Журнал Стандарт / №10(45) октябрь 2006
Стремительный ход
![]() |
|
Cтандарт |
![]() |
Стремительный ход
В области контент-услуг все активнее заявляет о себе компания "Скай Линк". До недавнего времени оператор предлагал лишь интернет-услуги под маркой SkyMobile (нажав на телефоне "Скай Линк" на значок "е" либо www, при помощи Mobile Explorer можно попасть на интернет-портал оператора). Теперь, когда технология скоростной передачи данных EV-DO полноценно заработала в Москве и Петербурге, а в скором времени появится и в регионах, "Скай Линк" намерен продвигать на рынок более современный и технологичный контент. Уже в ближайшем месяце оператор планирует запустить в коммерческую эксплуатацию платформу BREW и абоненты "Скай Линк" смогут нажатием одной кнопки загружать на мобильный телефон "тяжелые" приложения и сервисы. Казалось бы, для российских разработчиков контента работать на BREW - возможность выхода на глобальный рынок. Ведь российские провайдеры смогут не только производить новый мультимедийный контент для абонентов "Скай Линк", но и продавать его в те страны, где распространены BREW-платформы. Тем временем контент-провайдеры не торопятся, ссылаясь на небольшое, по сравнению с GSM-операторами, число абонентов в CDMA-сети. О возможных моделях сотрудничества, продвижения и позиционирования новых сервисов рассуждали за "круглым столом" журнала "Стандарт" игроки этого бизнеса.
СТАНДАРТ: Сегодня много говорят о том, что высокая скорость передачи данных в сетях "Скай Линк" может стать катализатором развития видеосервисов и мультимедийных услуг. Поэтому первый вопрос, мне кажется, логично адресовать представителям оператора: как позиционирует себя компания в этом сегменте и кто потенциальные потребители "тяжелого" контента? Можно ли оценить масштабы, возможную динамику развития видеоуслуг на базе сотовых сетей?
Александр Пиотровский, заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу и продажам ЗАО "Скай Линк": Интерес нашей компании к теме "тяжелого" контента крайне прост. У "Скай Линк" есть ключевое преимущество перед GSM-сообществом - высокоскоростная передача данных. Однако сейчас мы видим достаточно слабую осведомленность аудитории о преимуществах "Скай Линк". Одна из причин этого в том, что технология скоростной передачи данных EV-DO (EVolution Data Only. - Прим. ред.) полноценно заработала в Москве недавно, чуть раньше - в Петербурге. И до тех пор, пока не было сплошного EV-DO-покрытия, мы не торопились рекламировать свои возможности. Теперь же мы в полном смысле слова гордимся ими. И постараемся донести до рынка это преимущество.
Если говорить о запуске мультимедийных и видеосервисов, так называемом "тяжелом" контенте на сети "Скай Линк", то это не что иное, как логичное развитие нашей стратегии в сторону продвижения передачи данных. Сегодня это остается одним из основных преимуществ "Скай Линк", и мы намерены делать серьезные шаги по стимулированию подключений на услуги по технологии EV-DO. Ведь если смотреть на статистику тарифов семейства Sky Turbo (передача данных на базе технологии EV-DO, до 2,4 Мбит/с. - Прим. ред.), запущенных в Петербурге, то с момента запуска этих услуг трафик вырос на 26%. Показатель MbOU (средний трафик на одного абонента в месяц) составляет 186 Mб на пользователя - это достаточно много для мобильного Интернета. Сервисы, которые мы запустили на базе технологии Sky Turbo - "Мобильное ТВ", "Видеотека" и "Мобильное видеонаблюдение", - серьезно привлекают абонентов.
Естественный порог, который обеспечивает Sky Turbo - 2,4 Мбит/с, уже сегодня на практике мы получаем 1 Мбит/с. Поэтому при формировании программы лояльности абонентов мы не можем не использовать наше конкурентное преимущество.
Если говорить о будущем, какие видеосервисы мы намерены запускать, то, скорее всего, начнем с простых шагов. Коллеги контент-провайдеры приземлили наши фантазии. Мы думали, к примеру, о запуске квестовых игр. Однако, по оценкам игроков рынка контента, сделанных на основе статистики работы с другими операторами, именно простые "игрушки" составляют не менее 50% от развлекательного контента. Мы, естественно, склонны прислушаться к таким рекомендациям.
