Журнал Стандарт / №5(29) июнь 2005
На полпути к либерализации
![]() |
|
Леонид Коник |
![]() |
На полпути к либерализации
Телекоммуникационный рынок Казахстана в 2005 году сделал первые шаги в сторону либерализации, однако ее плоды можно будет ощутить только со следующего года.
В 2004 году объем казахстанского рынка услуг связи составил $1,18 млрд, а в 2005 году, по прогнозам Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана (НТА), достигнет $1,5 млрд. Более двух третей объема рынка приходится на сектор сотовой связи и междугородную/международную телефонию - 39% и 30% соответственно. Услуги передачи данных обеспечивают 7% объема рынка, а местная связь - 5%.
В 2003 году правительство Казахстана приняло "Программу демонополизации и либерализации рынка телекоммуникаций", а в сентябре 2004 года правительство своим постановлением отменило эксклюзивное право "Казахтелекома" на предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи. Первые альтернативные операторы дальней связи уже появились: в 2004 году Агентство по информатизации и связи (АИС) выдало лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи пяти компаниями: KazTransCom, "Транстелеком", "Арна" (торговая марка Ducat), Nursat и Astel. Однако пока это не привело к либерализации: до 1 января 2006 года "Казахтелеком" сохраняет монополию на пропуск международного трафика, а также и междугородного, и международного трафика абонентов сотовых сетей. Мало того, новоиспеченные операторы дальней связи пока могут оказывать услуги только владельцам номеров их собственных сетей: выход на них с помощью префикса из сети любого оператора местной телефонии должен открыться также только с 1 января. Между тем собственных абонентов у альтернативных операторов - кот наплакал: тройка крупнейших сообща обслуживает лишь 40 тыс. телефонных линий (в том числе "Транстелеком" - 34 тыс., KazTransCom - 4 тыс., Nursat - менее 2 тыс.); в то же время "Казахтелеком" обслуживает 2,4 млн номеров.
Получить лицензию оператора междугородной и международной связи в Казахстане может далеко не каждый - для этого нужно соответствовать многочисленным квалификационным требованиям и критериям. Помимо технических требований к сетям (таких, как охват территории не менее трех областей, Астаны и Алма-Аты), есть и юридические: контрольный пакет акций оператора-претендента должен принадлежать казахстанской стороне. Мало того, владелец лицензии на дальнюю связь не имеет права изменять собственника более 10% уставного капитала без согласия правительства.
Среди компаний, которые уже получили лицензии на дальнюю связь, две полностью принадлежат государству. Это KazTransCom, который входит в государственный нефтегазовый холдинг "КазМунайГаз", и "Транстелеком", полностью принадлежащий национальным железным дорогам Казахстана ("КТЖ"). Правительству Казахстана (в лице комитета госимущества и приватизации министерства финансов) принадлежит и 50% плюс одна акция "Казахтелекома" (другими крупными акционерами экс-монополии являются Central Asian Industrial Holdings N.V. - 30,4% акций и The Bank of New York - 6,7%). В свою очередь, "Казахтелеком" имеет 41,25% акций одного из новых операторов дальней связи - АО Nursat.
Но операторы, оставшиеся за бортом раздачи лицензий на дальнюю связь, верят, что настанет и их черед. Среди таких компаний - SA Telcom, которая с сентября 2000 года на 100% принадлежит российскому холдингу "Голден Телеком". Генеральный директор SA Telcom Жакипбек Айдабеков в беседе с корреспондентом "Стандарта" сказал: "В 2006 году Казахстан планирует вступить в ВТО, и мы надеемся, что в этой связи рынок дальней связи будет открыт полностью. Мы - единственный из крупных телекоммуникационных игроков в Казахстане со 100%-ным зарубежным капиталом, и нам вообще нелегко работать: в Азии должна быть "прислоненность" к крупным финансово-промышленным или властным структурам". "Мы за лицензией на дальнюю связь даже не обращались - пока условия ее выдачи слишком жестки", - говорит Павел Шишкин, руководитель отдела продаж ТОО Vcom (торговая марка 2Day Telecom) - многопрофильного оператора связи (включая VSAT, мобильную спутниковую связь Thuraya и Интернет).
