Валерий Кодачигов Интервью


Председатель "Горкома"


Алексей-Запорожец

На московский рынок широкополосного доступа выходит новый игрок - консорциум "Горком". Он объединит интернет-провайдера "СУ-29 Телеком" и несколько домовых сетей на юге Москвы. Общее количество абонентов, обслуживание которых возьмет на себя ООО "Горком", около 70 тыс. Как рассказал шеф-редактору "Стандарта" Валерию Кодачигову генеральный директор "СУ-29" Алексей Запорожец, основная цель "Горкома" - привлечь внимание крупных инвесторов к локальным московским провайдерам.


- Как появился на свет "Горком"? В чем смысл такого консорциума провайдеров?


- Идея "Горкома" появилась два года назад. Тогда процесс поглощения небольших московских домовых сетей провайдерами, за которыми стоят крупные отраслевые холдинги, стал особенно заметен. Я предложил идею создания консорциума, который, с одной стороны, мог бы противостоять этой экспансии, а с другой - мог продать крупному инвестору входящие в него домовые сети дороже, чем если бы они продавались поодиночке. С представителями "СУ-29 Телеком", "Домонета", "Дегунино.Net" - мы встречались раз пять, но дальше чистых деклараций дело не пошло. С тех пор многое изменилось. Отношение участников рынка к консорциуму изменили поглощения домовых сетей, совершенные за последние два года. "Акадо" приобрел "МиГ-Телеком" и "Корпорацию Эк-Зи", "Национальные телекоммуникации" - "Корвет". Домовым сетям стало ясно, что без объединения они вымрут. "По отдельности вас либо задавят в конце концов, либо купят из расчета $450-500 за абонента, - объясняю я партнерам. - В составе консорциума за активы можно выручить больше".


- Как будет устроен "Горком" с организационно-правовой точки зрения? Как будут строиться финансовые отношения его участников?


- ООО "Горком" уже зарегистрировано - в ближайшее время оно получит лицензии на оказание услуг телематических служб и других сервисов. Учредителями "Горкома" выступают принадлежащий мне "СУ-29 Телеком", а также провайдеры "Бирюлево.нет" (ООО "КС Телеком", - прим. "Стандарта"), "Бутовонет.ру" (ООО "НПО "ЭДМА", - прим. "Стандарта") и "Бутово.ком" (ООО "Бутовский интернет-клуб "Бутик", - прим. "Стандарта"). В уставном капитале "Горкома" они получат доли, пропорциональные количеству абонентов, которых они обслуживают. Соответственно, если к "Горкому" станут присоединяться новые участники, то доли уставного капитала будут размываться.


При этом "Горком" не получит прибыль - она будет перечисляться акционерам. Он станет управляющей компанией. Домовые сети передают ему в лизинг оборудование, дают доступ к своим биллинговым системам. В свою очередь, "Горком" от своего имени, под единым брендом оказывает услуги абонентам, осуществляет расчеты с ними, модернизиру-ет техническую и административную структуру компаний. Таким образом повышается их инвестиционная привлекательность - не секрет, что многие расчеты в домовых сетях осуществляются "в черную". А несоответствие данных биллинга и бухгалтерии отпугива-ет серьезных инвесторов. В некоторых компаниях биллинг и бухгалтерия не соответствуют в разы. По бухгалтерии, к примеру, может проходить $1 млн, а по биллингу - $10 млн.


В случае если появится инвестор, события будут развиваться таким образом. "Горком", получив от него авансовый платеж, выкупит доли владельцев входящих в него компаний. Затем сам "Горком" будет продан инвестору.


- А зачем вообще иметь дело с такими компаниями?


- А с кем? Посмотрите, за последние три года крупнейшие телекоммуникационные группы скупили практически всех крупных игроков второго эшелона. На очереди - провайдеры, оперирующие в масштабах районов. Конкурентоспособными они могут стать, только объединившись и обелив бизнес. По-другому нельзя. Три года назад провайдеры сидели локально каждый в своем районе, никуда дальше не лезли и чувствовали себя прекрасно. Пришла "Корбина Телеком" - было терпимо. Пришел "Акадо" - стало чуть сложнее. Но когда, к примеру, на юг Москвы пришли Центральный телеграф в лице Qwerty и "Национальные телекоммуникации" - стало просто невыносимо, речь уже идет об оттоке абонентов домовых сетей. А еще МГТС тянет оптику в каждый дом...


- Что произойдет, если один из участников самостоятельно найдет инвестора и захочет покинуть "Горком"?


- Для него это будет слишком сложно и нецелесообразно. Ведь его оборудование будет находиться в лизинге у "Горкома". Для "Горкома" продажа любого из его участников пройдет безболезненно - по сути, сменится лишь лицо, с которым компания поддерживает договор лизинга.


- Схема консорциума достаточно сложна. Не стал бы более простой формой объединения переход операторов "Горкома" на единую акцию?


- Владельцы домовых сетей крайне консервативны. Они пока боятся терять полный контроль над компаниями. Компания, управляющая их активами и распоряжающаяся их оборудованием, берущая на себя расчеты с клиентами, - для них оптимальный вариант.


- Как распределены доли в уставном капитале "Горкома" и кто им руководит?


- Пока 100% акций "Горкома" принадлежат "СУ-29 Телеком", потом этот пакет будет распределен между участниками консорциума. Что касается руководства, то я не настаиваю на том, чтобы встать во главе компании. Если другие участники консорциума решат, что целесообразно привлечь более компетентный менеджмент - я соглашусь с их выбором.


- Планируете ли вы развивать бизнес "Горкома" за пределами Москвы?


- Нет, в нашем положении это совершенно нецелесообразно. Более того, "СУ-29", к примеру, даже в Москве приобретает компании, расположенные географически близко друг от друга. Мы работаем на юге и юго-западе Москвы, там же, кстати, где "Бирюлево.нет" и "Бутовонет.ру". Это позволяет создавать единые сети, не прибегая к аренде сторонних каналов. В Москве делать это небольшим компаниям становится все сложнее. Мы,
например, имеем опыт работы с оператором "Мастертел".


Сначала арендовали у них жилу в кабеле. Потом, когда трафик в сети возрос, нас попросили арендовать уже не жилу, а виртуальный канал. В конце концов от нас потребовали платить за пропуск трафика, что было совершенно неприемлемо. И это происходит в Москве. А представьте себе, как обеспечивали бы целостность сети, если бы купили провайдера в Рязани. Все доходы от обслуживания "местных" абонентов сети сжирала бы плата за аренду междугородного канала.


Географически разбросанные сети - это еще и вопрос качества обслуживания абонентов и дополнительных услуг. К примеру, в компании, оторванной от единой сети, я не могу предоставлять абонентам телевидение - это будет просто нерентабельно. Получается, что определенными услугами я могу снабжать только часть подписчиков, что с маркетинговой точки зрения неверно. Конечно, крупные операторы, такие как "Комстар - ОТС" и "Голден Телеком", идут в регионы. Но они строят маги-
стральные сети. У домовых сетей просто нет ресурсов для такого строительства.


- Если говорить о вашей компании, "СУ-29", то можете ли вы назвать сделанные в провайдера инвестиции?


- К 1 июля этого года я инвестировал в "СУ-29" $15 млн. Источник этих инвестиций - средства, полученные от продажи компании "Корпорация Эк-Зи" в прошлом году (покупателем актива стал холдинг "Акадо", ранее - "Ренова Медиа", - прим. "Стандарта", а также кредит в размере 130 млн руб., полученный мною в Росбанке. Мы пришли в "СУ-29" осенью прошлого года. За прошедшее с того момента время - изменения огромные. Количество абонентов с 15 тыс. увеличилось до 40 тыс. Из всех сетей, которые мы покупали и присоединяли к "СУ-29", мы пригласили лучших специалистов. В сети появились такие дополнительные услуги, как, например, телевидение. Кроме того, бизнес компании обелился - появились "белые" зарплаты, "белые" схемы приема и отражения на балансе абонентской платы. В принципе, я хочу уйти от прошлого "СУ-29", построив образцовый с точки зрения инвестора бизнес. Я не исключаю даже ребрендинг.


- Известно, что в начале этого года вы искали покупателя для "СУ-29". Ваш заместитель Алхас Мирзабеков недавно заявил, что "Горком" также создается для продажи. Во сколько вы оцениваете активы?


- Я считаю, что "СУ-29" стоит, к примеру, не менее $750-800 из расчета на одного абонента. Я не произношу - $1000, хотя на московском рынке широкополосного доступа такая цена реальна.


- Казалось бы, домашние сети давно должны были быть поглощены или разорены крупнейшими отраслевыми холдингами. Но на практике локальные провайдеры обслуживают почти треть московских абонентов ШПД. За счет чего провайдерам второго эшелона удается развивать бизнес?


- За счет сервиса и гибкости. Не секрет, что качество услуг и техподдержки многих крупных провайдеров хромает - постами о качестве их работы пестрят целые форумы в Интернете. Для домовой сети, которая хочет не только выжить, но и развиваться, к примеру, совершенно немыслимо "лежать" две недели, в течение которых абоненты не обслуживаются. Невозможно, чтобы абонент часами дозванивался до техподдержки, а потом еще выслушивал хамство от оператора. За такое, кстати, людей немедленно выгоняют, но некоторые наши конкуренты более либеральны. Кроме того, преимущество домовым сетям зачастую дают локальные масштабы и правильно организованная логистика. Я знаю, что у одного из наших конкурентов, также "собирающего" домовые сети, все монтажники сидят в одном офисе на юго-западе Москвы. И это вместо того, чтобы рассредоточиться по нескольким точкам в городе. Вы представляете себе, сколько времени пройдет, пока специалист из центрального офиса доберется до места аварии где-нибудь в Тушино и в Люблино.


К тому же покупка домовых сетей - процесс неоднозначный. Интеграционные процессы в компаниях зачастую идут трудно и медленно, в ходе присоединения домовой сети часть ее абонентов можно просто-напросто растерять. Вообще, идеальная ситуация, когда новые акционеры не вмешиваются в успешную операционную деятельность домовой сети, поддерживая ее своими ресурсами. Так, например, поступил холдинг "Национальные телекоммуникации", который в начале года приобрел провайдера "Корвет". В итоге бизнес компании не только не развалился, "растворившись" в других активах НТК, а наоборот - уверенно держится на плаву.