Стандарт Тема номера


Виктор Пинчук: "Социальный пакет ТКТ включает десяток спутниковых каналов"

"Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ТКТ), обслуживающая 1,2 млн абонентов, является крупнейшим активом ОАО "Национальные кабельные сети" (НКС). Однако после того как компания "Нафта-Москва", с конца 2005 года контролирующая ОАО "Мостелеком", купила и НКС, ТКТ  стала в объединенной группе вторым по величине активом. Но не вторым по значимости: ТКТ является, по сути, технологическим пионером: с осени 2004 года предоставляет услуги цифрового телевидения, а в конце 2006 года планирует запустить производство контента, причем не только для себя, но и для других операторов кабельного ТВ, входящих в группу "Нафта-Москва". О том, чего компания уже добилась и ее планах, в интервью "Стандарту" рассказал генеральный директор ОАО "ТКТ" Виктор ПинЧук.


- Виктор Николаевич! Когда вы называете количество абонентов - 1,2 млн человек (точнее - домохозяйств), вы учитываете и многочисленных пользователей коллективных антенн? (ТКТ является единственной структурой в Петербурге, обслуживающей системы коллективного телеприема в городе. - Прим. "Стандарта")


- На момент основания ТКТ - в марте 2001 года - из абонентской базы в 1,2 млн абонентов  было 700 тыс. абонентов, принимающих телепрограммы на коллективную антенну на крыше. Их количество постоянно уменьшается по мере того, как мы подключаем таких абонентов уже к новым мультисервисных сетям. Сейчас таких абонентов - около 94 тыс. (им доступны лишь три-пять эфирных телеканала), но до конца 2006 года все они получат возможность принимать все эфирные каналы и множество спутниковых.


- Можете ли вы назвать количество абонентов ТКТ, которые пользуются услугами платного ТВ, иными словами - сознательно платят за дополнительные каналы, а не просто принимают по кабелю бесплатные эфирные каналы?


- Все операторы сетей платного телевидения предоставляют за минимальную плату эфирные каналы (это обычно называется "социальным пакетом"), а за дополнительную - спутниковые. Мы в январе 2005 года сделали революционный ход: с этого момента минимальный (социальный) пакет для наших абонентов включает в себя не только все 17 эфирных каналов, но и наиболее популярные спутниковые: EuroNews, EuroSport, Discovery, Animal Planet, Jetix (бывший FoxKids), Romantica, VH1, "РБК ТВ", и носит название "социальный расширенный пакет". В общей сложности этот пакет включает 25-28 каналов (в зависимости от технических возможностей сетей в разных районах), и, по состоянию на начало июля 2006 года, его получают 711 тыс. абонентов ТКТ. Но, с точки зрения наличия в пакете спутниковых каналов, все они - пользователи услуг платного ТВ. Абонентская плата за такой социальный пакет минимальна - 65 рублей в месяц. Введение такой услуги было положительно оценено нашими абонентами.


- Насколько я понимаю, социальный пакет ТКТ вещается в аналоговом режиме. Как обстоят дела с цифровым ТВ, которое вы запустили в ноябре 2004 года под маркой "Твое TV"?


- Мы применяем стандарт цифрового кабельного телевидения DVB-C. За полтора года работы мы подключили к сети цифрового ТВ около 10,5 тыс. абонентов. В базовом пакете "Твое TV" - 42 канала (включая и эфирные) при абонплате 290 руб. в месяц, к нему можно за 90 руб. в месяц добавить премиум-пакет "Твое TV. Кино". Мы понимаем, что для популяризации этой услуги мало сервисов, которые дает цифровое ТВ (таких, как выбор языков, стереозвук, аннотация программ и т. п.) - нужен еще и недорогой входной билет. Мы продаем цифровые приставки к телевизору (set-top box) за 590 руб. (эта сумма предполагает и подключение), при этом у абонентов есть возможность в случае отказа от услуг сдать set-top box нам и получить назад деньги. Производитель set-top box (стандарта DVB-C) - корейская фирма Kaon.


- Сколь активно ваши абоненты пользуются услугой интернет-доступа?


- Сети, которые мы строим по технологии HFC (коаксиально-волоконные), являются мультисервисными и позволяют предоставлять не только аналоговое и цифровое телевидение, но и набор интерактивных услуг, одной из которых является выделенный широкополосный доступ в Интернет. Мы начали предоставлять услуги широкополосного кабельного интернет-доступа год назад (под маркой "Твой Интернет"), и к июлю 2006 года подключили к этому сервису уже  5,5 тыс. пользователей. Пока территория, на которой доступны наши интернет-услуги, охватывает далеко не весь Петербург: пока это всего 200 тыс. квартир (всего в Петербурге 1,5 млн квартир. - Прим. "Стандарта").  Но мы активно наращиваем волоконно-оптическую сеть, в 2007 году Интернет будет доступен всем абонентам ТКТ.
С июля 2006 года услуги коммутируемого интернет-доступа в Петербурге подорожали примерно вдвое, так как "Северо-Западный Телеком" ввел повременную плату для интернет-провайдеров за звонки на их модемные пулы (18 коп. за минуту). Спрос на услуги широкополосного доступа в Интернет (который предоставляем и мы) в последнее время и так растет, а с резким подорожанием dial-up мы ожидаем массового перехода интернет-пользователей на широкополосные технологии. До конца года ТКТ планирует подключить около 15 тыс. абонентов услуги выделенного доступа в Интернет, а на следующий год подключения планируются на уровне 35-40 тыс. абонентов. По нашей оценке, сейчас ТКТ занимает около 11% петербургского рынка широкополосного доступа.


- Есть ли у ТКТ планы создания собственного контента?


- Да, причем мы будем формировать контент не только для себя, но и для других операторов группы "Национальные кабельные сети". К концу 2006 года мы запустим в производство два собственных канала. Кроме того, мы имеем телевещательный комплекс, который позволяет нам вести вещание внутри Петербурга. Например, осенью 2006 года мы на его базе запустим в цифровом пакете "Твое TV" футбольный канал (с показом зарубежных матчей). Мы намерены создать и собственный городской потребительский канал, который будет содержать рекламу и аналитику по таким сферам, как недвижимость, автомобили, потребительские услуги. В дальнейшем мы не исключаем возможности продажи своего контента третьим фирмам - но только на тех территориях, где нет операторов, входящих в одну с нами группу.


- Использует ли ТКТ беспроводные технологии?


- Мы являемся владельцем петербургского оператора "Телеплюс", который вещает с использованием беспроводного стандарта MMDS. С использованием MMDS мы транслируем пакет "Твое TV". Но стандарт MMDS не позволяет организовать интерактивные услуги, поэтому мы ориентируемся в развитии на кабельные технологии. К тому же кабель гораздо лучше защищен (беспроводные технологии сталкиваются с постоянными проблемами помех и электромагнитной совместимости) и, в отличие от радиотехнологий, имеет гораздо больший частотный ресурс.


- Каковы инвестиционные планы ТКТ?


- Итоговые инвестиции на строительство широкополосной сети в Петербурге составят  $50 млн. Эти инвестиции включают в себя строительство мультисервисной сети, которая поддерживает не только передачу телевизионных каналов в аналоговом и цифровом формате, но и услугу выделенного доступа в сеть Интернет. На сегодняшний день объем инвестиций уже превысил $40 млн. Сеть должна быть полностью построена и сдана в эксплуатацию до конца 2007 года.