"Скай Линк" планирует активно продвигать и деловой видеоконтент. В опытную эксплуатацию на сети уже запущен канал РБК. Правда, здесь есть один недостаток. На экране телефона сложно увидеть котировки акций, зато можно просмотреть и послушать новости. Как и в случае с видеонаблюдением, мы активно намерены продвигать услуги, которые не пролезают в "узкие ворота" GSM, и здесь мы имеем фору.
Есть еще одна тема, мимо которой мы просто не можем пройти, - это тема эротического контента. Коллеги контент-провайдеры нам показали статистику в этом сегменте. С точки зрения доходности, глаза у нас, конечно, разгорелись. Учитывая наши технологические возможности, мы можем неплохо зарабатывать на эротике. Ведь относительно "тяжести", с точки зрения пропущенных мегабайт, - это действительно тяжелый контент. И здесь мы можем обогнать GSM-операторов. Кроме того, этот факт будет дополнительным стимулом приобрести терминал, поддерживающий EV-DO.
Михаил Крылов, старший менеджер по развитию бизнеса Qualcomm в России: Я, наверное, немного отвлекусь от "тяжелого" контента и поразмышляю об истории проекта CDMA-450 в России. Технология CDMA в диапазоне 800 МГц существует не один день, первые сети появились в 1996-1997 годах. Правда, к сожалению, это были не мобильные сети - операторы позиционировали себя в качестве операторов беспроводной связи.
Эта технология стала умирать, на смену ей пришел новый мобильный CDMA в диапазоне 450 МГц - компания "Скай Линк". И очень хорошо, что здравомыслящие люди в лице акционеров "Скай Линк" создали такую компанию.
Я не открою тайны в том, как сложно выходить на рынок с нуля. Тем более конкурировать, когда в стране уже 140 млн (по последним данным) абонентов мобильной связи. Правда, к этим цифрам я отношусь несколько скептически. Больше склонен верить анализу сотового дилера - компании "Евросеть", которая оценивает рынок в 67-70 млн пользователей сотовой связи на сегодняшний день. Тем не менее "Скай Линк" вышел на рынок с двумя мобильными терминалами, дизайн которых и функциональные возможности во многом уступали сотовым телефонам стандарта GSM. И при этом за три года сделать такой скачок вперед - это огромная заслуга "Скай Линк".
Компания Qualcomm, как разработчик технологии BREW (Binary Runtime Environment for Wireless - интеллектуальная платформа, разработанная для предоставления абонентам широкого спектра контент-услуг различных разработчиков. Всеми правами на платформу BREW владеет компания Qualcomm, которая и занимается распространением технологии в мире. - Прим. ред.) всегда верила в будущее "Скай Линк". Сейчас этот оператор является вторым в Восточной Европе, имеющим возможность работать с BREW-приложениями. Первой компанией, подписавшей контракт с Qualcomm, была румынская Zapp Mobile.
В этом году произошло качественное продвижение проекта BREW в России. Дочерние компании ЗАО "Скай Линк" - петербургская "Дельта Телеком" и столичная "Московская Сотовая Связь" завершили полную инсталляцию оборудования. (Программно-аппаратный комплекс BREW ADS - BREW Application Distribute System установлен в Москве и Петербурге в марте 2006 года. - Прим. ред.). Сейчас проведены все тестирования, выявлены технические сложности, в частности, возникшие и со стороны Qualcomm, - те, о которых разработчик даже не догадывался. Опять же радостно отметить, что "Скай Линк" не голословно, а однозначно заявил, что 29 ноября 2006 года намерен запустить этот проект в коммерческую эксплуатацию.
Естественно, что компания должна воспользоваться всеми технологическими возможностями, которыми она обладает, и смещаться от чисто голосовых услуг в сегмент передачи данных и "тяжелого" мобильного контента. У "Скай Линк" есть все, чтобы продвинуться и укрепиться на этом рынке.
СТАНДАРТ: Как видится это развитие представителям контент-провайдеров?
Евгений Кузнецов, менеджер отдела продуктов и услуг "Никита": Компания "Скай Линк" делает упор на продвижение видеоконтента. Для увеличения трафика? Может, есть смысл начать с простого контента? Ведь практика показывает, что картинки и мелодии сегодня более востребованы, чем видеосервисы.