Шапка по кругу
Почти все новые лицензиаты по услугам дальней связи жалуются на притеснения со стороны "Казахтелекома". "Мы постоянно сталкиваемся с проблемой присоединения к сети "Казахтелекома". Это выражается в немотивированных отказах, затягивании сроков рассмотрения, отказе в допуске в телефонную канализацию и др., - говорит технический директор Astel Владимир Сикорский. - В ближайшее время мы объединим усилия с другими владельцами лицензий на дальнюю связь и подадим несколько судебных исков к "Казахтелекому". К сожалению, он, как крупнейший оператор, законов не читает, да еще и отождествляет себя с государством". Замдиректора департамента продаж KazTransCom Серик Кабдиев заявил "Стандарту": "Наша цель - поменять правила игры на рынке дальней связи. Пока на нем де-факто есть лишь один крупный игрок - "Казахтелеком", который создает альтернативным операторам искусственные проблемы выхода на местную сеть, ссылаясь на "отсутствие технической возможности". Но процесс либерализации необратим, и "Казахтелеком" уже был вынужден снизить тарифы на дальнюю связь".
"С учетом конъюнктуры рынка с 1 октября 2004 года мы снизили на 20% тарифы на услуги международной телефонной связи по всем направлениям, - признает президент АО "Казахтелеком" Хайрат Карибжанов. - Одновременно в рамках правительственной программы либерализации отрасли осуществлен первый этап ребалансирования тарифов - повышение на 20% тарифов на местную связь для городского населения. Ввиду социальной значимости услуги местной связи для жителей сельской местности, тарифы на эти услуги остались на прежнем уровне". При этом Хайрат Карибжанов заметил, что убытки операторов, оказывающих универсальные услуги связи на селе, в соответствии с законом Республики Казахстан "О связи", покрываются в рамках механизма фонда универсального обслуживания.
Правда, пока идею универсального обслуживания оплачивают из своего кармана лишь владельцы лицензий на дальнюю связь - "Казахтелеком" и пять новых лицензиатов. Заместитель председателя Агентства по информатизации и связи Дулат Оразалинов в беседе с корреспондентом "Стандарта" сообщил, что взнос каждого оператора дальней связи рассчитывается по сложной формуле, которая учитывает количество его абонентов и выручку. Первый вице-президент АО "Транстелеком" Мухтар Абдрахманов оценивает суммарные взносы всех операторов в 3 млрд тенге (около $22,7 млн) в год. Платежи за лицензию на дальнюю связь оказались весьма обременительными, а существующие пока ограничения лишают бизнес в сфере дальней связи всякого смысла. "В итоге мы платим за каждого абонента больше, чем от него имеем. И, кстати, в 12 раз больше, чем платит в пересчете на одного абонента "Казахтелеком", - сетует Владимир Сикорский из Astel.
Между тем пока фонд универсального обслуживания как таковой в Казахстане отсутствует: Дулат Оразалинов рассказал "Стандарту", что сейчас взносы выплачиваются в бюджет страны. Но АИС активно лоббирует создание полноценного фонда универсального обслуживания (в частности, в мае 2005 года Дулат Оразалинов выступал с этой темой в парламенте). АИС предлагает, чтобы взносы в этот фонд делали все операторы связи, а размер выплат хочет определять в процентах от оборота. В рабочем варианте величина отчислений колеблется в пределах 3-4% оборота. Если учитывать прогноз объема казахстанского рынка связи, который дает НТА, в текущем году операторы страны выплатили бы в фонд универсального обслуживания $45-60 млн. Операторы не согласны с такой методикой. "Раньше "Казахтелеком" субсидировал убыточную сельскую связь за счет высоких тарифов на "межгород". Логично и сейчас выделять именно телефонный бизнес и именно от его доходов брать процент. А АИС предлагает брать проценты с оборота по всем видам деятельности", - говорит Серик Кабдиев. "Сельская связь - это колоссально убыточный сектор. Сегодня в Казахстане количество сотовых абонентов уже превышает абонбазу фиксированных сетей. При этом зона покрытия сетей мобильной связи быстро расширяется, и разумно телефонизировать села именно с их помощью. А не "тянуться" туда кабелем, оплачивая это из кармана операторов", - считает Павел Шишкин из 2Day Telecom.
