Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
 Поиск
USD 66.26 EUR 73.5
22 августа 2019 года, Чт
Данила Шеповальников Обзор

Дата-центры потянулись на выселки

До сих пор цитаделью российских центров обработки данных (ЦОД) является Москва, где сконцентрировано около 80% российских дата-центров. Однако с начала года игроки этого рынка объявили о многомиллионных инвестициях в строительство региональных дата-центров. Экспансия ЦОДов за пределы Москвы идет рука об руку с развитием в регионах широкополосного доступа (ШПД), рынка интернет-контента и хостинга.

Аналитики IDC отмечают, что основным фактором роста числа российских дата-центров является увеличение численности пользователей Рунета. Согласно прогнозу, к 2011 году их количество достигнет 16,6 млн. Кроме того, косвенное влияние на рынок ЦОДов оказывает увеличение скорости доступа в Интернет, которое в свою очередь стимулирует спрос на разнообразный контент. По мнению Вадима Ванькова, директора по маркетингу "АКАДО Телеком", рынок ШПД является одним из наиболее динамично развивающихся секторов телекоммуникационной отрасли, причем драйвером его роста становится спрос в регионах. "В таких условиях возникает потребность концентрации контента вблизи от пользователя - стоимость доставки трафика из столиц в регионы довольно высока", - отмечает Вадим Ваньков. По его словам, размещение региональных ресурсов на столичных площадках нелогично и неэффективно. "Контент-провайдеры и поставщики приложений стремятся приблизиться к потребителям в регионах, которых становится все больше", - подчеркнул руководитель управления систем обработки и хранения данных компании "АйТи" Владимир Ливинский. "Неудовлетворенная потребность в ЦОДах присуща всем регионам РФ, причем я не стал бы исключать из этой палитры даже Москву, поскольку в столице спрос на этом рынке, по нашей оценке, втрое превышает предложение и будет сохраняться на этом уровне в ближайшие два года", - считает Максим Троицкий, директор по продажам ОАО "Ситроникс".

В регионах уже развернулось бурное строительство ЦОДов. "Это обусловлено развитием регионального бизнеса, а также федеральными программами по развитию регионов, таких как проект создания особых экономических зон", - считает Константин Савин, руководитель группы серверов и систем хранения технического департамента компании "Комплит". В сентябре прошлого года одним из первых операторов, объявивших о начале региональной экспансии ЦОДов, стал холдинг "Синтерра". Анонсированный им проект "40x40" подразумевает размещение дата-центров на 40 площадках в крупнейших российских городах. При этом строящиеся ЦОДы предполагается оснастить каналами связи с пропускной способностью 40 Гбит/c. По предварительным планам предполагалось завершить проект к середине 2009 года, однако для этого в 2008 году "Синтерре" необходимо построить 20 региональных дата-центров. В июле первый из них открылся на территории Сибирского федерального округа в Томске. Затраты на его строительство составили примерно 95 млн руб. А вслед за томским дата-центром был запущен ЦОД в Ставрополе (Южный федеральный округ), который обошелся "Синтерре" в 75 млн руб.

К когорте региональных ЦОДостроителей примкнул "МегаФон". Его дочерняя компания "МСС-Поволжье" планирует потратить около $20 млн в строительство дата-центра в Самаре, первая очередь которого будет запущена в 2009 году. Всего в планах "МегаФона" значится семь центров обработки данных, которые оператор намерен построить во всех российских федеральных округах. При этом самарский дата-центр станет своеобразной тестовой площадкой, по образу и подобию которой после ее испытаний на эффективность будут возводиться другие ЦОДы.

В Петербурге крупный дата-центр начал строить оператор "Вестколл". Бюджет проекта - около $20 млн. Примерно половина этих средств пойдет на оборудование, а остальное - на подготовку площадки и обеспечение ЦОДа электропитанием. Побудительные мотивы оператора те же, что и у его коллег, - заметный рост спроса на услуги ЦОДов. Помимо уже перечисленных операторов с начала года строительство региональных дата-центров анонсировали "Ростелеком", МТС и многие другие телекоммуникационные компании.

