Дмитрий Петровский Первые лица


Стойкая IBM


Kornilyev

 Все три квартала 2009 года глобальные финансовые итоги мирового IT-гиганта IBM демонстрировали стабильный рост. С начала года акции компании подорожали на 51% (с $85 до $128 за акцию). В третьем квартале чистый доход компании вырос на 14%, поток денежных средств стал на $1,3 млрд больше, чем в прошлом году, а долг сократился на $4 млрд. Рыночную загадку IBM корреспондент "Стандарта" Дмитрий ПЕТРОВСКИЙ выяснил у генерального директора IBM в России и СНГ Кирилла КОРНИЛЬЕВА.

– Кирилл Геннадьевич, в чем секрет устойчивости IBM на фоне общего спада?

– Большого секрета в этом нет. Просто нашей компании давно, около 10 лет назад, удалось уловить долгосрочные глобальные тенденции и почувствовать общий интерес к смене бизнес-моделей. В период роста всем нравится работать на развивающихся рынках: России, Индии, Бразилии. Но вот беда, с кризисом они также быстро падают. На развитых рынках падение не столь существенно. IBM научилась балансировать в глобальной экономике, быстро перераспределяя ресурсы и направления усилий. Именно это позволяет зарабатывать и в условиях спада. Так, в 2000 году в Индии у IBM было 4 тыс. сотрудников, теперь– около 100 тыс. из общих 400 тыс. Задолго до кризиса в IBM шла большая работа по оптимизации структуры расходов. Второй источник стабильности– множество продуктовых линеек, в том числе IT-решений повышения эффективности бизнеса. В кризис к таким решениям интерес повышается, то есть портфель решений IBM востребован и в период роста, и в период кризиса. Третий фактор устойчивости– баланс продуктов и сервисов. В период роста все строят новые дата-центры, новые сети, строят с запасом, впрок. С кризисом мышление переворачивается: зачем строить лишнее: нужно не столько строить, сколько обслуживать IT, причем желательно автоматически или на аутсорсинге. В российской IBM продажи сервисов сейчас растут. Все это вместе и позволяет нам довольно стойко переживать спад.

– Почему именно IBM так умно себя ведет?

– Я уверен, дело в ее историческом опыте. Это не первый кризис IBM. Давно работая с компьютерами и IT, компания вовремя сменила вычислительную модель "клиент – сервер" на новую модель, основанную на модульности и открытых стандартах. Последние 10 лет параллельно интеграции глобальной операционной деятельности IBM наращивала инвестиции в развивающиеся рынки, ушла с массового рынка, продав бизнесы портативных компьютеров и жестких дисков, наполнила портфель высокодоходными решениями, провела более 100 стратегических приобретений. Из более 4 тыс. патентов, полученных IBM в 2008 году, более 70% относятся к ПО и сервисам – SOA, виртуализация, бизнес-аналитика – способным создать максимальную ценность для заказчиков.

– Есть данные, что российский IT-рынок "просел" значительно ниже мирового и весь 2009 год в мире и России станет годом падения IT. Подтверждает ли IBM эти результаты и прогнозы?

– По продуктовым линейкам падение, особенно в первой половине года, оказалось существенным. Сильно ударило по IT-продуктам массового спроса, с которыми IBM, к счастью, давно не работает. Но рынок более сложных решений пострадал значительно меньше. И при снижении продаж общая прибыльность компании даже выросла. Самым тяжелым был первый квартал. Второй для нас был гораздо более удачным. В третьем квартале пришло понимание, что рынки восстанавливаются.

– Как изменились условия бизнеса IBM в России в год мирового спада? Чего хотят российские заказчики в 2009 году, какие решения интересны им сейчас?

