Журнал Стандарт / №09(68) сентябрь 2008
Сигнал к отступлению
![]() |
|
Валерий Кодачигов |
![]() |
Сигнал к отступлению
![]() |
Игорь Чугай:"Российские работодатели рассчитывают, что менеджеры-иностранцы принесут с собой опыт и знания, которые пока отсутствуют на местном рынке" |
![]() |
Иностранных менеджеров интересует российская отрасль связи - работа в России гарантирует им быстрый карьерный рост. Однако российские работодатели все реже нуждаются в услугах экспатов - "зарубежный" персонал телекоммуникационных компаний сокращается. Почему это происходит, шеф-редактору "Стандарта" Валерию Кодачигову объяснил старший консультант хэд-хантингового агентства Amrop Hever Russia Игорь Чугай.
- Где и как подбираются иностранные топ-менеджеры в компании связи? Какие критерии при их отборе играют наиболее важную роль?
- Иностранные топ-менеджеры подбираются в компании связи по нескольким критериям. Критерий номер один - позиция. Критерий номер два - близость по менталитету к России тех рынков, где работал до этого менеджер. Следует учитывать, насколько эта похожесть важна для той или иной позиции. Очевидно, что для финансового директора, директора по маркетингу и директора по стратегии похожесть менее важна, нежели для других позиций. Похожими по менталитету считаются рынки Восточной Европы, где есть возможность найти менеджера, знающего или изучавшего русский язык, в меньшей степени - другие развивающиеся рынки. Тем не менее назначения нескольких топ-менеджеров из Восточной Европы без опыта работы на российском рынке на ключевые позиции в компаниях связи показали их неспособность адаптироваться в сложных политизированных коллективах и завоевывать необходимое для успешной работы доверие. Прежде всего, это связано с ориентированностью на сиюминутный результат большинства российских акционеров, их неспособность мыслить большими временными интервалами, вмешательство в оперативное управление и ожесточенная политическая борьба внутри коллективов, к чему менеджеры-иностранцы не привыкли.
- Какие иностранные специалисты наиболее востребованы на российском рынке связи?
- Востребованность - понятие относительное. Все зависит от задач и слабых мест в той или иной компании, квалификации действующей команды менеджеров и оценки акционерами темпов развития, прибыльности, позиционирования по отношению к конкурентам. Компания, стремящаяся к финансовой прозрачности, ориентированная на достоверность финансовых показателей, западную отчетность, скорее предпочтет менеджера-иностранца на позиции финансового директора. Во многом подобные назначения оправданны и показали свою состоятельность, особенно если речь идет об иностранном менеджере с опытом работы на российском рынке.
Существует расхожее мнение, что в России еще не сформировался достаточный пул высококвалифицированных менеджеров по маркетингу международного уровня, что у российских маркетологов недостаточно понимания и навыков строительства бренда. Отчасти это объясняет популярность назначения менед-
жерами по маркетингу иностранцев, зачастую без опыта работы на рынке России и СНГ. И, кстати, назначение подобных менеджеров в основном себя оправдывает - возьмем, к примеру, опыт "ВымпелКома".
- Какие операторы - сотовые, интернет-провайдеры, компании фиксированной связи - больше всего заинтересованы в привлечении иностранных специалистов?
- Заинтересованность операторов в привлечении иностранных специалистов зависит от многих факторов. В их числе - удовлетворенность или неудовлетворенность акционеров состоянием дел, внутренняя политическая борьба между менеджерами и акционерами, отсутствие менеджеров с необходимой квалификацией в действующей команде и т. д. Наиболее консервативной, с этой точки зрения, является так называемая группа питерских связистов, наиболее открытыми - телекоммуникационные активы "Альфа-Групп".
- Каковы основные требования, предъявляемые иностранцами к работодателям? Чего они хотят, помимо высоких зарплат и бонусов?
- Менеджеры-иностранцы предъявляют вполне стандартные требования при найме на работу. Кроме денежной компенсации, состоящей из базовой зарплаты, бонусов и традиционных для большинства компаний опционных программ, это компенсация проживания, медицинская страховка VIP-класса, сохранение пенсионного содержания, корпоративный автомобиль. В случае перeезда с семьей - оплата обучения детей, оплата поездок на родину. Прошли уже ковбойские времена, когда менеджеры-иностранцы предъявляли повышенные требования к пакету для работы в России. Хотя по-прежнему большинство из них предпочитает иметь так называемый золотой парашют в случае досрочного расторжения контракта, обычно в размере годового денежного пакета. В основном менеджеры-иностранцы едут в Россию делать не только деньги, но и карьеру. Они понимают, что в случае успеха их ждет существенный карьерный рост - если человек смог на российском рынке добиться заметных результатов, он сможет это сделать где угодно. Некоторые приглашенные менеджеры ассимилируются, обрастают семьями и остаются работать здесь, в том числе и начиная собственный бизнес.