Впрочем, активность на региональном рынке проявляют не только связисты, но и интеграторы, и даже потенциальные заказчики ЦОДов. В сентябре 2007 года компания открыла первый дата-центр в Москве и анонсировала программу создания региональной сети из восьми дата центров. Один из них, площадью 20 тыс. кв. м, возводится в особой экономической зоне "Дубна". Это один из крупнейших российских проектов - на его реализацию предполагается потратить около 1 млрд руб. Всего же ISG планирует инвестировать в строительство дата-центров более 2 млрд руб. в течение последующих пяти лет. А совсем недавно, в начале осени, к созданию центра обработки данных в подмосковной Ивантеевке приступила интернет-компания "Яндекс". Его открытие запланировано на конец 2008 года - он станет уже шестым по счету ЦОДом, построенным крупнейшим игроком российского рынка поисковых систем. Предполагается, что в ивантеевском дата-центре на площади 2,5 тыс. кв. м разместится более 7 тыс. серверов.

Андрей Полежаев, руководитель проектного отдела компании "Технологии Бизнес-Систем", отмечает, что наряду с телекоммуникационными компаниями в строительство ЦОДов вынужден вкладываться и производственный сектор рынка: "Эта необходимость продиктована жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, которые успешно ведут свой бизнес за счет высокой степени автоматизации бизнес-процессов".

Если говорить об основных потребителях услуг ЦОДов, то, по словам Вадима Ванькова из "АКАДО Телеком", ими являются не столько операторы и контент-провайдеры, сколько финансовые структуры, страховые компании и другие крупные представители корпоративного сегмента. С ним соглашается Вячеслав Ковалев, начальник отдела ЦОД компании "Открытые Технологии", по мнению которого операторы - лишь одна из многих категорий потребителей услуг дата-центров. Немалую долю здесь занимают также банки, промышленность, энергетика, и все они в различной степени являются драйверами роста рынка в регионах. По мнению Владимира Мешалкина, начальника отдела серверов и систем хранения компании "АМТ-Груп", высокий спрос на услуги центров обработки данных связан с тем, что большинство компаний, не беря в расчет крупных корпораций, не в состоянии построить свой собственный ЦОД из-за высоких первоначальных вложений, отсутствия необходимых знаний и опыта эксплуатации таких сооружений, а также ряда других факторов. Модель региональных дата-центров имеет право на существование в случаях, когда потребитель арендует не площадь, а услугу, то есть когда он хочет возложить на плечи владельца ЦОДа предоставление ему комплексного сервиса. Например, услугу корпоративной системы CRM или ERP, причем ни ПО, ни оборудование заказчик покупать в собственность не желает или не имеет такой возможности. Такой подход, называемый SaaS (Software As A Service) уже относительно давно пользуется успехом на Западе и практически не распространен в России, за исключением его легких имплементаций в виде аренды почтовых ящиков и веб-узлов. "Этот путь развития услуг ЦОД будет следующим этапом становления российского рынка после того, как сегодняшние строители дата-центров покроют минимальные потребности "изголодавшихся" заказчиков, когда появится реальная конкуренция на рынке услуг ЦОД, а сдача площадей в аренду окажется лишь минимально необходимой, но отнюдь не обладающей конкурентным преимуществом услугой", - уверен Владимир Мешалкин.

Что нам стоит ЦОД построить

Стоимость любого центра обработки данных зависит от двух важных составляющих, а именно: от его общей площади и от затрат на строительство одного квадратного метра, которые в свою очередь могут сильно колебаться в зависимости от региона и выбранного технического решения. По данным ComNews Research, стоимость 1 кв. м дата-центра в России составляет от $1,5 тыс. до $6 тыс. При этом, по данным компании "Элтел", затраты на создание крупного ЦОДа в пересчете "на стойку" могут достигать 50 тыс. евро.