На низком старте
"Казахтелеком" и сам примеривается к радиотехнологиям: он намерен телефонизировать села с помощью стандарта CDMA2000 в диапазоне 450 МГц (CDMA-450). В конце 2004 года в Алмаатинской области "Казахтелеком" начал тестирование этого стандарта, используя оборудование производства ZTE Corp. и Huawei Technologies. В ноябре 2004 года опытную зону CDMA-450 в городе Талгар развернула и компания "Алтел" - оператор сети мобильной связи в стандарте CDMA2000 в диапазоне 800 МГц. Этот проект заказало АИС, а поставщиком оборудования была избрана компания Ericsson. Но даже если работа опытных зон будет признана успешной, скорее всего CDMA-450 в Казахстане ждет судьба стандарта фиксированной связи.
Казахстанский рынок мобильной сотовой связи делят три игрока: GSM-операторы "КаР-Тел" (торговые марки "Билайн", Excess и К-Mobile) и "GSM Казахстан ОАО "Казахтелеком" (марки K'Cell и Activ), а также АО "Алтел" (марки Dalacom и Pathword). По состоянию на начало лета 2005 года, эта тройка сообща обслуживала около 3,5 млн абонентов, из которых на "GSM Казахстан" приходится более 2 млн, на "КаР-Тел" - свыше 1,3 млн, а на "Алтел" - менее 100 тыс. пользователей. Таким образом, проникновение услуг сотовой связи в Казахстане составляет около 23%.
Де-факто в Казахстане действуют еще две сотовых сети, обе - устаревшего стандарта AMPS. Одной из них владеет ТОО "Мобайл Телеком-Сервис" (торговая марка "Жаршы"), а второй - "Казахтелеком" (последний перекупил ее в конце 2004 года у компании "Алтел", которая работала в этом стандарте по всему Казахстану с 1994 года). AMPS-услуги обоих операторов доступны только в Алма-Ате, причем "Мобайл Телеком-Сервис" предоставляет их в мобильном режиме, а "Казахтелеком" - в качестве средства абонентского радиодоступа (под маркой ULAN). В сети "Жаршы" обслуживается около 700 абонентов, а в сети ULAN - почти 1000. "Мобайл Телеком-Сервис" располагает и лицензией на услуги сотовой связи CDMA-800, аналогичной лицензии "Алтел". Однако пока компания предпочитает быть одним из дилеров "Алтел", в котором не исключают, что "Мобайл Телеком-Сервис" вообще откажется от строительства собственной сети и воспользуется инфраструктурой конкурента в роли виртуального оператора.
"Казахтелеком" участвует в капитале двух из трех основных сотовых компаний: ему принадлежит 50% акций "Алтел" и 49% долей в "GSM Казахстан". Вторая половина "Алтела" принадлежит местному бизнесу, а 51% "GSM Казахстан" контролирует Fintur Holdings B.V. (совместное предприятие скандинавского оператора TeliaSonera и турецкого Turkcell). Акции "КаР-Тел" поделены между российским ОАО "ВымпелКом" (50% плюс 1 акция) и кипрским оффшором Crowell Investments Ltd (50% минус 1 акция), за которым стоит казахский капитал (владеющий, в частности, одним из крупнейших в стране банков - Almaty Trade-Finance Bank).
