Журнал Стандарт / №11(35) декабрь 2005
Достучаться до небес

Татьяна Чернова Технологии


Достучаться до небес

В этом году борьба в спутниковом сегменте развернулась не только между операторскими компаниями. Конкурируют между собой и технологии, активно предлагаемые российскому рынку известными вендорами - ViaSat, Hughes, Gilat и молодыми поставщиками. Пока в продвижении лидируют "мажоры" с технологиями LinkStar, DirecWay и SkyEdge. Однако уже в 2006 году, по мнению экспертов, на рынке смогут утвердиться и молодые разработчики.


Первый прототип современных систем абонентского доступа - спутниковый комплекс PES station, был выпущен почти 20 лет назад, в 1986 году. Спустя 10 лет, в 1995 году для индивидуальных пользователей стал доступен и спутниковый Интернет на базе DirecPC. Таковы основные вехи становления спутниковых систем по топологии Star, в рамках которых нашли себе достойное применение комплексы LinkStar, DirecWay и SkyEdge.
И LinkStar, и DirecWay - оборудование американского производства. LinkStar - детище компании ViaSat. Компания, основанная в 1986 году, первоначально выполняла преимущественно военные и правительственные заказы в Соединенных Штатах. Сейчас корпорация предлагает широкую линейку оборудования для спутниковых сетей самого разнообразного назначения. DirecWay - продукция Hughes Network Systems, подразделения корпорации General Motors. Это один из ведущих мировых поставщиков в области широкополосных спутниковых сетей для компаний и частных лиц. SkyEdge поставляет на рынок Gilat. Тем временем в сегменте рынка систем абонентского доступа LinkStar, DirecWay и SkyEdge - не единственные спутниковые комплексы, используемые в России. Операторами спутниковой связи внедряются и продукты других вендоров, таких как EMS, Alkatel, ND Satcom, Nera и т. д.
Различие между товаром мажоров и менее агрессивных в политике продвижения компаний - не только в статусе. Более мелкие производители при разработке своих платформ оставляют возможность взаимодействия своего оборудования с конкурентами. В то время как LinkStar, DirecWay и SkyEdge между собой никак не стыкуются. Впрочем, подобный "эгоизм" мэтры себе пока позволить могут. По данным международной исследовательской компании COMSYS, отгруженные терминалы во всем мире распределяются примерно следующим образом: 54,5% - доля Hughes Network Systems, 26,7% - Gilat, 6,7% - ViaSat, DVB-RCS - 1,3%, Idirect - 1,1%, все остальные компании разделили между собой 9,7%.


По признанию экспертов продукты LinkStar, DirecWay и SkyEdge по техническим и маркетинговым характеристикам практически идентичны, но в каждом продукте есть свои уникальные черты.
"От аналогичных систем других производителей, и в первую очередь от DirecWay и SkyEdge, технология LinkStar отличается довольно важными деталями. Например, более высокой скоростью передачи в обратном канале (до 2,5 мегасимволов в секунду), полноценной поддержкой IP VPN, обеспечивающей практически идеальную интеграцию с наземными сетями MPLS VPN, сквозной поддержкой качества обслуживания на основе протокола DSCP и целым рядом менее значимых возможностей", - рассказал "Стандарту" Дмитрий Орлов, директор технического департамента компании Race Communications. В 2004 году на базе оборудования LinkStar Race Communications запустила спутниковый проект SPIN. В числе приверженцев технологии LinkStar - компания "Ройлком", организовавшая корпоративную сеть спутниковой связи для "Роснефти" и "РуСат".


Американская Hughes Network Systems (HNS) в числе достоинств DirecWay-технологии всегда отмечает факт, что HNS является не только разработчиком, но и оператором сетей DirecWay в Северной и Южной Америке, Европе, Индии. В США компания обслуживает более 250 тыс. индивидуальных пользователей DirecWay, не считая корпоративных клиентов. В Европе компания обслуживает свыше 40 тыс. терминалов корпоративных пользователей. В числе клиентов HNS: сеть для лотерейного бизнеса GTECH - более 40 тыс. терминалов, сеть АЗС Chevron - свыше 4 тыс. терминалов. Оборудование HNS работает в Австралии, Мексике, Испании на сетях крупнейших операторов связи. В России технологию DirecWay при построении сети использовали "Сеть Телеком", установившая уже свыше 500 терминалов. Технологию HNS DirecWay использует также и "Кросна", участвующая в проекте интернетизации сельских школ на базе спутниковых технологий в рамках "Электронной России", а также "ВУЗТелекомЦентр", Томский Государственный университет, компания "Айпинэт", являющаяся сертифицированным провайдером и системным интегратором решений HNS.


Впрочем, определение достоинств каждой из платформ - вещь субъективная, считают игроки VSAT-рынка, отмечая, что между характеристиками и возможностями американских продуктов особых различий нет. Тем не менее и у каждой технологии есть свой шлейф достижений. Так сказать, реноме, определяющее статус.