– Российские банкиры, например, строили IT-системы с прицелом на рост, превышая реальные потребности бизнеса в вычислительной емкости, пропускной способности. Но вот приходы уменьшились– и у банков образовались избыточные мощности. Раньше строили крупные сложные системы: ERP, биллинг, системные IT-решения для банков– с возвратом инвестиций через три-пять лет. Сейчас всем нужна эффективность и быстрая окупаемость – поэтапные проекты, дополняющиеся блоками и модулями. Такая обстановка усложняет работу, но сильно оздоравливает рынок: компании покупают то, что им действительно нужно. В разработках IBM давно главенствует идеология модульности и открытости решений. Потому что именно она обеспечивает защиту инвестиций, позволяя добавлять новое к тому, что уже есть. Бюджетирование с кризисом стало детальным, отношение к активам– дотошным. И это все– компоненты эффективности. IBM регулярно проводит глобальный опрос 2,5 тыс. CIO– IT-директоров ведущих мировых компаний. Последний показал, что самые востребованные запросы айтишников в 2009 году– аналитика и бизнес-аналитика, виртуализация, управление рисками. В ноябре мы опросили ведущих CIO нашей страны. Их картина приоритетов несколько отличается: управление инфраструктурой, виртуализация, гармонизация приложений. Это говорит о том, что цифровая инфраструктура в нашей стране все еще не достроена. И с началом восстановления экономики ИКТ вновь быстро пойдет в рост.

– Что из портфеля IBM, на ваш взгляд, наиболее актуально сейчас для телекоммуникационных компаний в мире и в России?

– В России, по нашим оценкам, решения OSS от IBM установлены у 80% операторов связи. Другое направление, где мы претендуем на роль лидера,– создание инфраструктуры развертывания телекоммуникационных услуг. Ключевым ее элементом должна стать платформа запуска услуг нового поколения Next Generation Service Delivery Platform (NG SDP), которая включает инфраструктуру разработки и исполнения услуг, интеграции с OSS/BSS, с контент-провайдерами и поставщиками приложений, портальное решение. Сокращение времени вывода услуги на рынок становится ключевой задачей. IBM с ней успешно справляется. Так, филиппинскому мобильному оператору Globe Telecom с 26 млн абонентов наше решение SDP позволило сократить время вывода новых услуг на 80%. Кроме того, мы уделяем большое внимание развитию портфеля решений в области бизнес-аналитики. В октябре 2009 года IBM анонсировала инструменты, специально ориентированные на телеком. Это– IBM Social Network Analysis– социальный барометр, отображающий структуру социальных сетей и типовые "шаблоны вызовов" абонентов. Другой новый продукт IBM– Customer Analyst предназначен для изучения поведения пользователей Интернета, прежде всего– мобильных. В их основе– сложные алгоритмы создания профилей клиентов на основе анализа покупательских привычек и загрузок в Интернете.

– Приведите, пожалуйста, примеры работы IBM с российскими операторами.

– Их очень много. В течение нескольких лет IBM участвовала в создании хранилища корпоративной информации в ОАО "Ростелеком", поставив оператору InfoSphere Management IS(систему преобразования и трансформации данных) и TDWM(Telecom Data Warehouse Model)– индустриальную модель данных для телекома, позволяющую не только хранить, но и анализировать данные о клиентах. В начале 2009 года для "Сибирьтелекома" IBM построила одну из крупнейших в России систем электронного документооборота на базе Lotus Notes. Совсем недавно, в декабре, для "Бородино-Телеком" мы создали высокопроизводительный ЦОД с механизмом обработки данных "вычислительное облако"– технологией предоставления ресурсов в виде единой виртуальной машины, динамически распределяющей процессы по различным серверам. Модель облачных вычислений обеспечивает потребителям гибкие схемы расходов при низких начальных капитальных затратах. Кроме того, мы помогли организовать финансирование этой сделки с помощью IBM Global Finansing. Это важно для телекома со стабильным притоком денег, но еще более значительными потребностями в средствах на постоянное технологическое развитие.

– Есть ли у IBM в России примеры проектов в области оптимизации и управления мультисервисными сетями передачи данных?