По мнению Юрия Яворского, начальника отдела системных архитекторов компании "Линкс", темпы возврата вложенных в строительство дата-центров инвестиций напрямую зависят от совершенствования IT-инфраструктуры организации: "Чем дальше компания двигается от хаоса информационной системы к тесной интеграции бизнеса и IT-процессов, тем быстрее окупаются проекты по внедрению ЦОД". По мнению Вадима Ванькова из "АКАДО Телеком", период окупаемости дата-центра может варьироваться в зависимости от его стоимости и загрузки, но в среднем он составляет два-три года. При этом, по словам Владимира Ливинского из компании "АйТи", сроки морального и физического устаревания вычислительного оборудования также в среднем составляют три года, тогда как системы бесперебойного электропитания и кондиционирования могут прослужить дольше - в среднем пять лет.

"Как показывает практика, одной из распространенных ошибок является недооценка затрат на обслуживание ЦОДа, которые в период окупаемости проекта могут составить до 80% его стоимости, а могут сделать проект и вовсе убыточным", - считает Константин Савин из компании "Комплит". По его словам, подробный анализ этих затрат будет полезен и  тем, кто уже эксплуатирует собственный ЦОД, и тем, кто только планирует его построить. Причем сумма, которая закладывается в бюджет, должна позволить масштабировать инфраструктуру как минимум в течение пяти лет.

Вячеслав Ковалев из "Открытых Технологий" выделяет как минимум две причины региональной экспансии ЦОДостроителей. Первая из них связана с желанием руководства компаний сократить издержки - беда всех крупных мегаполисов мира (и Россия - не исключение) в высоких затратах на содержание дата-центров, связанных с удорожанием земли, ростом стоимости электроэнергии, высокими расходами на оплату и обучение технического персонала. Вадим Ваньков отмечает, что наиболее затратной статьей содержания ЦОД являются расходы на энергообеспечение. В зависимости от установленных технических решений требования к энерговооруженности ЦОД колеблются в пределах от 7,5 кВт до 20 кВт на стойку, или 2-3 кВт на квадратный метр. В 2007 году стоимость 1 кВт/ч присоединяемой мощности оценивалась примерно в 60 тыс. руб., без затрат на прокладку кабелей, строительство подстанции и распределительного щита. "Действительно, на территории Москвы строить ЦОД весьма проблематично. Если у вас нет готовой электрической емкости, то цена подключения ЦОДа к сети фактически будет равна стоимости строительства самого центра", - комментирует Константин Савин из компании "Комплит". По мнению Вячеслава Ковалева из "Открытых Технологий", в связи с ростом цен на аренду земли и электроэнергию Москва становится все менее привлекательным местом для строительства крупных ЦОДов.

Как следствие, компании стремятся вынести за пределы мегаполисов большую часть вспомогательной инфраструктуры, в том числе и ЦОДы. При этом современные технологии позволяют управлять ЦОДом непосредственно из головного офиса без потери качества. Второй причиной Вячеслав Ковалев считает высокий риск утраты накопленных данных из-за внешних или внутренних угроз. По его словам, практически все крупные компании закладывают в бюджет на развитие IT расходы по созданию резервных ЦОДов. Однако, поскольку строить второй ЦОД внутри мегаполиса экономически невыгодно, то по этим соображениям, как правило, строительство резервных ЦОДов организуется в регионе. "Если же говорить об операторах, то они больше других могут сократить расходы на содержание ЦОДов за счет их переноса в регионы в силу своего организационного устройства и развитой региональной сети", - отмечает Вячеслав Ковалев. Кроме того, по мнению Андрея Полежаева из компании "Технологии Бизнес-Систем", через ЦОДы операторы прокладывают путь к сердцу бизнес-клиентов: "Корпоративные заказчики предпочитают получать максимальный пакет сервисов из одних рук, поэтому наличие у оператора ЦОДа с гарантированным сервисом размещения оборудования на площадке автозала может являться для них ключевым критерием выбора поставщика услуг связи".

