Олег Синча Технологии


Чувство пролета

В разгар строительства 3G-сетей потребность российских сотовых операторов в радиорелейных линиях связи увеличилась на 30-35%. Чтобы сократить срок ввода в эксплуатацию инфраструктуры третьего поколения, Государственная комиссия по радиочастотам упростила процедуру выделения полос для работы радиорелейных станций. Одновременно из-за изменения объема и структуры трафика операторы отказываются от TDM-оборудования в пользу пакетных решений. Но стремительный рост трафика и перспективы перехода от 3G к LTE заставляют их задуматься об отказе и от самих радиорелейных пролетов в сотовом транспорте.

В 2009 году на каждом заседании Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) рассматривался вопрос об упрощении процедуры выделения полосы радиочастот для использования радиорелейными станциями. В январе государство упростило процедуру получения частот– 7,9-8,4 ГГц, в марте– 12,7-13,2 ГГц, в апреле– 10,7-11,7 ГГц и 24,2-29,5 ГГц, в августе– 5,9-6,4 ГГц и 7,2-7,5 ГГц. Решения ГКРЧ пришлись как нельзя кстати. Ведь главные заказчики радиорелеек– мобильные операторы– в процессе запуска сетей 3G активно модернизируют транспортные линии.

"Радиорелейные линии позволяют максимально быстро развернуть сервис, однако их регистрация может занять до полутора лет",– сообщил журналисту "Стандарта" начальник радиотехнического отдела ООО "Дженерал ДейтаКомм" Александр Шубин.

Именно поэтому, по его словам, в России, особенно в районах с низкой плотностью населения, до последнего времени была широко распространена практика нелегальной установки пролетов радиорелейных линий (РРЛ) – до получения полного пакета разрешительной документации. Такая ситуация не устраивала ни регулятора, ни деятелей рынка. Теперь же, благодаря инициативе Минкомсвязи РФ, есть вероятность, что, по крайней мере, у крупнейших владельцев РРЛ сети будут разворачиваться в полном соответствии с нормативными требованиями.

Главные по тарелочкам

По всему миру операторы активно используют радиорелейки. В США, по данным главного конструктора АСУ ЗАО "Радиан" Максима Махка, доля РРЛ в сетях операторов национального масштаба доходит до 70%, в более "компактной" Европе– более 50%, в Японии– до 50%.

В России с ее необъятными просторами и низкой плотностью населения, по словам эксперта дирекции технологического развития ОАО "ВымпелКом" Владимира Зинченко, на РРЛ построено до 80% транспорта мобильных операторов. "Если в городах и крупных населенных пунктах операторы уже несколько лет отдают предпочтение ВОЛС, то за их пределами прокладка оптики нерентабельна. В "поле" мы всегда используем РРЛ",– говорит он.

По разным оценкам, на территории РФ в общей сложности эксплуатируется не менее 100 тыс. пролетов РРЛ. По информации менеджера по маркетингу телекоммуникационного оборудования компании ВСС Геннадия Горюнова, в России только "большая тройка" эксплуатирует более 50 тыс. пролетов РРЛ. Еще примерно столько же используют операторы Tele2, СМАРТС, "Скай Линк", МРК "Связьинвест" и др.

Цена эфира

По оценкам экспертов компании ВСС, на закупку радиорелейного оборудования отечественные операторы все вместе ежегодно тратят от $200 до $300 млн.

"Одно бюджетное решение пролета РРЛ может стоить от $5-7 тыс. Высокоскоростной резервированный пролет – $30-50 тыс.",– говорит начальник отдела систем беспроводной связи ООО "Мувиком" Игорь Фискинд. Эксперт из "ВымпелКома" уточняет: решения, которые интересуют мобильных операторов, обычно стоят $15-30 тыс.

При этом рынок РРЛ– весьма динамичен: сети операторов постоянно обновляются и расширяются. По оценкам директора департамента транспортной сети ОАО "МТС" Олега Ларионова, в России в год продается около 10-12 тыс. пролетов РРЛ. И лишь 500-700 из них уходят корпоративным заказчикам, магистральным и проводным операторам, а также операторам беспроводного доступа. Все остальное– потребности мобильных операторов.

"Оценивать рынок РРЛ затруднительно, поскольку практически все операторы постоянно модернизируют сети, стремясь релейки заменять ВОЛС",– говорит начальник департамента технического развития и реализации федеральных проектов управления по технике и развитию ОАО "МегаФон" Андрей Грачев. Однако прокладка оптики– удовольствие не из дешевых. По оценкам Максима Махка из компании "Радиан", километр ВОЛС, проложенный в грунте, обойдется оператору в $4-6 тыс., с подвесом на опорах (например, ЛЭП)– в $2-2,5 тыс. Эквивалентный магистральный пролет РРЛ будет стоить $0,3-1,5 тыс.

Чьих будете

Как замечает Владимир Зинченко из "ВымпелКома", мобильные операторы на сетях используют самое разное оборудование. Наиболее распространено оборудование производства NEC, Ericsson, Nokia Siemens Networks, Alcatel-Lucent, Nera Networks (используемые диапазоны– 6-13 ГГц для магистральных линий и 13-38 ГГц в населенных пунктах). На рынок РРЛ агрессивно выходит Huawei. Остальным производителям приходится довольствоваться случайными контрактами с локальными операторами и корпоративными заказчиками.

