Журнал Стандарт / №03(86) март 2010
Бизнес в облаках

Стандарт Стандарт-ТЕХНО


Бизнес в облаках

По оценкам компании IBM, около 85% емкости распределенных компьютерных систем в мире постоянно находится в режиме "ожидания", то есть попусту простаивает. При этом предприятия в среднем тратят 70% годового ИТ-бюджета на поддержку существующей инфраструктуры и только 30% на ее расширение. И чем дальше, тем острее бизнес нуждается в рационализации использования ИТ-ресурсов и автоматизации их управления. Для достижения обеих целей ИТ-вендоры рекомендуют клиентам "облачную" бизнес-модель организации ИТ-инфраструктуры.

Распространенные на ИТ-рынке трактовки того, что же такое "облачные вычисления" (от англ. Cloud Computing), крайне туманны, что позволяет поставщикам ИТ-решений называть этим модным словосочетанием технологии и сервисы, которые успешно применяются с незапамятных "безоблачных" времен. Олег Коверзнев, менеджер по развитию бизнеса ЦОД в России компании Cisco объясняет это тем, что данная концепция переживает этап выработки единой терминологии и стандартов.

По мнению Евгения Лагунцова, системного архитектора компании Hewlett-Packard Россия, об "облачных вычислениях" справедливо говорить как о сервис-ориентированном подходе к решению разнообразных ИТ-задач посредством масштабируемой, гибкой ИТ-инфраструктуры, элементы которой предоставляются пользователям по требованию в необходимых количествах и конфигурации. Идеологическая основа "облаков" – модель потребления "ресурс как сервис", при которой пользователь покупает не программный продукт или какое-либо "железо", а право его удаленного использования для достижения необходимого результата. В этом разрезе многочисленные производные от Source as a Service, такие как SaaS (Software as a Service – приложения как сервис), IaaS (Infrastructure as a Service – инфраструктура как сервис) и PaaS (Platform as a Service – платформа как сервис) могут рассматриваться в качестве различных вариантов реализации "облаков". По словам Николая Суетина, директора по развитию проектов в области исследований и разработок корпорации Intel в России и СНГ, к "облачным" сервисам с оговорками можно отнести даже обычный веб-хостинг.

Классификация облаков

Вычислительные "облака" могут различаться не только по типу реализованных на их базе ИТ-сервисов, но и по организационной бизнес-модели. Олег Коверзнев из Cisco подразделяет "облака" на публичные или приватные, внутренние или внешние, а также собственные или аутсорсинговые. Публичные "облака", сродни коммерческим дата-центрам, создаются поставщиками ИТ-услуг на базе собственной инфраструктуры для обслуживания сторонних клиентов, тогда как приватные или частные "облака" используются предприятиями исключительно для решения собственных бизнес-задач. По словам Евгения Лагунцова из Hewlett-Packard, такие задачи могут быть самыми разными – от централизации рабочих мест пользователей до поддержки систем управления предприятием, моделирования сложных производственных процессов или проведения технических расчетов. Внутренние "облака" разворачиваются на базе корпоративной сети, тогда как внешние располагаются за ее пределами. Наконец, собственные и аутсорсинговые "облака" отличаются тем, что в первом случае "облачная" инфраструктура создается, используется и обслуживается одной и той же компанией, а во втором случае, как минимум, ее обслуживание возлагается на плечи подрядчика-аутсорсера. Особняком выделяются так называемые "гибридные облака", при построении и использовании которых применяется комбинация из нескольких бизнес-моделей.

Евгений Лагунцов из Hewlett-Packard подчеркивает, что для разных моделей "облачных вычислений" характерны различные технические решения. Так, внутренние "облака" обычно создаются на базе оборудования и ПО корпоративного класса, обладающего надежностью, отказоустойчивостью, легкостью в обслуживании и мониторинге, а также простым и мощным интерфейсом управления. Такое оборудование, как правило, оснащается системами защиты от сбоев и резервирования основных подсистем (например, питания и охлаждения). Кроме того, в нем обычно реализованы возможности "горячей" замены неисправных модулей и другие функции для обеспечения максимальной доступности сервисов, а также быстроты и удобства устранения неисправности. При этом сопутствующее ПО призвано решать задачи управления "облачной" средой на всех этапах ее жизненного цикла. При организации публичной "облачной" инфраструктуры на первый план выходят иные приоритеты. Из-за нацеленности на обслуживание как можно более широкой аудитории клиентов для таких "облаков" обычно используется большое количество однотипного оборудования, при этом главным критерием его выбора становится не надежность и управляемость, а стоимость и энергоэффективность. Поэтому очень часто "железо", используемое в публичных "облаках", не обладает даже такими базовыми функциями, как защита от сбоев и резервирование данных, а все проблемы решаются за счет "умной" программной надстройки, а также благодаря банальному дублированию всех элементов инфраструктуры.

Российские реалии

Оценивая уровень проникновения "облачных вычислений" в России, Алексей Чурин, руководитель отдела по продвижению индустриальных решений IBM в России и СНГ, отметил, что ряд сервисов, не называющихся "облачными", но по факту являющихся таковыми, уже давно присутствуют на отечественном рынке. Например, веб-хостинг с полностью автоматизированными процессами создания, размещения и администрирования сайта. Эта модель постепенно перерастает из IaaS в PaaS, так как в рамках хостинга предлагается не только дисковое пространство, но и доступ к различным приложениям, таким как почтовый сервер, база данных, диспетчер запуска задач по времени и система управления контентом. Что же касается внутрикорпоративных "облачных" ИТ-инфраструктур, то, по оценке Владимира Ливинского, руководителя управления "Вычислительные системы" компании "АйТи", переход заказчиков на них наметился совсем недавно под влиянием развития и распространения технологий виртуализации.