К трудностям, с которыми сталкиваются региональные строители ЦОДа Максим Троицкий, директор по продажам ОАО "Ситроникс", относит нехватку квалифицированного персонала на местах, без которого невозможно предложить клиентам качественные сервисы на базе дата-центра. Кроме того, по его словам, важную роль играет недостаточный охват регионов скоростными каналами связи. Какой бы хороший ЦОД не построила компания, его нужно надежно привязать к существующей корпоративной инфраструктуре. Владимир Ливинский из "АйТи" добавляет к этому подготовку помещения, проектирование инженерной инфраструктуры, расчет и обеспечение необходимого электропитания для всех подсистем: "Строительство ЦОДа - комплексный проект, в котором могут быть задействованы несколько субподрядчиков. Для управления ими нужен высококвалифицированный менеджер проекта, таких профессионалов трудно найти и удержать в регионе".

Попробуй и купи

На фоне активизации строительства ЦОДов на рынке широкое распространение получила модель использования дата-центров в качестве маркетинговых инструментов компаниями, проектирующими и поставки оборудования. По словам Юрия Яворского из компании "Линкс", при оформлении предложения на приобретение некоего набора аппаратного и программного обеспечения клиент на первом этапе получает информацию о них лишь в виде спецификации, к которой в лучшем случае добавляется схема с описанием решения. Однако при наличии у поставщика демонстрационного ЦОДа, заказчик может развернуть на его базе выбранные бизнес-приложения и увидеть их в действии на выбранном оборудовании прежде, чем принимать решение об инвестициях. К примеру, в компании "Линкс" в рамках "Центра компетенции по Unix-технологиям" работает ЦОД, который позволяет решать достаточно широкий спектр задач. Мощный демонстрационный дата-центр под названием "Центр вычислительных технологий НР" развернут на базе компании "Комплит". Аналогичный "маркетинговый" ЦОД в Петербурге есть и у корпорации Sun Microsystems. "Это своеобразный "тест-драйв" предлагаемого решения. Покупатель скорее купит проверенный, чем кота в мешке", - подчеркнул Юрий Яворский.

Мнение

Павел Зеленский,
системный архитектор компании "Инфосистемы Джет"
Индивидуальный подход

Интерес операторов услуг дата-центров к региональным рынкам возрастает. Но за пределами столичных городов они сталкиваются с проблемами, которые во многом сдерживают развитие этого сегмента рынка. По мнению, Павла Зеленского, системного архитектора компании "Инфосистемы Джет", - это дороговизна скоростных каналов связи, а также дефицит квалифицированного инженерного персонала, готового обслуживать высококритичные системы. Впрочем, ситуация, по его словам, имеет тенденцию к улучшению.

- Павел, в этом году многие операторы почти одновременно объявили о строительстве дата-центров в регионах. С чем это, на ваш взгляд, связано?

- Это объясняется наличием в регионах свободных помещений, каналов связи и энергоресурсов, которые давно исчерпаны в столицах. В Москве и Петербурге до 90% компаний, подавших заявки на подключение к электросетям, не получают электроэнергии. Учитывая, что затраты на строительство ЦОДа принято считать из расчета на метр квадратный, немалую роль играет более низкая стоимость строительства или аренды площадей под дата-центры. Кроме того, региональной экспансии способствует и развитие экономики регионов, децентрализация и вывод крупными компаниями части своего бизнеса за пределы столиц - все это будет формировать спрос непосредственно "на местах".

- Что, на ваш взгляд, сегодня выгоднее для операторов - строить собственные ЦОДы или арендовать уже существующие?

- Выбор в пользу собственного или арендуемого ЦОДа зависит от множества факторов. Это и масштаб компании, и характер ее бизнеса, и степень зависимости бизнеса от ИТ-сервисов. В пользу арендуемого ЦОДа чаще склоняются компании с относительно небольшим количеством ИТ-ресурсов - строить высокодоступную инфраструктуру для стойки-другой оборудования невыгодно экономически. На базе арендуемых площадок эффективно разворачивать резервные ЦОДы для обеспечения катастрофоустойчивости.