Участники рынка сотовой связи Казахстана предрекают бум. "Уровень проникновения в районе 20% является переломным: далее обычно следует взрывной рост до 50-60%", - считает гендиректор ТОО "КаР-Тел" Константин Марков. "КаР-Тел", который был куплен "ВымпелКомом" в августе 2004 года и только в апреле этого года запустивший бренд "Билайн", полон решимости ликвидировать разрыв в количестве абонентов с "GSM Казахстан". Константин Марков отмечает, что разрыв возник при прежних владельцах "КаР-Тел" - турецкой семье Узан (до 2002 года она контролировала 60% акций этого оператора). "Когда у семьи Узан возникли финансовые проблемы на родине, они перестали уделять внимание "КаР-Телу" и даже выкачивали из него деньги", - говорит Константин Марков. Когда "ВымпелКом" приобрел "КаР-Тел", его доля рынка составляла 29%, а сейчас она уже достигла 36% и продолжает расти. До конца 2005 года "КаР-Тел" намерен запустить филиалы в большинстве областных центров - до сих пор все региональные продажи велись через дилеров.
"КаР-Тел" планирует и расширение охвата сети. Для этого в мае 2005 года он подписал контракт стоимостью $100 млн на поставку оборудования с американской корпорацией Motorola. В планах "КаР-Тел" - и запуск технологии EDGE (в дополнение к работающему по всей территории охвата сети GPRS). "GSM Казахстан" запустил EDGE в декабре 2004 года (применив оборудование Ericsson), но пока она доступна только в Алма-Ате и Астане. По словам менеджера по развитию продуктов "GSM Казахстан" Антона Носкова, до конца года EDGE должен охватить еще около десяти городов страны.
И "КаР-Тел", и "GSM Казахстан" работают в стандарте GSM-900, при этом обе компании выражают заинтересованность в получении частот диапазона 1800 МГц. "У нас есть очень большая потребность в частотах диапазона 1800 МГц - емкости сети GSM-900 в больших городах уже не хватает", - говорит Константин Марков. В 2004 году в Казахстане дважды отменялся тендер на частоты 1800 МГц. В последний раз это случилось в мае 2004 года по решению суда Астаны: некое ТОО "Гранада" подало иск с требованием признать незаконным приказ АИС об объявлении конкурса из-за непрозрачности процедуры. Дулат Оразалинов сообщил, что АИС хочет вывести на рынок еще одного сотового оператора, и до конца 2005 года решение будет принято. "Возможно, это будет оператор GSM-900, а может - и GSM-1800", - заметил чиновник. Также существует вероятность, что частоты 1800 МГц будут предложены сразу для трех игроков (двух действующих GSM-операторов и новичка). Несмотря на то что ясности в этом вопросе нет, источник в "Казахтелекоме" сообщил "Стандарту", что эта компания будет подавать заявку на третью казахстанскую GSM-лицензию.
Будущее - сегодня
Пока GSM-операторы ждут решения по1800 МГц - диапазону "второго поколения", "Алтел" вплотную приблизился к созданию сети третьего поколения (3G). Вице-президент "Алтел" Роман Киричевский сообщил "Стандарту", что компания уже испытала решение EV-DO (как и оборудование для сети CDMA-800, его поставил Ericsson), позволяющее сотовому абоненту получать данные со скоростью до 2 Мбит/с. Правда, оказавшись одной ногой в будущем, "Алтел" задумался, стоит ли делать второй шаг. "EV-DO - это полноценное решение 3G, а ведь даже в Европе сети третьего поколения развиваются с трудом", - отмечает Роман Киричевский. По его словам, пока лишь 5% абонентов "Алтел" пользуются услугами передачи данных. Поэтому "Алтел" предполагает запустить EV-DO через 2-3 года.