"По нашей оценке, объем рынка "облачных вычислений" в России составляет примерно в $140-150 млн, из которых $125 млн приходится на хостинг-провайдеров", – сообщил Константин Анисимов, директор по маркетингу компании Parallels в России и СНГ. Ярким примером успешной реализации коммерческих "облачных" сервисов на российском рынке является портал Softcloud.ru, работающий на платформе Parallels Automation и предоставляющий клиентам большой выбор SaaS-решений от компании Softline. Несмотря на то, что, по мнению участников ИТ-рынка, "облачные вычисления" в России пока что совершают лишь первые шаги, эта концепция уже добралась до высшего эшелона власти. По словам Владимира Ливинского, специалисты компании "АйТи" осуществляют крупный проект по внедрению системы электронного документооборота в "облачной" инфраструктуре для одного из министерств РФ. Успешной демонстрацией возможностей "облачных вычислений" можно считать портал iCloud.com, который способен превратить любой браузер в виртуальный рабочий стол. Этот проект шведской компании Xcerion, стартовавший менее года назад, представляет собой простое и к тому же бесплатное для базового набора сервисов воплощение онлайн-компьютера, для пользования которым требуется лишь терминал с доступом в Интернет.

Надвигающаяся облачность

Алексей Чурин из IBM убежден, что целевой аудиторией "облачных вычислений" на российском рынке являются все крупные и средние компании, для которых актуально снижение операционных затрат и издержек на ИТ. Однако переход на "облачную" инфраструктуру осложняется необходимостью модифицировать внутренние бизнес-процессы компании. Поэтому "облака" гораздо более привлекательны и менее рискованны для предприятий, которые строят ИТ-инфраструктуру с нуля.

В компании Parallels к основным потребителям "облачных" сервисов относят представителей малого и среднего бизнеса, для которых содержание ИТ-инфраструктуры и штата ИТ-специалистов – непозволительная роскошь. В 2009 году только в столице количество малых предприятий увеличилось на 10% и достигло 527 тыс. (по данным Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы). Из них, по самым сдержанным прогнозам Parallels, 20-25% готовы стать клиентами поставщиков "облачных" сервисов. "Рынок "облачных вычислений" в России – это сотни тысяч компаний, поэтому сервис-провайдеры должны быть готовы обрабатывать большое количество контрактов, обеспечивая при этом бесперебойность функционирования "облачной" инфраструктуры и ее высокую плотность для снижения собственных издержек", – резюмирует Константин Анисимов из компании Parallels.

Заоблачный телеком

Несмотря на то, что ключевыми поставщиками "облачных" сервисов на российском рынке пока что выступают хостеры, их позиции все сильнее теснят дистрибьюторы программного обеспечения, системные интеграторы, операторы связи и другие компании, располагающие собственными ЦОД и необходимой для организации публичных "облаков" инфраструктурой. "Границы бизнеса операторов связи, в том числе и мобильной, а также хостеров и интеграторов различного уровня постепенно размываются: все они превращаются в сервис-провайдеров с определенным набором сервисов по запросу", – подчеркивает Константин Анисимов. При этом, по его мнению, телекоммуникационные компании имеют серьезное преимущество перед конкурентами в виде большой клиентской базы и распределенной серверной инфраструктуры. "Все, что им нужно, чтобы захватить рынок "облачных вычислений", – организовать правильный способ доставки "облачных" сервисов, то есть, научиться с минимальными издержками продавать подобные услуги и осуществлять их биллинг", – добавляет Константин Анисимов.

Дальнейший толчок в развитии "облачных вычислений" произойдет только когда ИТ-индустрия наконец определится со стандартами в данной области. "Платформы и технологии, применяемые для организации "облачных вычислений", существуют на рынке не первый год, однако все это вместе становится "облаком" лишь в том случае, если им управляет интеллект, обеспечивающий оптимальное динамическое использование и перераспределение имеющихся ИТ-ресурсов", – подчеркивает Олег Коверзнев из Cisco. По его оценке, пока что на рынке не существует стандартных, тиражируемых решений для создания такого интеллекта, поэтому те, кто строит "облака", могут рассчитывать только на собственную смекалку. При этом авторы успешных проектов в сфере "облачных вычислений" не спешат делиться ноу-хау с рынком, что тормозит развитие концепции и делает ее менее прозрачной для потенциальных пользователей. "Поставщики "облаков" вынуждены строить их из разрозненных "кубиков" – решений разных разработчиков, выбирая наиболее оптимальный комплект на основании личных критериев и приоритетов. При этом потребители "облачных" услуг привязываются к конкретной реализации "облака" и используемым для этого технологической платформе и системе управления", – вторит коллеге Денис Батурин, ведущий инженер отдела серверов и систем хранения ЗАО "АМТ-ГРУП". По его словам, из-за этого смена поставщика услуг для пользователей "облаков" связана с существенными временными и материальными затратами.