В течение практически всего прошлого года LinkStar и DirecWay шли "ноздря в ноздрю" к победе в тендере Сбербанка на разработку и реализацию проекта третьей очереди сети спутниковой связи. Борьба развернулась в три этапа, на второй круг вышли девять компаний, представляющих ту или иную платформу. И только в финале стало понятно, что свою спутниковую сеть Сбербанк в 2006 году будет строить на базе LinkStar. Исполнителями проекта стали национальный оператор спутниковой связи ФГУП "Космическая связь" и системный интегратор ЗАО Race Communications. Окончание пилотной части проекта - центральной и 20 абонентских станций в Тюмени - планируется в I квартале 2006 года.


По сути, спутниковые комплексы обеспечивают равноценные характеристики каналов связи и практически одинаковые сервисы, различия между ними лишь в выбранной стратегии завоевания клиента и позиционировании.


Как поясняет Павел Тырин, начальник отдела системного проектирования "Висат-Тел": "В сетях, реализованных на базе LinkStar, DirecWay, SkyEdge, центральная станция излучает в сторону всех абонентов сети широкополосный канал (до 60 Мбит/с), а абоненты в свою очередь передают в сторону центральной станции относительно узкополосные сигналы (до 2 Мбит/с) с использованием различных методов многостанционного доступа". Эти системы, по словам Тырина, составляют сегмент интерактивных VSAT, основное отличие которых от полнофункциональных состоит в том, что первые строятся по топологии Star, а вторые - по смешанной топологии Star/mesh.
Для интерактивных систем применимы малые антенны: 1,2 или 1,8 м, а для полнофункциональных необходимы антенны 1,8 или 2,4 м. При этом в интерактивных сетях связь между двумя абонентами может осуществляться только через центральную станцию сети, а в полнофункциональных - напрямую.
Практическое применение полнофункциональных сетей - в основном фиксированная телефонная связь, назначение интерактивных - передача данных, доступ в Интернет, цифровое вещание.


По мнению Станислава Канапина, исполнительного директора компании "Айпинэт", полнофункциональные сети в первую очередь призваны решать задачи бизнес-сектора, требующие максимальной эффективности при их реализации. Соответственно, помимо основных приложений в системе могут предоставляться дополнительные услуги.
"Решения DirecWay актуальны и для частных лиц", - дополняет коллегу генеральный директор "Айпинет" Мурад Софизаде. Он отмечает, что для домашних пользователей самой доступной спутниковой услугой является выход в Интернет - независимо от месторасположения клиента, наличия и состояния наземных каналов связи.


Цена вопроса


Стоимость сети абонентского доступа состоит из затрат на получение разрешения, строительство центральной и абонентских станций, а также оплату спутникового ресурса. В последние 5 лет расходы на строительство сети заметно снизились за счет удешевления себестоимость абонентского терминала. Если раньше строительство составляло сотни тысяч долларов, то в настоящее время цена вопроса не превышает трех тысяч. Впрочем, по оценке экспертов, и эта цифра рано или поздно снизится, так как львиную ее долю составляют официальные платежи за получение разрешительных документов на эксплуатацию.


В то время как в Европе подобная госпошлина не превышает 300 евро, в Америке для оборудования абонентской станции разрешение и вовсе не требуется. Да и у наших ближайших соседей на Украине разрешительная система в корне отличается от российской: регистрационный платеж за абонентскую станцию составляет всего 200 у. е., и как результат компания "ДАТАСАТ" (адепт DirecWay) за 1,5 года сдала в эксплуатацию более 1500 терминалов.
Но даже в том случае, если цена вопроса на создание сетей снизится, среди конечных пользователей не так много людей, которые могут себе позволить спутниковое оборудование двунаправленного доступа.


На подъеме


"В ближайшие несколько лет нас ожидает бурный рост применения спутниковых технологий как в корпоративном, так и в индивидуальном секторах рынка услуг связи", - считает Дмитрий Орлов из Race Communications. Тому способствует сразу несколько объективных причин.


В системах спутникового доступа существует реальная потребность. И связана она, прежде всего, с географическими особенностями нашей страны. В России с ее огромной территорией и в целом слаборазвитой коммуникационной инфраструктурой - особенно актуально это для северных и восточных регионов страны - спутниковые системы абонентского доступа, исходя из соотношения цена/качество, еще долго будут лидировать. Столицам поголовное увлечение спутниковыми технологиями вряд ли грозит, но для небольшого поселка в 200 километрах от города такое решение наиболее оптимально.
Кроме того, спутниковые системы обладают возможностью, практически недоступной для наземных сетей, - передачей широковещательного трафика. Это позволяет легко организовывать, например, корпоративное телевидение. С применением технологии IPTV можно проводить корпоративный тренинг. Но главные надежды всех операторов, интеграторов и производителей спутниковых платформ в настоящее время связаны с либерализацией лицензионных и разрешительных документов.