Александр Пиотровский: Мы ни в коем случае не заявляем, что будем ограничиваться только видеоконтентом, но Россия страна уникальная, и CDMA-сообщество у нас - это люди с уникальными потребностями. Поэтому надо экспериментировать, запускать этот процесс и оценивать, как рынок будет реагировать. Мы планируем работать с различным контентом, но в первую очередь мы хотим дифференцировать "Скай Линк" от GSM-сообщества. И именно поэтому мы говорим здесь о видеосервисах. Причина одна - мы видим свое конкурентное преимущество. Ведь если "тяжелый" видеоконтент достаточно легко "пролезает в ворота" стандарта CDMA, то мелодии и картинки - тем более. Но именно видеоконтент мы хотим сделать флагманом и на его основе строить стратегию позиционирования.
Михаил Крылов: Это как в поговорке: "Стрелять из пушки по воробьям". Без сомнения, CDMA-потребитель, который ранее не имел возможности пользоваться рингтонами и картинками, с удовольствием задействует эту возможность на начальном этапе.
Но, согласитесь, запускать на высокоскоростной сети передачи данных только этот контент - глупо. Поскольку GSM-технологии - GPRS и EDGE - не позволят давать качественную картинку. В то время как Sky Turbo позволяет это. Поэтому я поддерживаю "Скай Линк" в том, что он выделяет видео-сервисы. Будут у них картинки, мелодии, новости, еще что-то... Но ни один из GSM-операторов, работающих сегодня на рынке, не может пока позволить себе то, что делает "Скай Линк" на базе своей сети.
Придет когда-нибудь в Россию третье поколение (UMTS) и GSM-операторы тоже смогут подключиться к этой игре. Тогда все преимущества, которые "Скай Линк" по отношению к GSM-операторам имеет сегодня, останутся в прошлом.
Максим Букин, научный редактор PC Week/RE: Можно подробнее уточнить по поводу коммерческой эксплуатации сервисов. Когда "Скай Линк" планирует запустить видеоконтент, мобильную эротику?
Дмитрий Бахмацкий, менеджер отдела развития Playfon: Первый крупный эротический проект "Скай Линк" запустит с компанией Playfon.
Максим Букин, научный редактор PC Week/RE: Какая работа сейчас проводится с телеканалами?
Петр Коваленко, начальник отдела развития и управления продуктами "Скай Линк - Москва": Мы сейчас работаем с десятью каналами. Многие из них уже сотрудничали с нами. Когда мы запускали EV-DO, они через Интернет транслировали свои передачи на плазменную панель. Могу сказать, что большинство из них готовы продолжать сотрудничество на новом этапе.
Сергей Скрипников, журнал "Эксперт": Телеканалы нужно сидеть и смотреть - это, как правило, шоу, новости и другие передачи. Планируете вы (вопрос к контент-провайдерам) их как-то перерабатывать, делать более мобильными? Насколько "Скай Линк" готов запускать такие проекты?
Петр Коваленко: Мы совместно с компанией "Система Масс Медиа" уже рассматривали такую возможность. Каналы, которые они производят, специально адаптируются под мобильные терминалы. Это обсуждалось еще весной и сейчас проект разрабатывается.
Елена Басова, менеджер по ТВ-проектам "Информ-Мобил": Уже сегодня можно говорить, что заинтересованность работы со "Скай Линк" существует у таких телеканалов, как ТНТ, МузТв, МТV. Пока они делают тестовые проекты, при этом не исключено, что большинство из них уже в ближайшее время будет запущено в коммерцию.
Сергей Скрипников: Что абоненты смогут посмотреть по мобильному телефону? Какой это будет стандарт? Ролики на две-три минуты?
Петр Коваленко: Смотреть по телефону минутные ролики - стереотип. В GSM-сети это действительно так, более двух минут там сложно смотреть ролик хорошего качества. Сеть "Скай Линк" позволяет часами смотреть фильмы. Все зависит от того, сколько на это есть времени у нашего абонента.
Александр Пиотровский: Мы подошли к вопросу о целевых группах. Контент принято делить на развлекательный и так называемый деловой. Когда мы говорим о телевидении или новостных блоках, то ни в коей мере не имеем в виду развлекательный контент. Мы нацелены на то, чтобы деловой человек был в курсе событий. В настоящее время движемся в направлении проработки таких форматов, чтобы каждый мог выбрать новостной блок, нажать на одну кнопку и получить информацию. У нас уже сейчас реализован мобильный портал Sky Mobile, где можно посмотреть с экрана мобильного телефона содержательную информацию, начиная от погоды до биржевых сводок. "Тяжелым" контентом погоду назвать, согласитесь, мы не можем, если только не будем показывать картины грозовых облаков в деталях или как движется снег. При этом мы не должны исключать простое желание абонента нажать кнопку и посмотреть такие параметры, как влажность, температура, скорость и направление ветра. То есть сложный контент ни в коей мере не убивает простой. Просто на первом мы делаем акценты, тем самым продвигая его.