Между тем, в июле 2004 года в Казахстане все же была запущена сеть 3G, правда, она поддерживает лишь услуги передачи данных - со скоростями до 2 Мбит/с. Эту сеть запустила компания Aksoran (торговая марка Escape Wireless). Технический директор ТОО Aksoran Болатбек Толкунов сообщил "Стандарту", что сеть базируется на технологии UMTS-TDD (Time Division Duplex) и работает в диапазоне 2,5-2,7 ГГц. Производителем оборудования является американская фирма IPWireless. В отличие от других технологий широкополосного радиодоступа, UMTS-TDD не требует прямой видимости базовой станции. "Пока мы охватили деловую часть Алма-Аты, а в перспективе сеть Escape Wireless будет работать в девяти основных городах Казахстана, - говорит Болатбек Толкунов. - Мы не ориентируемся на 100%-ное покрытие. Нам проще, чем сотовым операторам, ведь наш абонент не перемещается".
Aksoran, как и подавляющее большинство операторов сетей передачи данных Казахстана, использует для связи с зарубежными сетями спутниковые каналы. По данным НТА, общий объем спутниковых каналов передачи данных, арендуемых казахстанскими операторами, в 2004 году составил 493,5 МГц. Пока это зарубежные спутники (Intelsat и New Skies Satellites), а также российские "Ямал" и "Экспресс", но с 2006 года у Казахстана появится собственный спутник KazSat с суммарной полосой пропускания 864 МГц (см. материал "Спутник Казахстана" в этом номере).
Но и в сфере волоконно-оптических каналов происходят сдвиги. В 2005 году и KazTransCom, и "Транстелеком" намерены состыковать свои магистральные сети с зарубежными операторами, причем оба видят в качестве партнера российское ЗАО "Компания "ТрансТелеКом". "Казахтелеком" тоже не сидит сложа руки. В 2005 году он планирует завершить создание Национальной информационной супермагистрали. Эта SDH-сеть уже включает в себя южный, западный и восточный фрагменты. До конца текущего года, по словам Хайрата Карибжанова, "Казахтелеком" достроит последний, северный участок, протяженностью 1541 км (Петропавловск - Кустанай - Актюбинск). Расширяются и международные выходы. Начальник отдела предоставления международных услуг "Казахтелекома" Канат Мынбаев проинформировал "Стандарт", что пока оператор располагает тремя внешними каналами: Алма-Ата - Москва (этот канал мощностью 155 Мбит/с предоставило российское ОАО "РТКомм.РУ"), Алма-Ата - Гонконг (155 Мбит/с, предоставил China Telecom) и Астана - Франкфурт (34 Мбит/с, канал предоставила компания "ТрансТелеКом", а интернет-порт - оператор Sprint). "К осени мы собираемся расширить канал на Франкфурт до 155 Мбит/с. Одновременно мы установим оборудование в точках обмена трафиком во Франкфурте (на Interxion) и Москве (на М9). Это позволит нам ускорить организацию международных каналов и снизить их стоимость, а также объединить сеть передачи данных "Казахтелекома" с MPLS-сетями России и Европы - для продажи услуг IP VPN", - заявил Канат Мынбаев.
![]() |
|
![]() |
Население: 15,1 млн человек.
Площадь: 2 717 300 кв. км (является 9-й по величине страной в мире).
Географическое положение: расположен в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере, с Китаем - на востоке, с Туркменией, Узбекистаном и Киргизией - на юге. С запада омывается Каспийским морем.
Столица: Астана.
Форма правления: республика.
Глава государства - президент, глава правительства - премьер-министр, высший законодательный орган - парламент.
Денежная единица: тенге.
Обменный курс: 1 российский рубль = 4,65 тенге.
Инвестиционные рекомендации "Стандарта": партнерство с новыми операторами междугородной и международной связи в сфере пропуска трафика, приобретение доли в одном из ста негосударственных операторов связи с обязательным сохранением существенной доли местных партнеров и олигархических групп.