- Каков уровень зарплат и бонусов иностранных специалистов в отрасли связи? Насколько вознаграждение отличается от того, которое получают российские специалисты на аналогичных позициях?
- Если говорить о денежной компенсации, то зарплаты российских и зарубежных менеджеров уже давно не отличаются на порядок. Менеджер-иностранец априори дороже из-за дополнительного компенсационного пакета. Руководитель-иностранец на позиции менеджера по маркетингу (берем только заработную плату и бонус) может обойтись работодателю в диапазоне от 350 тыс. евро до 800 тыс. евро в год. Российский менеджер, обладающий сопоставимой квалификацией, но без международного опыта, - в диапазоне 200-350 тыс. евро.
- Чего хотят российские связисты-работодатели от иностранцев?
- Российский рынок связи, несмотря на бурное развитие, характеризуется как административно-регулируемый и все-таки как отстающий от развитых рынков по технологическим инновациям и возможностям абонентов. Работодатели ждут от менеджеров-иностранцев одного и того же - профессионализма, прозрачности, предсказуемости и неподкупности. Если речь идет о технических и стратегических позициях - то опыта и знаний, которые пока отсутствуют на российском рынке.
- Чего боятся иностранные специалисты при поступлении на работу в российские компании связи? Какие стереотипы относительно России и российского бизнеса им приходится преодолевать?
- Стереотипы, складывающиеся у иностранных специалистов, во многом формируются средствами массовой информации их стран и расхожими представлениями о российских бизнес-реалиях. В их числе - административная зарегулированность рынка в России, коррупция, отсутствие полноценной рыночной конкуренции и прозрачных правил игры. Основная сложность в привлечении менеджера-иностранца - нежелание его семьи ехать в Россию и вытекающий из этого конфликт между карьерными планами и личной жизнью.
- Насколько сбываются ожидания, которые российские работодатели связывают с приемом на работу иностранных специалистов?
- Интеграция иностранного менеджера в российскую компанию - процесс с непредсказуемым результатом, несмотря на большое количество предварительных встреч, серьезную процедуру отбора и полное (на словах) представление компании-работодателя кандидату. Понимание корпоративной культуры компании, внутриполитической ситуации в ней и тех задач, которые работодатель открыто декларирует и завуалированно ставит перед менеджером - вот ключ к успеху. Очень важна и адекватная трансляция этих составляющих потенциальному кандидату, а также соответствие его профессионального и личностного профиля поставленным задачам. Основная сложность - "вписать" менеджера-иностранца в управленческую структуру компании, позволив ему максимально раскрыться на своей позиции, оградив от внутриполитической борьбы и дав карт-бланш на оценку ситуации внутри компании, на рынке в целом и на кадровые решения.
- Как вы можете охарактеризовать динамику рынка иностранной "рабочей силы" в России? Уменьшается ли количество иностранцев в российских компаниях связи или наоборот - увеличивается?
- Есть тенденция к уменьшению числа менеджеров-иностранцев в российских компаниях связи. Связано это, прежде всего, с ростом профессионализма российских менеджеров, сохраняющейся закрытостью отрасли и преобладанием в ней российских акционеров. Тем не менее я ожидаю рост количества иностранных менеджеров в период разворачивания сетей связи 3G и 4G, конвергенции мобильной и фиксированной связи. Очевиден рост рынка западных консалтинговых услуг, а назначение менеджеров-иностранцев в компании связи - скорее затухающий процесс.
- Расскажите, пожалуйста, о самых интересных и запоминающихся кадровых проектах с иностранцами, которые реализовывала ваша компания.
- Amrop Hever Russia искала руководителей высшего звена для всех крупнейших игроков рынка мобильной связи и альтернативного оператора Golden Telecom. Мы подбирали людей на позиции генеральных директоров, директоров по маркетингу, по операциям, по финансам, по персоналу и даже директора по безопасности.
Наиболее удачными мы считаем поиски генерального директора "ВымпелКома", закончившиеся, правда, назначением российского менеджера (Александр Изосимов. - Прим. "Стандарта").
Наиболее сложным был поиск технического директора для крупнейшего оператора мобильной связи на Украине, UMC, где финальные кандидаты были из Австралии, Эстонии, Израиля и Польши.