Сергей Скрипников: Как совместить, чтобы контент стал одновременно "тяжелым" и не занимал много времени?
Александр Пиотровский: У нас, к примеру, есть такое приложение как "Видеотека", где вы можете скачать трейлер нового ролика. Точно так же в эту видеотеку мы можем поместить новости последнего часа.
Михаил Крылов: В последнее время на рынке активно продвигается голосовой контент. Он появился от безысходности. Потому что сеть стандарта GSM не позволяет передавать видео хорошего качества. Однако, если вам к голосу добавляется хорошая картинка, абонент с удовольствием будет ее получать. На сегодняшний день рынок в России голосовым контентом уже избалован, более 10 компаний на протяжении трех-четырех лет предлагают здесь различные услуги. В то время как "Скай Линк" выступает пионером - приносит новшество в этот сегмент.
Согласитесь, футбольные фанаты, к примеру, готовы на многое пойти ради того, чтобы увидеть, как забит в ворота мяч.
Руслан Кафтанатий, генеральный директор "Активное Видео": Тут прозвучала задача для сервис-провайдеров, что контент должен быть "тяжелым" и одновременно коротким, чтобы абонент мог скачать его больше и быстрее. С помощью нашей технологии "Активное Видео" мы эту проблему могли бы решить.
Просмотр видео в формате "Активное Видео" можно сравнить с путешествием по документу в Интернете, изобилующему ссылками на другие тексты и сайты (гиперссылки). Только в нашем случае гиперссылками служат не строчки в тексте документа, а активные объекты на экране. То есть нажатием на объект абонент приводит к выполнению следующие действия: появление текстовой или звуковой информации, переход на страницу в Интернете и т. п.
Другими словами, получается фильм, в котором каждый видимый объект на экране становится носителем дополнительной информации, глубина вложенности и объем которой ничем не ограничены.
Правда, пока мониторы на абонентских терминалах малы и это является проблемой. Но со временем и она будет решена, в мобильных телефонах появятся сенсорные экраны.
Мы могли бы создать продукт двойного назначения, когда абонент сможет потреблять видео-контент, подключившись к сети "Скай Линк" или через наш портал.
Александр Пиотровский: Коллеги, что вам представляется сейчас наиболее перспективным контентом и какие сервисы могут стать локомотивом в ближайшие два квартала?
Руслан Кафтанатий: Мне кажется, это новости, когда абонент сможет сам управлять процессом, то есть не линейные новости, когда, как правило, все идет блоками: финансовый, политический, а новости, которые он сможет выбирать нажатием одной кнопки. Кроме того, можно реализовать большое количество бизнес-услуг: в режиме реального времени управлять банкоматом, создать в полной мере виртуально казино.
Александр Пиотровский: Я больше чем уверен, что если мы обеспечим для абонентов такой, например, сервис, как подключение к веб-камерам ГИБДД, то многие из них захотят посмотреть пробки на дорогах и сделать для себя выводы, какой дорогой ехать.
Дмитрий Бахмацкий: Никто не спорит с тем, что видеосервисы лучше, чем просто звук. Я согласен, что голосовые услуги по короткому номеру появились от безысходности. Будет замечательно, если потребитель сможет одновременно слушать и смотреть. Проблема в другом. Ради того, чтобы пользоваться этими услугами, большинство абонентов не станут приобретать второй телефон. Недаром услуга называется дополнительной.
Основная услуга - это глобальная связь. И только когда ты наговорился, начинаешь задумываться о дополнительных услугах. Неважно - развлекательных или справочных.
Второй телефон люди покупают не потому, что хотят видео смотреть. Скорее, для того, чтобы пользоваться связью голосовой от разных операторов. В этом случае они мыслят просто: здесь дешевле входящие, а тут исходящие. Поэтому они и пользуются сразу тремя операторами.
Александр Пиотровский: Вы говорите о людях, которые хотят постоянно находиться на связи по голосу. Нашим абонентам этого мало. Для них важно быть на связи полноценно - и по голосу, и в почте, и в Интернете и корпоративных базах.