– Да, здесь расширяется применение систем на базе нашей линейки продуктов Tivoli Netcool, в частности систем управления неисправностями Fault Management и управления производительностью Performance Management. В России в этом году заказчики активно подключали новое оборудование этого класса решений, расширяли системы в регионах. Более того, 2009 год прошел под знаком роста интереса к системам управления качеством телекоммуникационных услуг на базе Tivoli Netcool. Мы провели несколько пилотных проектов на сетях, продемонстрировав мониторинг качества услуг по стандартам TMForum. Согласно отчету IDC, исследовавшей эффективность Tivoli Netcool на опыте 14 крупнейших мировых операторов связи, средняя экономия от ее использования в год составила $23,5 млн (сокращение OPEX– $0,36 на абонента, увеличение выручки– $0,54 на абонента), среднее время восстановления после аварии сократилось в среднем на 54%, капитальные затраты– на $1,3 млн. Так что нам есть что предложить российскому телекому.

– Какие решения IBM предлагает в сфере информационных меток RFID и ПО для обмена данными в беспроводных сетях?

– Эти наши направления теперь действительно очень связаны: настолько, насколько в современном мире связаны телеком и IT. На базе технологий RFID для крупнейшей мировой логистической компании Maersk IBM создала глобальную систему слежения за местоположением и состоянием контейнеров. Система принесла экономию в сотни миллионов долларов, но еще важнее– новое качество транспортных услуг. В германской сети Metro IBM построила "Магазин будущего": покупатель заходит в торговый зал, набирает товары в тележку и уходит. Все. Стоимость покупок и скидки калькулированы, сумма списана со счета кредитной карточки, которую не нужно вынимать из кармана. В этом году IBM тестировала приложение для смартфонов "Интерактивный путеводитель по Уимблдону". Оно объединяет видео, GPS-позиционирование и RFID-метки. Достаточно навести камеру телефона на объект, и на экране появляется вся полезная информация о нем. При этом все данные игр, посты игроков и дополнительная информация передаются на смартфон по технологии Twitter. Это впечатляет!

– Есть ли у IBM в России и мире заказчики сферы телерадиовещания? Есть ли специальные решения IBM в этой сфере?

– IBM сотрудничает с крупнейшими мировыми телеканалами и оказывает IT-поддержку трансляций ведущих спортивных и музыкальных событий, начиная с Олимпийских игр, Уимблдонского теннисного турнира и заканчивая церемонией вручения Grammy. IBM предоставила технологии управления цифровыми архивами и контентом для крупнейших мировых телеканалов– CNN, BBC World Services, einstein.tv и др.

В середине 2008 года для модернизации узлов телематических служб и создания единого информационного пространства филиальной сети компании "Стрим-ТВ" в 30 регионах России IBM поставила решение BladeCenter. Оборудование IBM позволило "Стрим-ТВ" организовать новые почтовые, голосовые, игровые web-сервисы.

Осенью 2008 года в рамках долгосрочного проекта "НТВ-Плюс" IBM заключила контракт на поддержку комплекса "Управления медиаресурсами спортивных каналов "НТВ-Плюс", в свое время полностью спроектированного и внедренного нашей компанией. Для ТРК "Петербург– 5 канал" IBM создала комплексную систему подготовки новостей и масштабируемый электронный архив.

– Есть ли в портфеле IBM решения, ориентированные на работу с контентом в сетях операторов связи?

– Как правило, все решения для медиа организуются на стыке технологий. Переход к продаже сервисов передачи разнообразного видеоконтента и рекламных услуг– важнейший тренд телекоммуникационной индустрии. Прогноз Минэкономразвития РФ до 2012 года это подтверждает. В соответ-ствии с ним развитие телекоммуникационного сектора продолжится, хоть и не столь интенсивно, как предыдущие 10 лет. Отрасль останется в числе лидеров роста, однако значительно изменится структура доходов ее игроков: уклон в медиа очевиден. Поэтому этот наш опыт и продукты должны быть весьма востребованными российскими операторами связи.