Ленид Коник Технологии


MVNO на низком старте


Генеральный директор ООО "Матрикс Телеком" Алексей Тужилкин
Генеральный директор ООО "Матрикс Телеком" Алексей Тужилкин

 Еще до конца 2008 года может быть подписан приказ Минкомсвязи "Об особенностях лицензирования деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи", проект которого 21 ноября одобрил научно-технический совет при министерстве. Это решение является более чем долгожданным: попытки законодательно закрепить деятельность операторов виртуальных сотовых сетей (MVNO) в России предпринимались еще в 2004 году. Один из первых российских проектов MVNO - "Матрикс Мобайл", который в 2003 году запустила компания "Матрикс Телеком" на базе сети "МегаФон-Москва". Генеральный директор ООО "Матрикс Телеком" Алексей Тужилкин в беседе с главным редактором "Стандарта" Леонидом Коником рассуждает о том, что изменится с появлением приказа по MVNO.

- Алексей, сколько мобильных абонентов обслуживает "Матрикс Телеком", и можно ли называть компанию виртуальным оператором?

- Совсем недавно проект "Матрикс Телеком" преодолел планку 75 тыс. абонентов, что подтверждает нашу позицию крупнейшего MVNO в России (на втором месте - "КантриКом", обслуживающий около 40 тыс. подписчиков, - прим. "Стандарта"). Если вспомнить, в каком правовом статусе нам приходится работать, то это весьма значительные показатели. MVNO бывают нескольких уровней, и "Матрикс Телеком" является виртуальным оператором одного из самых высоких уровней: мы занимаемся не только маркетинговой частью - у нас есть свой коммутатор, препейд-платформа, биллинг, call-центр и многое другое. В сравнении с базовым сотовым оператором, у нас нет только базовых станций и HLR (Home Location Register).

- Как "Матрикс Телеком" продвигает услуги?

- В своей работе мы пытаемся сделать продукт максимально доступным и делаем упор на развитие дополнительных каналов дистрибуции. Безусловно используем специализированную розницу: "Матрикс" работает со всеми розничными салонами связи в Москве. У нас есть продукты, брендированные специально под сети, например, для продажи через сеть "Связной" у нас есть продукт "На связи", в салонах "Эльдорадо" мы продаем одноименный тарифный план. Есть интересный проект - специальный тарифный план для продавцов салонов - интерактивное средство управления продажами и канал коммуникаций с розницей. Есть проект телемаркетинга с доставкой курьером. Очень важная составляющая в дистрибуции - это работа с этническими группами: им мы предлагаем специальные тарифы, сформированные под их конкретные нужды и потребности. Есть направление по работе с молодежным сегментом: организована дистрибуция через наиболее активных студентов московских вузов, раз в неделю мы регулярно проводим промо-акцию в одном из них.

- Ориентируется ли "Матрикс Мобайл" при разработке тарифов на тарифную политику базового оператора - "МегаФона"?

- Мы ориентируемся прежде всего на рынок, на котором работаем. Нашу маркетинговую стратегию, наверное, можно отнести к гибридной: мы предлагаем тарифные планы "узким" сегментам, наш бренд воспринимается розницей и клиентами как дискаунтер. Учитывая макроэкономическую ситуацию в стране, считаем, что в ближайший год у "дискаунтеров" будут очень хорошие перспективы роста.

- Участвовал ли "Матрикс Телеком" в подготовке проекта министерского приказа по MVNO? Есть ли понимание, когда он может быть подписан?

- Да, мы не только подавали свои предложения по этому приказу, но и участвовали в заседаниях секции научно-технического совета Минкомсвязи РФ по проблематике MVNO, где был утвержден проект приказа в окончательной редакции. Но главная работа проделана в рамках рабочей группы, созданной в Инфокоммуникационном союзе, возглавляемом президентом Александром Крупновым. Детально рассмотрены все правовые и технические аспекты работы операторов виртуальных сетей связи. В этой работе "Матрикс Телеком" принимал самое активное участие. Мы рассчитываем на подписание приказа Минкомсвязи РФ до конца 2008 года, так как в плане министерства на 2009 год темы MVNO нет.

- "Матрикс Телеком" де-факто действует как MVNO с 2003 года. Что вам даст приказ Минкомсвязи?

- С появлением этого документа мы сможем полноценно развернуть маркетинговые инициативы- до сих пор мы себя не афишировали. Без легальной основы сохраняется риск инвестиций в этот сектор, ведь его как бы не существует. Как только министерство упорядочит деятельность операторов виртуальных сетей подвижной связи, в секторе развернется настоящая битва, но лучшие стартовые позиции, конечно же, имеют те, кто стоял у истоков MVNO и накопил опыт в этой сфере. Не стоит забывать и о таких немаловажных вопросах, как выделение ресурса нумерации и порядок пропуска трафика, которые регулируются соответствующими постановлениями правительства РФ. Получив лицензию на оказание услуг подвижной связи, оператор виртуальной сети подвижной связи сможет получить ныне недоступный для него ресурс нумерации в географически не определяемой зоне нумерации и возможность пропускать определенные виды телефонного трафика. Все это не может не сказаться на экономии средств такого оператора, которые он может направить на дальнейшее развитие сети, а также на общем уровне абонентских тарифов, которые, несомненно, могут стать более выгодными.

- Кого, помимо "Матрикс Телеком", вы считаете заметным на рынке MVNO?

- Из значимых проектов можно назвать только "КантриКом". При этом у каждого из нас существует своя специфика: они фокусируются на "тяжелых" абонентах, а "Матрикс Телеком" вот уже второй год делает акцент на предложениях для "легких" подписчиков. Среднемесячный уровень ARPU в сети "Матрикс Мобайл" составляет 700 руб. и держится неизменным в течение последних полутора лет. С точки зрения потенциала роста на "легких" абонентах можно вырасти гораздо существеннее. В наших планах - за первый год работы после выхода приказа Минкомсвязи и получения разрешительных документов от государственных органов довести абонентскую базу до 300-400 тыс. подписчиков, пока в Москве, но мы присматриваемся и к другим городам.

- Сейчас базовым оператором для "Матрикс Мобайл" является "Соник Дуо" ("МегаФон-Москва"). Вы планируете и дальше работать с "МегаФоном" - и в Москве, и в других городах?

- Да, мы бы очень хотели сотрудничать с этим оператором и в будущем. При этом технически наш узел может работать и с другим сотовым оператором, и даже с несколькими операторами одновременно. Все, в конечном счете, будет определяться условиями базового оператора и качеством его сети. Качество сети "МегаФона" очень хорошее
и в Москве, и на Северо-Западе, и в других регионах.