Дмитрий Бахмацкий: Для них это уже не дополнительные услуги. Скорее, необходимые для бизнеса. То есть это пакет необходимых услуг, куда, помимо голоса, входит целый перечень сервисов.
Михаил Крылов: Мы обсуждаем высокоскоростную передачу данных. Мне хотелось бы услышать от вас как пользователей, какой контент вы бы хотели получать от "Скай Линк"?
Евгений Сотников, генеральный директор 1C Wireless: Есть ряд человеческих потребностей, для удовлетворения которых необходимы развитые технологические возможности. Я, например, жду, когда появится телефон, который будет способен передавать координаты на сайт. Потому что мне важно в любой момент времени знать, где находится моя жена, ребенок. Это очень востребовано, и для реализации таких сервисов необходимы определенные технические возможности. Я уверен, что различные системы видеонаблюдения будут востребованы. Большинству из нас хочется посмотреть, что происходит в офисе, дома, как движутся машины в определенном направлении. Это лишь те услуги, что лежат на поверхности. Если подумать, то можно сформулировать еще десяток предложений, которые будут востребованы и для реализации которых важны технические возможности "Скай Линк".
Александр Пиотровский: Сегодня мы отдаем себе отчет, что узкий модельный ряд телефонов является ограничивающим фактором развития "Скай Линк" и стандарта CDMA-450 как такового в России, но для нас это скорее не ограничения, а естественные стартовые условия.
Ведь говоря о "тяжелом" контенте, мы не имеем в виду сегмент very low end с низким разговорным трафиком, где ARPU $5-$7. А телефоны CDMA стоят в районе $500. За эти деньги абонент, если захочет, приобретет более навороченный телефон стандарта GSM. Но это не наш клиент. Такому пользователю не нужны мегабитные скорости. Тем не менее мы собираемся работать над темой недорогого входного билета.
Михаил Крылов: Стандарт CDMA-450 - это третье поколение, и если мы сравним с 3G (UMTS), то трубки в этом стандарте тоже не дешевые. Поэтому, уважаемые коллеги, напомню вам, почему я начал свое выступление со слов: компания "Скай Линк" стартовала в неравных условиях. История сотовой связи в России насчитывает 15 лет, в то время как история "Скай Линк" всего 3 года. Оператор запускался с двумя моделями телефонов, сегодня их уже более 20. Придет в Россию и UMTS, возможности передачи данных в GSM также будут высоки, а трубки дороги. Еще раз хочу сказать, что стандарт CDMA-450 в мире существует не так давно.
Вы пытаетесь сейчас приравнять "Скай Линк" к операторам GSM - стандарту, который уже более 10 лет работает в России.
Александр Пиотровский: К тому же скоро второй телефон не потребуется. Мы прорабатываем тему пластикового роуминга, и "Скай Линк" уже приступил к тестированию двустандартного терминала, работающего в стандартах CDMA-450 и GSM. В терминале могут использоваться SIM или R-UIM-карта обычного образца, а также специальная дуальная карта, на которой будут записаны профили обоих стандартов. Выбрать стандарт абонент сможет простой сменой режимов в меню телефона. Абонентам не нужно будет пользоваться двумя телефонами. Терминал Ubiquam поддерживает высокоскоростную передачу данных Sky Turbo, радиоинтерфейс Bluetooth, платформу Brew, имеет внешний слот для сменной карты памяти, встроенную фотокамеру 2 Mpx c возможностью записи видеофайлов, MP3-плеер, файл-менеджер для хранения и управления файлами любого формата.
Тестирование и доработку терминала до коммерческого релиза планируется завершить до 1 ноября 2006 года. Такие терминалы смогут ликвидировать разрыв между стандартами и возможностями. В сети "Скай Линк" терминал можно будет задействовать для передачи и поиска информации, а при необходимости переходить в сеть GSM.
Дмитрий Бахмацкий: Я лично очень заинтересован в том, чтобы "Скай Линк" развивался. Наступит время, когда будет один CDMA. Но когда это произойдет...
СТАНДАРТ: Может "Скай Линк" есть смысл создать карманную компанию для разработки "тяжелого" контента?
Александр Пиотровский: Я не вижу в этом смысла. Ведь рынок контента и дополнительных услуг достаточно развитый сегмент и проще работать с партнерами, а не создавать компанию с нуля.
