Олег Синча Проекты


Несокрушимый ТЭК

 Экономическая нестабильность вынудила компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в I квартале 2009 года заморозить инвестиции. Но несмотря на кризис, ТЭК не готов полностью отказаться от закупки ИКТ-продуктов. Инвестиции предприятий ТЭК в связь и IT будут избирательными - большинство компаний в 2009 году намерены реализовывать лишь те проекты, которые либо уже завершены как минимум на 60%, либо имеют срок окупаемости менее трех лет.

Топливно-энергетический комплекс - основа благополучия России. Несмотря на все попытки диверсифицировать отечественную экономику, основной доход РФ получает от продажи энергоносителей. В структуре российского экспорта совокупная доля топливно-энергетических товаров (как сырья, так и производных) по-прежнему превышает 60%. С лета прошлого года основа отечественного экспорта - нефть и нефтепродукты - упала в цене в несколько раз (с $145 за баррель в июле 2008 года до $41 в декабре). Это привело к тому, что российская экономика, ожидая худшего, замерла. А стремительная девальвация национальной валюты (с 23 руб. за $1 в июле до 29 руб. за $1 в декабре 2008 и 36 руб. за $1 в феврале 2009 года) довершила картину падения. Снижение цен на энергоносители и спроса на них привело к тому, что российские компании ТЭК запустили программы сокращения издержек.



Отказаться невозможно



"ТЭК находится в том же состоянии, что и весь остальной рынок. Одна только девальвация рубля сократила бюджеты компаний на 30%, плюс в связи с кризисом упал и общий объем продаж. В результате доходы компаний топливно-энергетического комплекса значительно снизились", - говорит руководитель направления систем связи компании "КРОК" Олег Кравченко. Снижение доходов компаний не могло не отразиться на инвестициях. По словам Олега Кравченко, компании ТЭК готовы продолжать либо те проекты, которые уже реализованы хотя бы на 60%, либо проекты, которые могут повысить эффективность компании. Прочие ИКТ-внедрения скорее всего будут заморожены.


Опасаясь еще более резкого падения рубля, российские компании в начале 2009 года заморозили почти все расходные статьи. Впрочем, уже к концу I квартала 2009 года часть инвестиционных программ в ТЭК возобновилась. В связи с этим начальник отдела по работе с предприятиями энергетики "Энвижн Групп" Евгений Севастьянов отмечает, что сколько-нибудь существенного снижения интереса к IT-решениям на предприятиях ТЭК пока не ощущается. "Разумеется, во всех компаниях разработаны и реализуются программы по снижению издержек. Но не секрет, что у крупных энергетических компаний бюджет на IT составляет не более 1-1,5% от оборота. Снижать издержки в этой области при таких тратах малоэффективно, а вот внедрить современную технологию, которая позволит экономить в масштабах всего бизнеса, - совсем другое дело", - замечает Евгений Севастьянов.


Директор департамента промышленности, транспорта и ТЭК "НР Россия" Денис Волянский уверяет, что у HP совокупный объем продаж предприятиям ТЭК не сократился. "Мы наблюдаем значительные изменения в структуре продаж IT-услуг и оборудования в нефтегазовой отрасли, однако объемы продаж остаются практически неизменными", - отмечает Денис Волянский. По его словам, кризис оказал существенное воздействие на потребительские товары. Сократился спрос на ПК, ноутбуки, принтеры и т.п. В то же время наблюдается рост продаж программных и сервисных решений, а также услуг аутсорсинга.


По мнению технического руководителя направления "Корпоративные сети" ЗАО "Открытые Технологии" Виталия Томилко, в первую очередь предприятия ТЭК готовы отказаться от крупных инвестиционных проектов со сроком окупаемости свыше трех лет. Однако большую часть IT-внедрений компании в принципе не могут заморозить, так как от них напрямую зависит эффективность бизнес-процессов. Бессмысленно отказываться от программ, направленных на повышение эффективности производства и работы сотрудников, от продуктов, нацеленных на повышение эффективности продаж, а также от программ, призванных снизить бизнес-риски. Кроме того, невозможно "вымарать" из бюджетов расходные статьи на приведение бизнеса в соответствие с отраслевыми стандартами или нормами регулирующих органов. "Несоответствие отраслевым или регулирующим стандартам может привести к серьезным штрафам вплоть до прекращения функционирования предприятия, - а это риски, которые бизнес готов закрывать дополнительными инвестициями в IT", - отмечает Виталий Томилко.



