Журнал Стандарт / №02(85) февраль 2010
Равнение на аутсорсинг
![]() |
|
Леонид Коник |
![]() |
Равнение на аутсорсинг
![]() |
|
|
В ноябре 2009 года Александр Микоян вступил в должность главы представительства НР в России, сменив Оуэна Кемпа, возглавлявшего российское подразделение компании с 2004 года. Об итогах 2009 года и об изменениях в дальнейшей стратегии развития компании Александр Микоян рассказал в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику.
– Александр, как прошел для НР в России 2009 год?
– Наша рыночная позиция– функция динамики рынка. Когда рынок растет, то большинство игроков тоже растут, а вот когда он падает– то важна относительная скорость падения каждого игрока. Понятно, что устоять при шторме невозможно, но есть шансы выдержать его лучше, чем конкуренты. В 2009 году в основных продуктовых категориях мы укрепили позиции. НР в России– крупнейшая западная компания в области услуг: по оценкам IDC, подразделения по предоставлению услуг НР Technology Services и НР Enterprise Services занимают первое место на российском рынке услуг среди зарубежных компаний и первое место в сегменте технической поддержки с долей рынка 13,9%, что почти в два раза превышает показатели ближайшего конкурента. Мы довели в III квартале до 59% рыночную долю в сегменте серверов стандартной архитектуры, что в пять раз превышает долю рынка ближайшего конкурента. На НР приходится около 75% всех продаваемых в России блейд-серверов– продуктов, без которых невозможно создать ЦОД. Я не просто так привожу эти цифры: в ИТ доля рынка очень важна– она показывает стабильность продуктового ряда, наличие средств на новые разработки и силу позиций в переговорах по закупке комплектующих. В России большая рыночная доля означает еще и широту присутствия. НР, несмотря на кризис, в прошлом году даже увеличил присутствие: мы открыли офис в Калининграде (он стал одиннадцатым в России), а также склады запчастей по серверам стандартной архитектуры в Красноярске и Владивостоке. Мы сохранили всех основных сотрудников и, как следствие,– покрытие рынка и готовы к новому росту. Не сократили мы и инвестиции на поддержку образования. Одним словом, я считаю, что мы– молодцы, и именно такой курс нужно держать дальше.
– Зачем, особенно в трудной экономической ситуации, НР инвестирует в российские университеты и образовательные программы?
– Развитие образования и сферы ИТ во многом коррелируют, и вкладывая в образование, мы создаем новые сферы для бизнеса в будущем. Инвестируя в университетские программы и учреждая гранты, мы помогаем людям стать конкурентоспособными и организовать в будущем свой бизнес (хотя эта задача и удалена во времени).
– Каковы объемы инвестиций НР в российское высшее образование?
– Каждый год мы вкладываем по несколько миллионов долларов. Например, в 2009 году НР инвестировала в развитие программы "Университетский кластер", которая объединяет 46 вузов и институтов Российской академии наук и предоставляет единую инфраструктуру исследований, разработок и образования в области параллельных и распределенных вычислений. Также в прошлом году НР провела конкурс "Инновации в образовании" в регионе EMEA, по результатам которого школы и вузы получили гранты в размере $100 тыс. каждому заведению. Среди победителей из 15 стран были отмечены 10 образовательных учреждений России. Есть и непрямые инвестиции– время наших сотрудников, занятых в обучающих программах, тоже стоит денег.
– В последний год НР, традиционно предлагающая решения для телекоммуникационных компаний, не сообщала о проектах для российских операторов связи. С чем это связано?
– Дело в том, что не все проекты мы можем оглашать. Но отсутствие объявлений не означает, что таких проектов не было. Например, в сентябре 2009 года мы реализовали интересный проект для "Синтерры" в Татарстане, поставив совместно с Microsoft платформу для IP TV. В ушедшем году НР поставил "МегаФону" инструментарий для управления ИТ-услугами ITSM (IT Service Management). Телеком– рынок очень живой, и от кризиса он пострадал незначительно: мало кто готов отказаться от Интернета или мобильной связи. В скором будущем, с переходом ТВ-вещания в России на цифровое, столь же активным станет и медийный рынок. НР к этому готова: у нас есть решения по управлению цифровым содержанием. Достаточно упомянуть, что наша компания участвовала в создании таких кинофильмов, как "Черная молния" и "Аватар"– их делали на рабочих станциях НР.
Но телеком– не единственный рынок для НР. В 2009 году группа корпоративных решений HP успешно реализовала в России ряд крупных проектов со Сбербанком и Райффайзенбанком, с ОАО "Газпром нефть", "Мосэнерго", Страховым домом ВСК, Межведомственным суперкомпьютерным центром РАН РФ и другими предприятиями.
– Вы вступили в должность главы представительства НР в России в ноябре 2009 года. Как вам видится основная цель на новом посту?