Руководитель направления беспроводных технологий компании "Комптек" Станислав Рыбалко поясняет, что на рынок РРЛ для мобильных операторов выйти крайне сложно. Дистрибьютору почти невозможно "пробиться" к операторам: сотовые компании предпочитают заключать договоры напрямую с производителями. Новому для рынка производителю радиорелеек тоже непросто: операторы консервативны, выбирая поставщиков, они отдают предпочтение традиционным партнерам.

Наши РРС

"Кризис ужесточил конкуренцию между производителями радиорелейного оборудования, однако российской компании вполне по силам бороться с зарубежными поставщиками. Например, недавно мы выиграли тендер у "ВымпелКома" на поставку оборудования на Дальний Восток и во Вьетнам. Сейчас участвуем в тендерах европейских операторов",– говорит Александр Шубин из "Дженерал ДейтаКомм".

По словам руководителя отдела маркетинга системного интегратора "Оптимальные Коммуникации" Владимира Васильева, на рынке РРЛ собственные продукты предлагает десяток отечественных производителей, например НПФ "Микран", ПКП "Бист", ЗАО "Радиан", ГК "Натекс", ООО "Дженерал ДейтаКомм", МЦ "Флокс" и др. Он говорит, что заказчикам не мешало бы внимательнее присмотреться к оборудованию, произведенному в России: обычно оно дешевле, а по качеству часто не уступает зарубежным аналогам.

Однако Станислав Рыбалко из "Комптека" предрекает, что 2010 год для ряда российских производителей может стать последним: "Российские компании, которые предлагают на рынок OEM-оборудование, произведенное в Китае, вряд ли переживут следующий год. Новые линейки недорогого радиорелейного оборудования представили крупные западные вендоры Sagem, Ceragon и Harris Stratex. Единственная ниша, где могут на время "укрыться" продавцы псевдороссийских РРС,– заказы для грядущей цифровизации национального ТВ-эфира".

Смерть релеек

Олег Ларионов из МТС констатирует, что переход к 3G-сетям требует от сотовых компаний быстрой модернизации транспортных сетей, и операторы вынуждены расширять пропускную способность радиорелейных линий. "На сетях 3G мы продолжаем использовать радиорелейное оборудование, и потребность в нем только увеличится. По нашим оценкам, в связи с запуском сетей третьего поколения потребность в РРЛ на транспортной сети увеличится на 30-35%",– прогнозирует он.

По словам Андрея Грачева из "МегаФона", теперь операторы по возможности стремятся заменять радиоканал оптикой. А там, где нужна модернизация, но ВОЛС строить не выгодно, операторы используют пакетные РРЛ с адаптивной модуляцией. "С их появлением спрос на релейное TDM-оборудование упал до нуля",– уверяет специалист.

Впрочем, как предсказывают эксперты, повсеместное распространение 3G и вывод на рынок специальных тарифов, стимулирующих потребление мобильного Интернета, приведет к лавинообразному увеличению объемов передаваемого трафика. И, как отмечает Станислав Рыбалко из "Комптека", сотовые компании в конце концов будут вынуждены вообще отказаться от релеек. Ведь с запуском сетей LTE объем передаваемого трафика возрастет настолько, что радиорелейный транспорт будет просто не в состоянии с ним справиться.

 

Структура рынка РРЛ, %
(Объем рынка – 10-12 тыс. шт.)

Мнение

Александр ШУБИН,
начальник радиотехнического отдела
ООО "Дженерал ДейтаКомм":

Радиорелейное оборудование следует разделять на несколько типов. Первый – низкочастотное, работающее в диапазоне от 300 до 2500 МГц (в РФ реально получить частоты только под 400 МГц). Второй тип оборудования– универсальные РРС, работающие в диапазоне от 6 до 38 ГГц. И третий– использует частоты свыше 40 ГГц.

Низкочастотное оборудование применяется для построения пролетов на большие расстояния, обеспечивая при этом низкую емкость канала. Релейки в диапазоне 6-38 ГГц могут использоваться как для организации длиннопролетных транспортных и магистральных линий (частоты 6/7/8 ГГц), так и в городских условиях для покрытия сетей сложной топологии. Системы, использующие частоты свыше 40 ГГц, в основном используются для передачи трафика большой емкости на незначительные расстояния. Важно отметить, что три типа радиорелейного оборудования не являются конкурирующими, так как предназначены для решения разных задач.

Переход операторов к сетям третьего поколения приводит к необходимости передавать все больший объем Ethernet-трафика, но при этом поддерживать передачу и TDM данных. Поэтому при построении транспортных сетей на базе радиорелейного оборудования в первую очередь требуется его гибкость, надежность, возможность организации передачи больших потоков данных, а также высокая функциональность и современность платформы. Всеми этими функциями обладает производимое нашей компанией оборудование "Антерум 630", которое имеет полный набор интерфейсных модулей и может использоваться для организации тран­спортных магистралей с высокой пропускной способностью и различными вариантами резервирования пользовательского трафика и активного оборудования.

Недавно на все частоты в диапазоне от 6 до 38 ГГц было выпущено обобщенное решение ГКРЧ, которым могут воспользоваться все производители радиорелейного оборудования. Для заказчиков это упрощает процедуру получения частот. Для нас как для производителя решение не имеет положительной окраски, так как мы теряем преимущество над конкурентами, имея действующее решение Комиссии именно на наше оборудование".