Наталья Хайтина Story


Новая история дома Сименса

Уже почти 90 лет на Кожевенной линии Васильевского острова в Петербурге стоит заколоченный дом немецкого промышленника и русского дворянина Карла Сименса, одного из братьев Сименсов, еще в позапрошлом веке создавших грандиозную высокотехнологичную империю. От полного разрушения здание спасли новые инвесторы завода "Севкабель" (ранее - "Сименс и Гальске"). Они решили выкупить помещение у государства для реставрации и организации Музея русского кабеля.












Дом Карла Сименса. Фото XIX и XX I вв.


Карл Сименс (1829-1906) сыграл значительную роль в истории промышленности России. А российский рынок помог подняться на ноги бизнесу братьев Сименс, родоначальников корпорации Siemens. Карл был одним из десяти детей Христиана Фердинанда Сименса и Элеоноры Дейхман. Шестеро братьев Сименсов - Вернер, Вильгельм, Фридрих, Карл, Вальтер и Отто - получили техническое образование и вели предпринимательскую деятельность в Германии, Англии, России и Австрии. В 1847 году в Берлине инженером и изобретателем Вернером Сименсом, механиком Иоганном Георгом Гальске и их компаньоном Иоганном Георгом Сименсом (двоюродным братом Вернера Сименса) была основана Телеграфно-строительная компания "Сименс и Гальске". Тогда она представляла собой небольшую мастерскую точной электромеханики.


Карл Сименс, младший брат Вернера, в 1853 году принял гражданство Финляндии, что дало ему возможность стать русским купцом и пользоваться соответствующими правами и привилегиями, ведь Финляндия входила тогда в состав Российской империи. Предпринимательскую деятельность новоиспеченный купец Карл Федорович начал в Выборгской губернии, а затем перебрался в Санкт-Петербург. Карл основал российское отделение "Сименс и Гальске", которое возглавлял целых 35 лет - с 1855 по 1890 год. Вплоть до 60-х годов XIX века показатели петербургского отделения по собственному обороту и числу сотрудников превышали соответствующие показатели берлинского предприятия.


Предпринимательскую деятельность в России Карл Сименс вел до самой своей кончины в 1906 году, хотя в разные периоды уезжал из страны. Так, с 1969 по 1979 год он руководил семейным предприятием в Лондоне, а после смерти брата Вернера в 1892 году занимался делами фирмы в Берлине, но ежегодно приезжал в Санкт-Петербург.
За годы своей деятельности Карл Сименс получил звание купца первой гильдии, а в 1895 году - потомственное российское дворянство от Николая II, которое распространялось также и на его детей, рожденных до пожалования.


Первым контрактом Сименсов с Россией стала поставка 75 телеграфных аппаратов для первой телеграфной линии между Санкт-Петербургом и Москвой в 1851 году. А 1852 год, по признанию самого Вернера Сименса, стал поворотным в его предпринимательской карьере благодаря крупным российским контрактам на строительство и обслуживание телеграфных линий. До того в России действовал оптический телеграф. Компания же "Сименс и Гальске" построила подземную телеграфную линию Петербург - Ораниенбаум, а в 1853 году протянула ее дальше под водой к острову Кронштадт. Здесь впервые в мире был использован подводный кабель с резиновой изоляцией.


Под руководством Карла Сименса были проложены телеграфные линии Зимний дворец  - Гатчина, Петербург - Ревель (Таллин), Петербург - Ковно. Во время Крымской войны (1853-1856) по заказу казны "Сименс и Гальске" построила телеграфные линии Петербург - Гельсингфорс (Хельсинки) и Гатчина - Варшава, а также протянула линии Москва - Киев, Киев - Одесса и Одесса - Севастополь, Николаев - Перекоп - Севастополь. Через Берлин Россия была включена в международную телеграфную сеть.