ТЭК ТЭКу рознь



Не стоит рассматривать ТЭК как что-то однородное. У нефтедобывающих компаний одни потребности, у энергетических - другие. Несомненно, все компании ТЭК в условиях кризиса будут стремиться повысить эффективность бизнеса с минимальными затратами. По мнению Олега Кравченко из "КРОК", прежде всего спросом в условиях кризиса будут пользоваться BI-системы (Business Intelligence). Они дают руководству компании возможность принимать управленческие решения, основанные на достоверной и актуальной информации. Оперативность принятия решений особенно важна в быстро изменяющейся экономической ситуации. "Например, в ГК "Интегра" до кризиса успели внедрить систему корпоративной отчетности. В результате руководство быстро адаптировалось к новым условиям, получая необходимые для принятия решений данные за считанные часы, в то время как конкуренты тратят на это не один день", - отмечает Олег Кравченко.


Однако электроэнергетика и нефтегазодобыча - отрасли совершенно разные. Если нефтедобыча в последние годы активно консолидируется, то электроэнергетика, наоборот, вступила в пору децентрализации и денационализации. И если нефтедобыча считается сверхприбыльным занятием, то доходность электроэнергетики уже давно не превышает 5-6%.


"Консолидация нефтегазовой отрасли происходит как на структурном, так и на технологическом уровне. Компании объединяются в холдинги, для этого требуется более эффективная модель управления. Информационные технологии являются одним из основных компонентов данной модели. Консолидация приложений и оборудования позволяет добиться оптимальных результатов. Предприятия отходят от разнородной IT-инфраструктуры и пытаются создать эффективную единую модель управления IT", - отмечает Денис Волянский. По его словам, компании нефтегазового сектора являются наиболее развитыми в области IT по сравнению с другими секторами рынка.



Доступная энергетика



У энергетиков иная ситуация. Совсем недавно единую общероссийскую систему энергопроизводства и энергораспределения разделили на множество компаний. После реформы РАО ЕЭС в энергетической отрасли появились разные компании с разными требованиями по автоматизации и информатизации. В отрасли присутствуют предприятия трех типов: генерирующие мощности, распределительные магистральные предприятия и сбытовые компании. "У каждого типа - особые потребности в IT-решениях. При этом традиционно уровень IT на этих предприятиях достаточно высок, так как вся их деятельность - особенно распределительных и сбытовых компаний - полностью завязана на IT. Сама специфика технологических процессов требует высокого уровня автоматизации, реализованного на системах телеконтроля, телемеханики, телеизмерений и т.д.", - говорит Евгений Севастьянов из "Энвижн Групп".


По словам специалиста по решениям IBM Power Systems Ильи Филипских, бурное внедрение сложных корпоративных информационных систем для поддержки ключевых бизнес-процессов в компаниях электроэнергетической отрасли началось около пяти лет назад. Это, в первую очередь, ERP-решения, такие как SAP ERP и Oracle e-Business Suite. Одновременно развивались системы АСКУЭ (Автоматизированная система коммерческого учета энергии и мощности) и АСУТП (Автоматизированные системы управления технологическими процессами) на предприятиях всех уровней - от генерирующих до сбытовых. Следующим этапом стало внедрение систем биллинга (в большинстве случаев также на основе решений компаний SAP и Oracle). "Эти системы в большинстве случаев или внедрены, или готовятся к вводу в продуктивную эксплуатацию", - отмечает Илья Филипских.


В то же время новообразованные электроэнергетические компании, желая повысить эффективность менеджмента и внутрикорпоративных коммуникаций, в 2008 году спешно строили распределенные корпоративные сети и активно внедряли системы видео-конференц-связи (ВКС), в том числе и класса Telepresence. Кроме того, как отмечает Виталий Томилко из "Открытых Технологий", массовым спросом у энергетиков пользовались IP-телефония и решения по объединению УАТС (учрежденческая АТС) на основе технологии VoIP. Дело в том, что телефонные переговоры для территориально распределенной компании серьезная расходная статья. По информации Виталия Томилко, ежегодные постоянные издержки на телефонную связь для крупной территориально распределенной компании составляют $200 тыс., а внедрение Voice over IP (VoIP) позволяет таким компаниям экономить до $60 тыс. ежегодно. При этом окупаемость решения составляет всего 1,5 года, что приемлемо даже в условиях кризиса.


Впрочем, ТЭК, несмотря на все потрясения - с точки зрения внедрения ИКТ, остается одной из самых перспективных отраслей. Во-первых, нефтегазодобыча, несмотря на кризис, генерирует огромную выручку, а электроэнергетика в ближайшее время станет одной из самых доходных отраслей экономики - по прогнозам Министерства экономического развития РФ к 2011 году тарифы на электроэнергию вырастут более чем в два раза. Во-вторых, современный ТЭК без ИКТ-продуктов нежизнеспособен. Поэтому вряд ли имеет смысл говорить о том, что нефтяники или энергетики из-за кризиса станут отказываться от инвестиций в ИКТ. "Мы вообще живем в условиях постоянных кризисов. Например, реорганизация отрасли для ТЭК - не меньшее потрясение, нежели девальвация рубля или снижение цен на энергоносители", - считает Олег Кравченко из "КРОК".