Журнал Стандарт / №02(49) февраль 2007
ВКС без компромиссов
![]() |
|
Дмитрий Петровский |
![]() |
ВКС без компромиссов
В последние 10 месяцев в области услуг видеоконференц-связи (ВКС) произошли революционные изменения. Впервые в мире из эрзаца присутствия техника превратила ВКС в практически живое общение. По мнению профессионалов, ВКС высокого качества в России быстро станет привычной. Но массовой - очень нескоро. Крупные российские операторы готовы предоставить необходимые сетевые возможности для новейших ВКС. Но потребности в регулярных видеосеансах у российского среднего бизнеса пока просто нет.
Канули в лету времена, когда привезшие ВКС в Россию американцы продавали услугу в рамках правительственных программ и гуманитарных грантов. Снижая расходы на командировки своих консультантов и поездки в США российских специалистов, американцы внедрили технологию, но главное - заразили идеей ВКС первых российских активистов. Теперь видеоконференц-связь стали активно применять российские корпорации и ведомства (Газпром, Железные дороги, РАО ЕЭС, МЧС и др.), госструктуры, в частности администрации субъектов РФ по всей стране, крупные клиники, университеты и пр. Теперь ВКС внедряют российские торговые сети, рекрутеры, небольшие образовательные учреждения. Новые пользователи при расчете ТЭО установки ВКС считают не только "командировочные" затраты (расходы на транспорт и потери рабочего времени), но и косвенную выгоду - от быстроты принятия решений, лучшего взаимодействия с клиентом, снижения стресса работников.
Живая связь
Последний год развитие техники ВКС в мире направлялось двумя новыми событиями: появлением очень больших экранов и выпуском оборудования High Definition (HD). Вслед за пионером - компанией LifeSize - HD появилось у главных мировых игроков: американской Polycom и норвежской Tandberg. Усилиями британской Codian, которая предложила новый сервер многоточечной конференцсвязи для работы в IP-сетях, существенно продвинулась интеграция оборудования различных вендоров. Все это, включая технологии визуализации презентаций, например People-on-content, делают ВКС ближе корпоративному пользователю.
Директор крупнейшего российского дистрибьютора решений ВКС "Авикон Текнолоджис" Сергей Капцов уверен, что новая техника несет революционные изменения в потребительском восприятии: "Прорыв в технологиях позволил продвигать то, что мы называем "видеоконференц-связь без компромиссов". Новая техника позволяет видеть человека в соотношении 1:1, передавать все эмоции. Впервые собеседники на экране воспринимают друг друга не уменьшенными копиями, а людьми".
Технологии идут дальше. Cisco Systems в 2006 году начала продвижение решения ВКС по технологии Telepresence - специальных комнат для переговоров, снабженных HD-экраном и обеспечивающих эффект присутствия удаленных переговорщиков. Подобную и также закрытую для стыковки техники других вендоров систему три года назад предложила HP. Но широкого применения решение не получило, и в области ВКС HP вступила в альянс с Tandberg. Сергей Капцов из "Авикон" скептически оценивает перспективы Telepresence на российском рынке, причем вовсе не по причине закрытости решений: "Стандартная мебель хороша для общественных студий, но трудно представить одинаковые кабинеты у начальников крупных российских корпораций".
Медленно и верно
О том, что внутренняя ВКС широко распространится на предприятиях российского среднего бизнеса, речь пока не идет. Для организации собственной системы традиционного качества, например между двумя офисами в Москве и Петербурге, фирме потребуется не менее $20 тыс., а с применением самого современного оборудования - $40-50 тыс. Большинство российских средних даже территориально распределенных фирм не готовы нести ежемесячные расходы на аренду канала от 384 кбит/с до 1 Мбит/с, хотя необъятные российские просторы исподволь работают на технологию.
О числе крупных внедрений ВКС в стране можно судить по данным того же "Авикон Текнолоджис", по общему признанию участников рынка, продающего здесь около 60% всей современной техники ВКС. Фирма реализует по 40-50 ВКС-серверов ведущих вендоров продукции Polycom и Codian (такие серверы применяются для связи более шести конференц-точек). Причем драйвер рынка - отнюдь не операторский, а корпоративный сектор, а главные "пушеры" - системные интеграторы.
"По моим наблюдениям, операторы практически не покупают технику ВКС для сторонних инсталляций. Это и понятно: главный их продукт - полоса: чем шире, тем лучше. А дорогостоящие конечные устройства - не их бизнес", - говорит директор "Авикона" Сергей Капцов. Сами операторы смотрят на дело иначе. Доля ВКС-сервисов в их обороте и правда незначительна, но возможности в области передачи данных вкупе со значительной абонентской базой рождают желание раскрутить ВКС. Поэтому широкой популяризацией ВКС в России занимаются именно операторы связи. Список участников рынка, предоставляющих разнообразные ВКС-сервисы, впечатляет: "Голден Телеком", "Глобус-Телеком", "Ростелеком", "Комстар - ОТС", "РТКомм.РУ", Orange Business Services Россия и многие другие.
Оранжевое настроение
ВКС входит в пакет услуг Orange Business Services Россия (до 2007 года - российский Equant). Как системный интегратор компания поставляет, инсталлирует и обслуживает сети (ISDN и IP) и оборудование ВКC, являясь, в частности, премьер-партнером Tandberg. Российский Orange развернул собственные общедоступные залы видеоконференц-связи в 10 регионах присутствия в основных региональных центрах России с общим числом в 128 посадочных мест. Директор по развитию продуктов и услуг Orange Business Services Россия Александр Вронский считает перспективы ВКС-бизнеса весьма привлекательными: "С начала 2006 года спрос на услугу и продажи оборудования растут хорошими темпами". Менеджер по продуктам дирекции развития продуктов и услуг Денис Гараев особо отмечает, что в рамках услуги клиент Orange может арендовать видеосервер для многоточечных конференций, а в будущем клиенты будут планировать сеансы в реальном времени через web-интерфейс.
Самый российский телеком
Один из российских пионеров современной многоточечной ВКС - "Ростелеком". Компания имеет более 100 переговорных ВКС-пунктов по России, причем не только в крупнейших городах, но, например, в Сочи, Минводах и пр. Клиенты "Ростелекома" по ВКС - международные корпорации, крупные российские компании, правительственные структуры, медицинские организации, небольшие фирмы, обслуживающие клиентов по всей России и за границей, состоятельные частные лица. Начальник центра услуг мультимедийной связи ОАО "Ростелеком" Владимир Бакулин говорит, что доходы от услуг ВКС ежегодно растут на 30-40%, а клиентура расширяется, пополняясь предприятиями среднего бизнеса.
Использование студии оператора, как правило, обходится арендатору дешевле, нежели ВКС-услуги в бизнес-центрах. Час аренды видеоконференц-зала "Ростелекома" в Москве, например, стоит $300-350 в час, тарификация в зависимости от дальности и направления производится по шести зонам, существует надбавка за сеансы в неурочные часы. Обратившись к провайдеру за два-три дня, можно организовать общение большого количества участников, находящихся практически в любых крупных городах мира и во многих других точках планеты. ВКС-студии имеют связи с иностранными видеоброкерами, которые организуют подготовку сеанса за рубежом.
Операторы с собственной сетью ВКС-залов отмечают многофункциональность их использования: от решения задач корпоративного управления до социальных. Собственные ВКС-сети они используют в продажах, развитии персонала, как тестовый и презентационный полигон для корпоративных клиентов. Владимир Бакулин из "Ростелекома" горд: "ВКС пока - отнюдь не конвейер, но мы приносим прибыль и ощущаем себя на острие маркетинга современных операторских услуг".
Готовность №1
Крупнейшие операторы России как один присягают на верность ВКС. Директор по маркетингу и продуктам "РТКомм.РУ" Александр Степанов сообщил "Стандарту", что ВКС-услуга его компании под маркой CoIP Video продвигается заказчикам услуги IP VPN на базе MPLS. Клиент сам закупает терминальное оборудование, но может использовать ресурсы видеосервера в дата-центре оператора. "РТКомм.РУ" отдельно предлагает построение сетей ВКС на базе IP, организует сеансы ВКС, в частности, в рамках крупных отраслевых и корпоративных мероприятий.
"Голден Телеком" также предоставляет возможность проведения сеансов ВКС своим клиентам по IP VPN. Отдельно предоставляется услуга ВКС на базе ISDN в специально оборудованных офисах "Голден Телеком" в Москве и Петербурге.
Технический директор "Комстар-Москва" Андрей Дьяков сообщил "Стандарту", что ВКС входит в пакет услуг "Комстар - Объединенные ТелеСистемы" как для частных, так и корпоративных пользователей. Транспортную сеть NGN клиенты могут использовать для организации собственных сетей ВКС, "Комстар - ОТС" готов предлагать решения корпоративных и межрегиональных сетей ВКС "под ключ". Собственных ВКС-студий у оператора нет, однако разветвленность сети позволяет в течение нескольких дней превратить любой зал в студию ВКС как по IP, так и по ISDN. "Комстар" создал корпоративные ВКС-сети для компаний группы, а также самой управляющей АФК "Система". В компании гордятся, что и первую в России HD-конференцию на выставке "Связь Экспокомм 2006" провел именно "Комстар - ОТС".
От ISDN к NGN
Есть два основных способа передачи ВКС-трафика: по ISDN и IP-сетям. Для обеспечения ВКС-сервиса стандартного бизнес-качества пропускная способность на всех участках сети должна составлять не менее 384 кбит/с по каналам ISDN и не менее 500 кбит/с по IP. Стандартной для России принято считать скорость 768 кбит/с. ISDN традиционно применяется для построения сетей, критичных к качеству связи, например для телемедицины. Использование публичных IP-сетей сопряжено с рядом трудностей: нестабильностью, сложностью стыковки с частными сетями и пр. Тем не менее число систем ВКС на базе IP в мире превысило число ISDN-решений. Ключевыми факторами в пользу IP становятся его распространенность, доступность и гибкость. Использование сетей IP VPN позволяет существенно ускорить процедуру инициализации видеосвязи и практически исключает обрывы сеансов при использовании публичных сетей. В операторских сетях NGN (Next Generation Network) ВКС на базе IP становится частью единой мультимедийной услуги оператора.