Воздушная телеграфная линия Петербург - Варшава впервые была выполнена на телеграфных столбах и имела протяженность 1100 верст. Ее соорудили за несколько месяцев два строительных отряда, идущих по трассе навстречу друг другу. Один из Петербурга возглавлял Карл, а второй из Варшавы - Вернер. Так же быстро, по личному указанию Николая I, Сименсы проложили телеграфную линию Николаев - Перекоп - Севастополь. Работы заняли всего четыре месяца. Однако к тому времени, когда появилась телеграфная связь с Севастополем, город пал.
После завершения строительства основных телеграфных линий российское отделение "Сименс и Гальске" сконцентрировалось на техническом обслуживании установленного оборудования и проведении ремонтных работ. В 1855 году Карлу Сименсу удалось в обмен на невероятные по тем временам гарантийные сроки в 6-12 лет на поставляемое фирмой оборудование получить от российского правительства эксклюзивные права и деньги на эксплуатацию и ремонт телеграфных линий, а позже и на охрану линий. В 1960 году началось строительство телеграфной линии между Тифлисом и Боржоми на Кавказе. В этом проекте участвовали младшие братья Карла - Вальтер и Отто. В конце 60-х годов Сименсы занимались прокладкой индоевропейской телеграфной линии.


Телеграфная сеть России. 1853 год


В связи с тем что импортируемая продукция облагалась в России большими пошлинами, в 1879 году Карл Сименс построил на Кожевенной линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге кабельный завод "Сименс и Гальске", положивший начало российской кабельной индустрии. Первой продукцией завода были графитовые стержни для освещения улиц, а позже - телеграфные и осветительные провода.


В 1884 году "Сименс и Гальске" заменила газовое освещение Невского проспекта на электрическое. Карл Сименс имел лицензию на использование в России ламп Эдисона. Еще два года спустя, по заказу императора Александра III, компания провела электрификацию Зимнего дворца. В 1896 году, перед коронацией Николая II, Сименсы получили подряд на установку электрических фонарей в центре Москвы и в Кремле, где должны были проходить основные торжества.


Акционерное общество "Сименс и Гальске" постепенно расширяло сферу своей деятельности в России. Кроме кабельного завода и фабрики по изготовлению телеграфного и телефонного оборудования Карл Сименс построил на 6-й линии Васильевского острова огромный завод по производству телефонных аппаратов и динамо-машин.



Особняк на Кожевенной линии Васильевского острова и земельный участок при нем Карл Сименс приобрел у саксонского подданного К. И. Миллера еще в 1858 году. Через 20 лет он построит на этом участке завод по производству кабелей, так что дом окажется на территории предприятия. Здание по адресу: Кожевенная линия, дом 38а, - одно из немногих, сохранившихся в Санкт-Петербурге образцов жилых домов постройки XIX века, принадлежавших владельцам завода и располагавшихся на заводской территории.


Дом - деревянный, в два этажа, с мезонином и башенкой. В отделке фасада были применены резной и штукатурный декор. Сохранились фрагменты каменной оранжереи, сама же оранжерея и каменная галерея не сохранились. Год постройки дома и его архитектор неизвестны. Первые сведения о здании (в связи с ремонтом) относятся к 1853 году. А вот в перестройках и ремонтах дома, оформлении фасада деревянной резьбой принимали участие известные петербургские архитекторы - Р. Б. Бернгард, Л. Л. Петерсон, Н. Ф. фон Брюлло, К. Ф. Альтман.


После национализации имущества Сименсов в России в 1918 году здание не эксплуатировалось. Дом находился под охраной государства в качестве памятника архитектуры. Перестраивать его было нельзя, а использовать ветхое сооружение в имеющемся виде нужды не было. Дом заколотили. Спасло его, пожалуй, только то обстоятельство, что находился он на охраняемой заводской территории. Хотя состояние здания, конечно, плачевное.
Инициатором восстановления дома Карла Сименса стал президент "Севкабель-холдинга" Геннадий Макаров. Сейчас предприятие получает здание в собственность. Уже начаты ремонтно-реставрационные работы. Даже если с дома будет снят статус памятника, руководство холдинга приняло решение восстановить его в первоначальном виде. Нынешний музей завода, оставшийся новым владельцам "Севкабеля" с советских времен, размещается в двух маленьких комнатках и практически не располагает экспонатами дореволюционной поры. Так что наряду с восстановлением здания перед сотрудниками "Севкабеля" стоит еще одна, возможно, даже большая задача - собрать по крупицам архивные материалы и экспонаты эпохи братьев Сименсов. Но это уже будет совсем другая история.


Редакция благодарит "Севкабель-холдинг" и российское отделение корпорации Siemens за помощь в подготовке материала.