– Цель не нова и заключается в том, чтобы, основываясь на очень успешном продуктовом направлении, создавать и укреплять рынок услуг. Иными словами– переводить взаимоотношения с существующими заказчиками с поставок оборудования на постоянные долговременные, крупные аутсорсинговые контракты. Пока этого рынка в России нет, но без него мы не видим возможностей для значимого роста размеров ИТ-отрасли и появления сложных систем. Для российских системных интеграторов поднять рынок аутсорсинга своими силами будет достаточно сложно– это требует больших инвестиций и специальных ноу-хау. НР, располагая значительным опытом и штатом в России, может создать этот рынок и помочь клиентам получить большую отдачу от ИТ и повысить конкурентоспособность. Двигаясь в направлении услуг, мы не собираемся забывать и об основном для НР– продуктовом рынке.
– Какие компании видятся вам потенциальными клиентами на аутсорсинг, и почему в России этот рынок до сих пор не развит?
– Прежде всего, это компании, с которыми имеются глобальные сервисные контракты, такие как Procter & Gamble, Shell, Kraft Foods. Компании из любого сектора могут отдать нам на аутсорсинг обслуживание и поддержку персональных компьютеров на рабочих местах, почтовые серверы, принтеры– достаточно сказать, что в мире НР управляет несколькими миллионами ПК. Потенциальными клиентами по аутсорсингу являются и операторы связи: они могли бы отдать нам в управление и ИТ, и инфраструктуру биллинга. Я вижу три причины того, что эти сферы до сих пор находятся в ведении самих компаний. Во-первых, они интенсивно росли, и на этом шаге борьба за зону охвата была на первом месте (а об эффективности бизнеса иногда некогда было думать). Во-вторых, чтобы купить услуги аутсорсинга, нужно иметь навыки подготовки соответствующих контрактов, которые в России отсутствуют. И наконец, третья причина– политическая: ИТ-директору непросто отдать на аутсорсинг то, чем он привык управлять единолично. Но в кризисные времена контакты с нами стали налаживать генеральные и финансовые директора, заинтересованные в оптимизации затрат на ИТ, а с ними можно говорить на языке денег.
– Можете привести "денежный" пример?
– Да, наш собственный. В недавнем прошлом у НР 80% всех затрат шло на поддержание и ремонт техники, а 20%– на разработки, при этом бюджет составлял $4 млрд в год. С приходом в НР нового генерального директора, Марка Херда, в 2005-м, а с ним нового CIO Ренди Мота, бюджет был сокращен с 4% до 2% от выручки компании, что позволяет компании ежегодно экономить до $1 млрд, причем теперь этот бюджет перераспределен наоборот: 80% направляется на разработки, а 20%– на обслуживание техники. Затраты на обслуживание удалось сократить за счет трансформации инфраструктуры ИТ. Большинство компаний могут трансформировать свою ИТ-инфраструктуру таким образом, что в результате сократят расходы на ИТ в среднем в два раза.
– Какие решения НР, на ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня для операторов связи и для вещательных компаний?
– Все решения, связанные с OSS/BSS: управление услугами, видеоприложениями, доходами, борьба с мошенничеством, решения с использованием CRM, которые позволяют идентифицировать сообщества пользователей, и другие.
– Чем объясняются успехи НР в области блейд-систем в России?
– Мы сделали первые в мире блейд-системы, и это– одна из причин успеха. Кроме того, НР активно работает в области высокопроизводительных вычислений, а блейд-системы – это ключевой элемент. И наконец, мы сильны в виртуализации, которая тоже важна в блейд-системах.
– Каково текущее положение и планы развития российского центра HP TSSC (центра по программным решениям в области телекоммуникаций)?
– НР активно развивает деятельность в области предоставления услуг офшорного инжиниринга из России. Подразделение TSSC в России насчитывает более 100 сотрудников. Благодаря получению международной сертификации CMMiL3 (Capability Maturity Model Integration) российская группа разработчиков присоединилась ко всемирной организации офшорного инжиниринга НР, наряду с индийским и китайским центрами компании. Данное подразделение также предлагает услуги аутсорсинга для международных клиентов НР по всему миру, в том числе– поддержку решений HP OpenCall.
– Когда можно ожидать сделки по покупке 3Com, объявленной в ноябре 2009 года? Что даст приобретение 3Com заказчикам НР?
– Эта сделка позволит HP значительно расширить продуктовый портфель в области Ethernet-коммутаторов и маршрутизаторов. Компания 3Com известна коммутаторами для ядра сети, технологиями маршрутизации и сетевой безопасности. Приобретение компании 3Com позволит НР получить дополнительную экспертизу в область сетевых решений, включая ЦОД, и дополнительные возможности в области НИОКР, а также расширить географическое присутствие и укрепить позиции на ведущих мировых рынках. Вместе с 3Com мы займем вторую строчку в рейтинге поставщиков сетевых решений для предприятий (первое место удерживает Cisco,– прим. "Стандарта") и приложим все усилия, чтобы стать номером один. Что касается сроков, то все зависит от антимонопольных властей США и других стран, и предсказать это я не берусь. Готов встретиться для подробной беседы на эту тему сразу после закрытия сделки.