mail info@comnews.ru

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости