Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
 Поиск
USD 64.42 EUR 71.84
23 мая 2019 года, Чт
Олег Синча Маркетинг

Иду на сближение

Бизнес операторов "большой сотовой тройки" перестал быть однородным. Теперь они вынуждены заниматься и корпоративной фиксированной связью, и доступом в Интернет, и телевидением, и магистральным провайдингом. Из-за разности приобретенных активов компании тратят огромные усилия на их интеграцию. И пока не ясно, оправдают ли покупки ожидания как операторов, так и абонентов.

В 2008 году уровень проникновения сотовой связи в России превысил 100 %. Операторы "большой тройки" из мелких региональных компаний, какими они были в 1990-е, превратились в глобальных игроков с миллиардными бюджетами и международными интересами. Однако пора стремительного роста прошла, и операторы стали искать возможности для сокращения издержек. В результате в 2008 году ОАО "ВымпелКом" приобрело ГК "Голден Телеком". МТС в 2009 году купила контрольный пакет акций родственной компании "Комстар-ОТС" и магистрального оператора "Евротел". А "МегаФон" в 2010 году обзавелся проводным бизнесом, выкупив 100 % акций ЗАО "Синтерра". В поисках точек роста операторы обратили внимание и на рынок широкополосного доступа. Если до приобретений бизнес мобильных операторов был более-менее однородным, то в результате слияний и поглощений в их руках оказался ворох разномастных активов. Например, МТС помимо магистрального бизнеса "Евротела" обзавелась пакетом разнородных региональных игроков, принадлежащих ЗАО "Комстар-Регионы", охапкой кабельных операторов, ранее входивших в структуру родственной компании "Система Масс-медиа" (СММ), и россыпью совершенно разношерстных активов, приобретенных вместе с ЗАО "Мультирегион". Перед операторами встал вопрос: что делать с этим многообразием?

Сложная структура

Заместитель генерального директора ОАО "Национальные кабельные сети" (НКС) Александр Цейтлин замечает, что компания не раз сталкивалась с проблемой интеграции инфраструктуры и бизнеса. Например, в Петербурге, когда приобрела ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ТКТ), активы которого представляли собой несколько разрозненных сетей. Или в Москве, когда НКС переподключали абонентов "Корвета" к услугам под брендом OnLime. "Объединение сетей – процесс сложный. Когда мы говорим "сеть", то имеем в виду несколько технических компонентов", – говорит Александр Цейтлин. По его мнению, первый уровень – это сама сеть, то есть телекоммуникационная среда. На уровне объединения кабельных хозяйств конвергенция сетей не представляет никакой сложности, их достаточно проинвентаризировать и поставить кроссы. Однако уже на следующем этапе, на уровне сетевого "железа", могут возникнуть серьезные сложности. Представитель НКС отмечает, что даже если операторы используют одну технологию, то оборудование, скорее всего, приобретено у разных вендоров: крупные компании обычно строят сети на бренд-неймах, а мелкие предпочитают менее функциональную, более дешевую технику. В результате перед оператором стоит дилемма: сносить часть оборудования или поддерживать на первом этапе две системы управления сетями. Объединение систем управления, по мнению Александра Цейтлина, может стать серьезной проблемой. Со временем компания будет вынуждена вкладываться в системы управления и автоматизации, чтобы оказывать одни и те же услуги на всех сегментах сети.

На распутье

Впрочем, не всегда за покупкой актива следует его немедленная техническая интеграция в единую технологическую инфраструктуру. Руководитель отдела сетевых проектов компании "Инфосистемы Джет" Александр Гуляев говорит, что особенность объединения операторских сетей состоит в необходимости учитывать не только технические аспекты, но и вопросы их дальнейшей эксплуатации, развития, оказания услуг. По его мнению, часто нет необходимости в немедленной глубокой интеграции сетей, это можно сделать со временем. Куда более важно на первом этапе объединить оперативное управление и эксплуатацию. "При конвергенции сетей очень велика роль человеческого фактора, расстановки кадров, сохранения существующих наработок", – говорит Александр Гуляев.

Опыт "ВымпелКома", который первым из "большой тройки" запустил процесс конвергенции мобильного и фиксированного бизнесов, стал для рынка объектом пристального внимания. Первое, что сделал мобильный оператор после покупки группы компаний "Голден Телеком", – оптимизировал управленческую инфраструктуру. Однако рынок очень неоднозначно воспринял такую модель интеграции бизнесов.

"Проанализировав имеющийся на рынке опыт, мы не стали на первом этапе слияния объединять управленческие структуры. В первую очередь мы запустили около 30 интеграционных проектов. Например, переключаем "Комстар" на магистральные каналы МТС, переходим к совместному использованию городской инфраструктуры, сообща строим новые линии в городах присутствия, запустили первые конвергентные продукты, разрабатываем единую биллинговую платформу", – говорит директор департамента по интеграции и развитию бизнеса ОАО "МТС" Владимир Хренков.

По словам директора по маркетингу бизнес-сегмента и роуминга ОАО "ВымпелКом" Алексея Назарова, сценарии интеграции приобретенных компаний весьма различны, а их выбор сильно зависит от внешних условий.

Проблемный биллинг

Еще одной серьезной проблемой при интеграции сетей может стать биллинговая среда. Мелкие компании часто используют кустарные программные продукты. Так что в результате покупок на руках у оператора может оказаться "зоопарк" OSS/BSS-продуктов. По мнению директора по продажам компании Amdocs в России и странах СНГ Александра Киселевского, оператору со сложной структурой активов выгоднее перейти к единой конвергентной биллинговой платформе. Это позволит снизить расходы на поддержку системы, на подготовку и содержание технических специалистов, на аппаратный парк, а также упростит интеграцию с другими BSS-приложениями.

"У нас нет серьезных проблем с биллингом, так как и МТС, и "Комстар" используют разработки одного производителя – "Ситроникс". К середине 2011 года мы окончательно откажемся от продуктов других разработчиков, которые "Комстар" еще использует в отдельных регионах, и оба оператора перейдут на единую биллинговую платформу", – говорит Владимир Хренков.

В отличие от коллег "ВымпелКом" использует целый ряд продуктов: Comverse для мобильных prepaid-тарифов, Amdocs для postpaid, INTEC для обсчета интерконнекта, Softel для фиксированных B2B-клиентов, Atlant для B2C, INAC для FTTB-сегмента. По мнению Алексея Назарова из "ВымпелКома", клиенту безразлично, от какого биллинга приходит счет. "В первое время мы предоставляли счета с месячной задержкой. Сначала клиента обслуживал биллинг "ВымпелКома", затем "Голден Телекома", и только после этого счет выставлялся клиенту. Теперь специально для пользователей конвергентных услуг организован новый биллинг-цикл, счета таких клиентов обрабатываются вне очереди", – говорит Алексей Назаров. По его словам, постепенно число систем будет сокращаться, но свести все к одному биллингу компании вряд ли удастся. Впрочем, директор центра компетенций по телекому компании-интегратора "Открытые Технологии" Александр Марьин полагает, что если бизнес-процессы у оператора формализованы, то ему не составит труда присоединить новую инфраструктуру, даже если компания пользуется другими OSS/BSS-приложениями.

Прикладная синергия

Объединения затеваются операторами ради снижения себестоимости услуг и повышения маржинальности бизнеса. Потребитель ждет от слияний выгодных конвергентных тарифов, его не волнует, как проходит техническое объединение компаний. По данным Владимира Хренкова из МТС, в Европе 40 % всех телекоммуникационных услуг продается в пакетах, в США – более 50 %, а в Канаде – почти 60 %. В России операторы только начали формировать конвергентные тарифы. "На базе первого совместного продукта "Домашний и мобильный Интернет МТС СТРИМ" мы отрабатываем в столице технологию продвижения. Уже осенью конвергентные продукты появятся в регионах", – говорит он.

"ВымпелКом" пошел по другому пути: первые конвергентные услуги он предложил корпоративным клиентам. "Мы понимаем, что просто скидки потребителям неинтересны, им нужны услуги нового качества. Еще два года, и корпоративным стандартом станут унифицированные услуги. И мы к этому готовы", – говорит Алексей Назаров из "ВымпелКома". Компания уже предлагает клиентам услуги "Единая сеть фиксированных и мобильных" (Fixed Mobile Convergence), "Офис за пять минут", ориентированный на малый бизнес, виртуальную конвергентную АТС и корпоративный GPRS-доступ.

Александр Марьин из компании "Открытые Технологии" уверен, что технических проблем с запуском конвергентных продуктов у операторов быть не может, модели давно отработаны. Решение задачи упирается в уровень зрелости бизнес-процессов компаний. По его словам, операторы АФК "Система" и ГК "ВымпелКом" не могут вывести на рынок действительно эффективные конвергентные пакеты из-за жесткого разграничения мобильных и фиксированных бизнесов. Но факт остается фактом, конвергентные предложения в России появились.

Анонс
Контакты

Учредитель и издатель журнала "Стандарт" – Группа компаний ComNews.

Адреса:

107140, Москва, Верхняя Красносельская ул., д. 2/1, строение 1, офис 516.
Телефон: +7 495 933 5483, +7 495 933 5485

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., дом 22, литера Т, офис 18Н
Телефон: +7 812 670 2030

Ваши замечания, пожелания, идеи,
пожалуйста, направляйте по адресам
редакции или по e-mail info@comnews.ru

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости