Валерий КОДАЧИГОВ Хобби


Звуки музыки


Николай Шелег, генеральный директор российского офиса компании KEYMILE
Николай Шелег, генеральный директор российского офиса компании KEYMILE

Чистый звук дешевым не бывает! - считают многие покупатели аудиотехники. Николай Шелег, генеральный директор российского офиса компании KEYMILE и "по совместительству" аудиофил с многолетним стажем, с этим не согласен. Он знает множество приемов и хитростей, которые позволяют существенно улучшить звучание даже "бюджетной" аудиосистемы.

Аудиофилы - особая каста любителей музыки. В отличие от меломанов, они не гоняются за раритетными записями, чтобы, достав "сокровище", прослушать его абы на чем. "Более того, аудиофил не обязательно дослушивает диск до конца - главное для него достоверное и чистое, то есть максимально приближенное к "живому", звучание - такое, которое вы слышите в концертном зале", - рассказывает Николай Шелег. Особого трепета аудиофилы не испытывают и перед домашними кинотеатрами - многоканальный звук у них не очень котируется. "Один мой знакомый объяснял, что любит слушать диски в многоканальном режиме как бы сидя посреди оркестра, - объясняет глава российского офиса KEYMILE. - Может быть, бывшему музыканту это и понравится, но обычному слушателю все-таки привычно слушать музыку из зала. Поэтому аудиофилы, как правило, приемлют только традиционное стерео".



Созвучие с паяльником



К "звучащей" электронике Николай Шелег неравнодушен со школы - первый радиоприемник он собрал в 8-м классе. К когорте аудиофилов он примкнул около тридцати лет назад. Его увлечение аудиотехникой началось еще в "застойные" времена. Тогда аудиофилия была чем-то большим, чем хобби, - аудиотехнику приходилось не покупать, а доставать. Николай Николаевич вспоминает, что несколько месяцев ждал появления в продаже в магазине "Радиотехника" (кто помнит - был такой в Москве на Новокузнецкой улице) усилителя "Амфитон". "Когда я работал в информагентстве ТАСС, нередко приходилось бывать в загранкомандировках. По случаю привез как-то из Лондона для своего винилового проигрывателя "Вега-106" японскую головку Nagaoka, которая победила в супертесте журнала What Hi-Fi, - рассказывает Николай Шелег. - Страшно сказать, сколько это тогда, в 1981 году, стоило - целых 20 фунтов стерлингов. Друзья приходили послушать новинку". Некоторые аудиофильские премудрости, освоенные в то время, востребованы и сейчас. К примеру, Николай Шелег до сих пор предпочитает менять тонкие "штатные" провода в колонках на толстые "фирменные".


Многолетнее увлечение звуком приносит свои плоды. "С некоторыми салонами аудиотехники, которые появились в Москве в середине 1990-х, я дружу многие годы, - говорит Николай Шелег - и иногда мне дают для прослушивания новинки аудиотехники".


Глава российского офиса KEYMILE признает, что быть аудиофилом год от года становится все дороже. Казалось бы, электроника дешевеет, однако с техникой Hi-Fi и Hi-End все происходит ровно наоборот: "Например, колонки равного класса, стоившие 10 лет назад $1000, стоят сейчас $2000. Усилитель, стоивший $400-500, обходится в 500-800 евро". Причиной такой динамики является своеобразный кризис предложения - по-настоящему качественных изделий на рынке становится меньше, так как многие фирмы-производители в ценовой конкуренции используют более дешевые компоненты, переносят производство оборудования "бюджетного" и среднего уровня в Китай, Индию и другие азиатские страны.



Поющее пространство



Среди аудиофилов ходит множество баек и анекдотов. Например, "если теща перестает просить убавить громкость, это значит, что настройка аудиосистемы завершилась успешно".


Николай Шелег настаивает, что качественные акустические и межблочные кабели - ключ к правильной настройке Hi-Fi-cистемы. "Кабели, которые продаются в магазине в комплекте с усилителем или CD-проигрывателем, предназначены для проверки работоспособности оборудования, их и называют соответственно "шнурками", - объясняет он. Сам Николай Шелег, кстати, перепробовав кабели десятка различных производителей, предпочитает кабели голландской компании Van den Hul (цена акустического кабеля $15-100 за метр, межблочного кабеля от $50 до $1500 за метр). По его словам, продукция этой фирмы позволяет получить наиболее качественный звук. "Van den Hul обеспечивает натуральное, прозрачное и детальное звучание за счет применения в качестве проводника линейно-структурированного углерода. Если вы хотите получить максимальную отдачу от Hi-Fi-системы, готовьтесь к тому, что 10-20% ее стоимости придется потратить на кабели, сетевые фильтры, шипы и другие аксессуары", - говорит Николай Шелег.


Не меньше нюансов связано с покупкой колонок. Во-первых, колонки должны соответствовать личным музыкальным жанровым предпочтениям, то есть универсальных колонок не бывает. Во-вторых, они должны быть совместимы с усилителем, в-третьих, колонки должны "дружить" с акустикой комнаты, и в-четвертых, звук должен нравиться владельцу и только владельцу, а не продавцу. Поэтому, как объясняет Николай Шелег, окончательное решение о приобретении колонок имеет смысл только после того, как вы прослушаете их дома хотя бы пару дней. Впрочем, даже такой "тест-драйв" не даст полного представления об оборудовании - полностью свои возможности колонки раскроют только после основательного прогрева, то есть через несколько недель. "Премудрости" на этом не заканчиваются. Как считает Николай Шелег, чтобы довести колонки "до кондиции", рекомендуется не только заменить кабели внутри них, но и утяжелить их, выкладывая дно колонки "подушкой" с мелкой дробью или песком (если нет специального контейнера). Именно поэтому аудиофилы знают, где находится охотничий магазин в округе, а заодно и гранитная мастерская - ведь согласно рекомендациям искушенного аудиофила колонки лучше устанавливать на мраморные плиты и специальные шипы, чтобы они сотрясали воздух, а не потолок соседа снизу.


Перед тем как устанавливать Hi-Fi-систему, неплохо подготовить для нее помещение. Если ваша жена не аудиофил, шутит Николай Николаевич, лучше сделать это, когда она в отъезде. Если к делу подходить основательно, то сначала нужно произвести "реконструкцию" комнаты по улучшению ее акустики, потом определить в пустой комнате лучшее место для колонок, ну а затем выбросить лишнюю мебель. Как считает Николай Шелег, звук получается "натуральнее" в комнатах, где потолок не бетонный, а натяжной, подвесной или собранный по специальной технологии из звукопоглощающих материалов и гипсокартона. Улучшают акустику также висящие на стенах ковры (хотя это и старомодно), или пробковые панели, которыми многие обклеивают стены "для тепла". При этом электропитание аудиосистемы целесообразно вывести на отдельный автомат качественным медным кабелем - почти как стиральную машину - чтобы помехи от "посторонних" электроприборов не давали наводки на драгоценную систему. И наконец, слушать музыку интереснее не одному, а в компании. "Замечено, что присутствие в помещении нескольких слушателей улучшает акустику, особенно если прослушивание совмещается с хорошим вином", - говорит Николай Шелег.


Отдельного внимания заслуживает звуковоспроизводящее оборудование. Собственно, начинать удобнее не с колонок, а с усилителя или с комбинации предусилителя и усилителя мощности. Потом этот набор можно "разбавить" еще одним усилителем мощности - таким образом, отдельный усилитель будет приходиться на каждую колонку. Впоследствии комплект можно наращивать так, что каждый усилитель-моноблок будет "озвучивать" отдельную полосу, то есть динамик. Что касается гендиректора российского офиса KEYMILE, то он предпочитает британскую аудиотехнику, и в частности, проигрыватели и усилители Cyrus, в которых upgrade осуществляется не заменой, а добавлением новых блоков. "Они "упакованы" в единообразные корпуса, которые в оригинальной стойке встают как модемы, - отмечает Николай Шелег, - как связисту мне нравится такая эргономика".



Корпоративная акустика



Николай Шелег констатирует, что заразил своим увлечением коллег и друзей. "Половина российского KEYMILE увлекается Hi-Fi", - утверждает он. Это не означает, что зарплаты в компании какие-то заоблачные. "Чтобы собрать весьма приличную аудиосистему, мегазатраты не нужны", - убежден Николай Шелег. По его словам, система "юниорского" уровня, например, на базе компонентов Cambridge Audio, вполне "вписывается" даже в зарплату менеджера среднего звена. "10-12 тыс. руб. вы потратите на CD-плеер, столько же - на усилитель, около 10-15 тыс. руб. - на колонки. Вместе с покупкой кабелей на все у вас уйдет $1200-1500", - такую калькуляцию приводит Николай Шелег. Система более высокого уровня, на базе колонок PMC или Zingali с отдельным усилителем мощности и пред-усилителем, винил-вертушкой (такие устройства, по словам собеседника "Стандарта", вновь входят в моду) будет стоить $7000-15000. Конечно, аудиосистема, сопоставимая по цене с новой автомашиной, многим покажется чрезмерно дорогой, зато смотреться и звучать будет гораздо оригинальнее.


По мнению Николая Шелега, главной проблемой для начинающего аудиофила может стать не выбор, покупка и установка компонентов, а... чувство вкуса. "С точки зрения аудиофила, слушать попсу на дорогой системе бессмысленно, - объясняет он. - Звук, значительно модифицированный электроникой, считаться достоверным не может. Все, что обработано и потому "ненатурально", для любителей "чистого" звука интереса не представляет". Именно поэтому компании, выпускающие для аудиофилов специальные, "особо чистые" записи (среди них - Chesky Records, In-Akustik, Telarc, Deutsche Gramophone), специализируются в основном на джазе и классической музыке. "Классика и джаз - то, что дает прочувствовать чистоту звука, - убеждает глава российского офиса KEYMILE. - Вы знаете, как в жизни звучит человеческий голос, скрипка или флейта, а потому хорошая аудиосистема должна позволить вновь услышать эти звуки и пережить ощущение от музыки".