Эффективность того или иного решения в каждом случае оценивается индивидуально. Не следует забывать о факторах, способных отодвинуть вопрос экономической выгоды на второй план, - например, проблеме информационной безопасности и конфиденциальности данных.

- За какой период времени в среднем окупаются дата-центры? Как это соотносится со сроками морального и физического устаревания их оборудования и инфраструктуры?

- Это также зависит от множества факторов. Более того, мало кто готов раскрывать подобную информацию. Говоря о моральном и физическом устаревании, лучше говорить не о сроках - они различны для разных подсистем ЦОДа, а о возможности гибкого масштабирования и модернизации комплекса, максимально сохраняя сделанные ранее инвестиции.

Вадим Дриацкий,
директор по сервисной поддержке
ООО "Дженерал ДейтаКомм"

Решение о создании ЦОДа в Санкт-Петербурге было принято нашей компанией весной 2008 года. Проект оценивается в $5 млн. Характерной для Петербурга трудности с поиском площади не возникло, поскольку ООО "Дженерал Дейта-Комм" имеет в собственности здание, часть которого и отводится под строительство ЦОДа. В дальнейшем компания предполагает выделить дополнительные площади для расширения ЦОДа в случае возникновения такой необходимости. Дата-центр будет расположен в районе пл. Бехтерева, в здании, принадлежащем компании. Его общая площадь составит около 2 тыс. кв. м, из которых не менее 500 кв. м займет фальшпол, а остальное пространство - служебные и офисные помещения. ЦОД состоит из трех основных залов, запуск которых будет осуществляться последовательно. К началу 2009 года планируется завершить все строительные работы, а запуск первого зала запланирован на первую половину 2009 года. Мощности электропитания, необходимые для запуска первого и второго этапа ЦОДа, уже получены. Активно ведутся переговоры с городом о возможности выделения дополнительных мощностей для обеспечения работы ЦОДа при полной загрузке.

На этапе проектирования системы электроснабжения рассматриваются варианты использования источников бесперебойного питания таких производителей, как PowerWare (EATON), Liebert, дизельгенераторов SDMO, которые характеризуются высокой надежностью и обладают необходимыми эксплуатационными пара-метрами. В реализации проекта ООО "Дженерал ДейтаКомм" полностью полагается на собственные силы. ЦОД будет ориентирован на предоставление услуг операторам связи, интернет-провайдерам и крупным корпоративным заказчикам, а основным сервисом станет телехаусинг (сдача в аренду площадей под размещение оборудования узлов связи на специализированных площадках). Дата-центров в Петербурге катастрофически не хватает - данный рынок пока далек от насыщения.

Константин Савин,
руководитель группы серверов и систем хранения, технический департамент компании "Комплит"

Наличие собственного ЦОДа у интегратора является не только эффективным маркетинговым инструментом для демонстрации возможностей современных технических решений, но и позволяет его партнерам и заказчикам решать задачи в области моделирования, тестирования и оценки актуальных информационных решений, опираясь на консалтинговую поддержку со стороны разработчиков и производителей. Это минимизирует возможные риски от внедрения новых решений на предприятии заказчика. Тестовая установка и настройка информационных систем на базе ЦОДа позволяет обнаружить и решить проблемы, которые могут возникнуть при развертывании таких систем уже на начальной стадии работы над проектом. На сегодняшний день наличие собственного демонстрационного ЦОДа, является хорошей практикой у всех крупных системных интеграторов и вендоров.

Анонс
Контакты

Учредитель и издатель журнала "Стандарт" – Группа компаний ComNews.

Адреса:

107140, Москва, Верхняя Красносельская ул., д. 2/1, строение 1, офис 516.
Телефон: +7 495 933 5483, +7 495 933 5485

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., дом 22, литера Т, офис 18Н
Телефон: +7 812 670 2030

Ваши замечания, пожелания, идеи,
пожалуйста, направляйте по адресам
редакции или по e-mail info@comnews.ru

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости