Стандарт Компании и рынки


Биллинг на экваторе

Холдинг "Связьинвест" дошел до середины проекта внедрения единой биллинговой системы в дочерних компаниях. Два с половиной года назад он принял решение приобрести и внедрить биллинг производства Amdocs во всех МРК и "Ростелекоме". Согласно первоначальным планам, этот проект должен быть завершен еще через 2,5 года, но на полпути он видоизменился. Помимо Amdocs, "Связьинвест" внедряет еще два биллинговых продукта - петербургской фирмы "Петер-Сервис" и московской группы компаний "Старт". Эти системы должны стать шлюзами между старыми биллинговыми программами, работающими сегодня в МРК, и биллингом Amdocs.


Проект-гигант


Конкурс на приобретение биллинговой системы для МРК и "Ростелекома" "Связьинвест" объявил в декабре 2003 года, два года спустя после образования межрегиональных компаний на базе 88 региональных операторов электросвязи. Он был организован в форме закрытого тендера с тремя участниками - Amdocs, CSG и Convergys (все компании представляют США, хотя формально местом регистрации Amdocs Limited является остров Гернси). Конкурсная комиссия по выбору единой автоматизированной системы расчетов для компаний холдинга сделала выбор в пользу Amdocs, и в сентябре 2004 года правление "Связьинвеста" утвердило это решение. Одновременно в качестве главного подрядчика была выбрана корпорация IBM - один из стратегических партнеров Amdocs на глобальном уровне.
Стоимость контракта с Amdocs составила $200 млн, причем производитель утверждал, что эта цена возникла после 50%-ной скидки. Консалтинговые услуги IBM Global Services были оценены еще в $25 млн. После первичной проработки к октябрю 2004 года "Связьинвест" сообщил, что полные затраты на внедрение системы Amdocs составят $12 за один номер ($5 за лицензию, столько же - за внедрение, плюс налоги). Дочерние компании "Связьинвеста" обслуживают около 40 млн номеров, таким образом, общая стоимость единого биллинга возросла до $480 млн. Еще $25 млн в год компании холдинга потратят на обслуживание этой системы.


IBM проработала в роли генподрядчика менее года - уже в конце 2005 года "Связьинвест" специально для управления биллинговым проектом создал дочернюю структуру - ОАО "Информационные технологии связи" ("Связьинтек"). Из $480 млн более половины составляют затраты на внедрение, то есть выплаты "Связьинтеку" и закупка нового оборудования, без которого "тяжеловесному" Amdocs не обойтись. "В последние годы обновление оборудования стало часто встречающимся явлением: при постановке новой бизнес-задачи требуется полная модернизация или даже замена существующего вычислительного комплекса. Ведь при построении IT-инфраструктуры и планировании IT-бюджета обычно закладывались средства для решения текущих или среднесрочных задач", - отмечает Дмитрий Пенязь, руководитель направления бизнес-критичных серверных решений Hewlett-Packard Россия.


Но и $200 млн - очень крупный заказ для Amdocs: в 2004 году, когда был подписан контракт со "Связьинвестом", годовой оборот этого разработчика составлял $1,77 млрд, причем на продажи лицензий приходилось лишь $76,6 млн (остальное Amdocs зарабатывал на обслуживании внедренных биллинговых систем). В 2006 финансовом году оборот Amdocs достиг $2,48 млрд, из которых $116 млн пришлось на доходы от продажи лицензий на биллинговое программное обеспечение. Таким образом, $200 млн, которые Amdocs должен получить от "дочек" "Связьинвеста" за лицензии на ПО, превышают его годовой доход по данной статье.


Выравнивание кривизны


Целями внедрения биллинговой системы Amdocs в "Связьинвесте" назывались единая система расчетов для всей страны, всеобщая совместимость систем и, как следствие, более низкая общая стоимость владения биллингом. "Новая система расчетов позволит всем межрегиональным компаниям "Связьинвеста" в большей степени придерживаться стратегии интегрированного управления отношениями с абонентами, благодаря чему удастся сосредоточить все бизнес-процессы компании вокруг абонента. Также новая автоматизированная система расчетов даст операторам связи возможность быстро и прибыльно вводить новые голосовые услуги и сетевые технологии, такие как услуги широкополосной передачи данных и IP-TV", - сообщалось в пресс-релизе Amdocs в январе 2006 года. Этот релиз был посвящен окончанию первой фазы проекта, которая длилась весь 2005 год и заключалась в адаптации стандартного биллинга Amdocs под задачи "Связьинвеста". После этого Amdocs был готов к внедрению продукта в МРК и "Ростелекоме".


Но в процессе работы над проектом выяснилось, что просто внедрить новый биллинг от Amdocs не выйдет: проблемой стали 160 разрозненных биллинговых программ, уже работающих в МРК и "Ростелекоме". "Проблема даже не в том количестве биллинговых систем, которые функционировали в МРК до нас, а в том, что данные из них трудно получать. Кроме того, далеко не все IT-специалисты встречали нас с распростертыми объятиями, ведь они понимали, что со старыми системами никому, кроме них, не совладать, а после того как придет Amdocs, им придется потесниться", - рассказывают представители Amdocs.


"Системы биллинга, существующие до сегодняшнего дня в МРК, создавались десятилетиями. Каких-то разработчиков уже нет, что-то вообще создавалось "рукописно". Стоимость этого биллинга оценить сегодня практически невозможно, но можно точно сказать, что обслуживание единой системы обойдется "Связьинвесту" гораздо дешевле, чем обслуживание 160 систем", - полагает Лев Разумовский, генеральный директор компании "Стартком" (дочерняя компания "Связьинвеста", участвовавшая в написании технических требований к биллингу Amdocs).
Итогом несовместимости многочисленных биллинговых систем стало решение "Связьинвеста", в корне изменившее проект внедрения единого биллинга в холдинге. Весной 2006 года "Связьинвест" решил приобрести не только продукт Amdocs, но и биллинговые системы российских компаний - "Петер-Сервис" (продукт Peter-Service BIS) и группы "Старт" (продукт "Инфосфера"). Местные разработчики были привлечены "Связьинвестом" в рамках программы "выравнивания" существующих биллинговых систем. То есть продукты "Петер-Сервис" и "Инфосфера" должны выступать в качестве "надстройки" на существующих биллинговых программах, а уже с ними станет взаимодействовать Amdocs. Таким образом, вместо сокращения количества биллинговых систем "Связьинвест" получил их увеличение. Правда, теперь все программы будут управляться не разрозненно, а централизованно - с помощью Amdocs.


"Выравнивание - это одна из возможных стратегий внедрения биллинга. Но в МРК сейчас действует более сотни различных биллинговых систем, и их оптимизация является серьезной проблемой", - говорит Валерий Яшин, бывший гендиректор "Связьинвеста", а ныне руководитель дирекции по управлению активами ЗАО "Система Телеком", чья "дочка" "Комстар - ОТС" владеет блокпакетом акций ОАО "Связьинвест".


Крупный российский разработчик биллинговых систем CBOSS считает, что выравнивание увеличивает сложность и затратность проекта, создавая при этом риски некорректного представления финансовой информации. "Мы придерживаемся иного подхода к   построению IT-решений для операторов связи и являемся приверженцами другой архитектуры", - лаконичен генеральный директор CBOSS Андрей Морозов. Он считает, что все подразделения оператора должны быть охвачены единой унифицированной биллинговой системой, что гарантирует надежность ее работы, качественную техническую поддержку и своевременный апдейт.


И "Петер-Сервис", и "Инфосфера" - не новички для "Связьинвеста". "Петер-Сервис" начал работать с компаниями холдинга еще в середине 1990-х, когда обновление биллинговых систем понадобилось ряду компаний электросвязи Северо-Запада, в том числе и "Петербургской телефонной сети". Традиционными клиентами "Инфосферы" выступают такие МРК, как "ЦентрТелеком", ЮТК и "Волгателеком".


Теперь оба разработчика биллинга привлечены к общероссийскому проекту внедрения Amdocs. Основной задачей российских компаний является адаптация сторонних биллинговых разработок под будущее взаимодействие с Amdocs. Причем, как отмечают интеграторы, действующие на рынке телекоммуникаций, данная работа также требует серьезных трудовых и финансовых ресурсов.


"В целом информационная интеграция новых систем с действующими составляет примерно 50% от объема трудозатрат на поддержку существующих систем и разработку новых", - отмечает руководитель отдела департамента консалтинговых и программных проектов системного интегратора BCC Алексей Осиновский.


"Зачастую старые программы, написанные "на коленке", являются "закрытыми" и построены по устаревшим технологиям. По нашим расчетам, их интеграция с новыми системами может потребовать до 30% всего IT-бюджета компании", - считает руководитель отдела внедрения биллинговых систем и CRM-систем фирмы "Микротест" Михаил Савицкий.