Предлагаю просто порассуждать на тему мобильного Интернета и дополнительных услуг. Недавно один из коллег у меня спросил: "Сколько у одного из операторов "большой тройки" GPRS подписчиков в Москве?". На что я ответил, что, наверное, 100 тысяч абонентов с ARPU чуть более $40. После чего коллега сказал мне, что клиентов с ARPU выше $40 у этой компании 3,5 тысячи. Это бизнес-пользователи, которые вынуждены пользоваться мобильной передачей данных, какой бы медленной она ни была. Можно из этой цифры сделать вывод, что просто рынок мобильного Интернета мал. Это не так, и мы делаем другой вывод. Просто EDGE не очень хороший инструмент мобильного Интернета.
Когда мы говорим, что предоставляем абонентам возможность полноценного доступа в Интернет, мы вынуждены оговориться, что возможность эта стоит определенных денег. И если у абонента нет необходимости пользоваться голосовой услугой, а важна лишь передача данных - для решений таких задач у нас также есть все возможности. При этом барьер входа будет значительно ниже.
Могу с уверенностью сказать, что когда мы запустим различные сервисы, то зарабатывать на них "Скай Линк" будет значительно больше, чем GSM-операторы.
Ведь у нас разные модели бизнеса.
СТАНДАРТ: Мы говорим о видеосервисах. Можно ли этот рынок оценить в деньгах?
Михаил Крылов: Можно, только пока не в России. Каждый год компания Qualcomm проводит BREW-конференцию. Основатель идеологии BREW сказал на последнем из таких форумов, что в 2005 году контент-провайдеры, работающие с BREW-приложениями, заработали $700 млн в мире. Для России пока оценок нет.
Александр Пиотровский: У нас это можно будет посчитать, как только BREW-платформа заработает в коммерческой эксплуатации, то есть уже в ближайшей перспективе.
Мнение
Оксана Панкратова,
председатель совета директоров ComNews Research:
Рынок контента в российских мобильных сетях в первом полугодии 2006 года вырос на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $210 миллионов. Одной из основных тенденций последнего времени стало "утяжеление" контента. С одной стороны, это продиктовано изменением потребительского спроса - пользователь становится все более требовательным к тому, что он получает, ему уже недостаточно полифонических мелодий и цветных картинок. С другой стороны, этому способствуют операторы, которые повсеместно развивают свои сети в сторону увеличения скорости передачи данных.
Естественно, что сеть EV-DO компании "Скай Линк" позволяет предоставлять более "тяжелый" контент, чем существующие на сегодняшний момент сети других российских операторов. Однако "Скай Линк" необходимо перестать сидеть и хвалить возможности технологии, а заняться более активным использованием преимуществ, которые она дает.
Контент-провайдеры не заинтересованы в "Скай Линк" в силу небольшого размера его, по сравнению с GSM-операторами, абонентской базы. В связи с этим оператору самому необходимо более активно заниматься развитием контент-услуг - не стоит ждать первого шага от контент-провайдеров. Кроме того, необходимо разработать грамотную бизнес-модель предоставления сервисов и создать стимулирующие условия для привлечения контент-провайдеров к разработке услуг. Ни в коем случае не нужно повторять существующие схемы работы GSM-операторов с контент-провайдерами - для этого силы слишком не равны. Фактор времени очень важен для "Скай Линк" - необходимо успеть воспользоваться преимуществами своей сети до внедрения UMTS в России. И если техническое строительство сети оператора зависит не только от менеджмента, но и от политических и финансовых факторов, то ключевыми факторами в развитии контент-услуг являются грамотная стратегия и профессиональная команда, которая может ее реализовать.
Что касается самих сервисов, то, к счастью для "Скай Линк", он является далеко не первым оператором в мире с такими возможностями по обеспечению высокой скорости передачи данных. Грамотно анализируя опыт зарубежных сетей CDMA EV-DO и WCDMA и сопоставляя его с собственными техническими ограничениями, можно найти массу услуг, которые были бы интересны пользователям. Естественно, что в первую очередь это развлекательный контент, даже несмотря на то, что "Скай Линк" позиционирует себя как оператор для бизнес-пользователей (все бизнес-пользователи в первую очередь люди). Опыт показывает, что наибольшую долю в доходах от контент-услуг приносит именно развлекательный контент, на какую бы целевую аудиторию ни ориентировался оператор. В сети "Скай Линк" этот развлекательный контент должен быть более качественным, соответственно, требуется больший контроль за качеством контента со стороны оператора, чем в GSM-сетях.