Проблемы пилотирования


По ходу выравнивания старых биллинговых систем в МРК у "Связьинвеста" возникли проблемы с Amdocs. Валерий Яшин напомнил, что изначально предполагалось внедрить и отработать мастер-систему Amdocs в "ЦентрТелекоме", а потом клонировать этот продукт во всех остальных МРК. Высокопоставленный источник "Стандарта" в ОАО "ЦентрТелеком" сообщил, что в качестве пилотного полигона для внедрения Amdocs компания выбрала свой Владимирский филиал. "Мы сделали все, что зависело от нас, в частности - построили центр обработки вызовов, конвертировали базы данных в нужный формат, проложили необходимые волоконно-оптические линии, - рассказывает источник в "ЦентрТелекоме". - Пилотный продукт Amdocs во Владимирском филиале должен был заработать еще в октябре 2006 года, но он не сдан разработчиком до сих пор". По его словам, Amdocs должен был провести более 600 различных тестов, но 50% из них еще не состоялось. "Если не заработал пилотный проект в одном регионе, то как же можно двигаться дальше?" - вопрошает представитель "ЦентрТелекома".
В ответ на это Amdocs выставляет клиенту свои претензии. "В "ЦентрТелекоме" в ходе проекта несколько раз менялось руководство, и это несколько нарушало процесс внедрения. В итоге закупки необходимого оборудования задерживались, а проект, изначально стартовавший в Ярославском филиале, было решено перенести во Владимир, и нам пришлось начинать работы практически с нуля, - сетуют в Amdocs.


В "Системе Телеком" на проблему смотрят с другой стороны. "Мы за любые проекты, направленные на повышение прозрачности "Связьинвеста" и его финансовой отчетности. Поэтому идею единой биллинг-системы мы поддерживаем. Но с Amdocs возникла проблема с внедрением. Amdocs выполнил все свои обязательства в пилотном проекте в "ЦентрТелекоме" - проблема в команде, которая управляла проектом", - заявил Валерий Яшин.
Amdocs предчувствовал сложности, которые могут подстерегать его в России. В годовом отчете за 2005 финансовый год эта фирма, акции которой торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), предупредила инвесторов: "В 2004 году мы создали центр разработок в Индии, а также расширили операции в России и Китае. Ведение бизнеса в каждой из этих стран имеет особые риски, такие как политическая нестабильность, прозрачность, последовательность и эффективность бизнес-регулирования, защита интеллектуальной собственности и достаточность местного квалифицированного персонала. Каждый из этих рисков, связанных с работой в указанных странах, может неблагоприятно сказаться на нашем бизнесе или операциях".


Светлый путь


Несмотря на противоречия, партнеры по внедрению биллинга в "Связьинвесте" уже определились с принципом глобального внедрения. Во всех МРК и "Ростелекоме", использующих сейчас разнообразные биллинг-системы, начнут работать продукты от "Петер-Сервиса" и "Старта", а управляющей и функциональной надстройкой над отечественными системами станет Amdocs. Преимущество Amdocs, по словам поставщиков, еще и в том, что данная система сможет обрабатывать запросы более сложного уровня и позволит МРК безболезненно внедрять новые услуги.
Примечательно, что в самом Amdocs считают, что единое управление системой было бы более эффективно, чем управление восемью центрами обработки данных (ЦОД). "Затраты на поддержание восьми ЦОД будут, естественно, выше, чем затраты на поддержание одного ЦОД. И если бы изменилось законодательство или "Связьинвест" стал бы не только управляющей, но и операционной компанией, получать и обрабатывать данные можно было бы в едином центре. При этом блоки биллинга различных МРК могли бы даже не взаимодействовать между собой. Другим выходом из ситуации может стать перевод обслуживания проекта на аутсорсинг - тогда также возможно управление IT-системами "дочек" "Связьинвеста" из единого центра", - размышляет Исаак Мостов.


"С появлением "выравнивающих" продуктов "Петер-Сервсиса" и "Старта" необходимость внедрения дорогостоящего биллинга Amdocs в каждой дочерней компании отпала. Теперь можно установить один центральный блок Amdocs, который будет получать, консолидировать и обрабатывать данные расчетов, предоставленные биллинговыми системами нижнего уровня. Это и сократит затраты "Связьинвеста", и упростит структуру биллинговой системы холдинга", - считает партнер ComNews Research Оксана Панкратова.