© ComNews
24.07.2001

Петербургский оператор пейджинговой связи - BBG Communications ушел с пейджингового рынка и переориентировался на услуги IP-телефонии. Всех абонентов компании (в общей сложности более тысячи человек) взял на обслуживание один из лидеров рынка - компания «Пэйджнет» (работающая под торговой маркой «Экском»). «Экском» получил абонентскую базу BBG, выиграв тендер, в котором участвовали все основные игроки рынка услуг персонального радиовызова Петербурга.

Как стало известно репортеру ComNews.ru, в тендере BBG Communications, кроме компании "Пейджнет", принимали участие ЗАО "Неда" (торговая марка "Неда-Пейджинг"),  ЗАО "АОКС" (торговая марка "Экспресс пейджинг-сервис"), ЗАО "Малтитон-Далс" и др. Сумму, заплаченную "Экскомом", за тысячу абонентов, стороны не раскрывают. Решение об уходе с пейджиногового рынка и проведении тендера на передачу прежних абонентов приняли два владельца BBG. Они оба являются гражданами Китая и владеют по 50% акций ЗАО "Би Би Джи Комьюникейшнс".

Директор "Экскома" Роман Тантлевский сообщил ComNews.ru, что все бывшие абоненты BBG Communications будут приглашены в офис компании, где специалисты бесплатно перестроят их пейджеры на частоту "Пейджнет", а также перезаключат договора на обслуживание. За абонентами остается право выбора: либо сохранить тариф, по которому их обслуживала BBG Communications, либо выбрать любой из тарифов компании "Экском". "В том случае, если клиент не может присутствовать в офисе "Экскома", наши торговые представители подъедут к нему в удобное для абонента время", - сообщил Роман Тантлевский. "Клиентам BBG Communications повезло, что они попали к лидирующему оператору. Иначе только за перекристаллизацию (смену частоты) абонентам, в зависимости от модели пейджера, пришлось бы заплатить от $3 до $20, - считает директор по маркетингу компании "Неда-Пейджинг" Ярослав Прокопович, - Кроме того, тарифы у "Экскома" значительно ниже: средняя абонентская плата в BBG Communications была порядка 280 рублей, в то время как у "Экскома" есть четырех-шестидолларовые тарифы".

Компания "Экском" уже не первый раз "принимает на борт" чужих абонентов. В 1999 году, когда с рынка ушла компания "Радио-Пейдж", "Экском" "подхватил" 400 её абонентов. По словам Романа Тантлевского, для расширения абонентской базы компания "Пэйджнет" ежегодно делает предложения пейджинговым  операторам о покупке их клиентов. По информации ComNews.ru, в начале 2000 года такое предложение было сделано  ЗАО "Фул Край-Нева" (FCN). "Тогда FCN не устроили наши условия, - говорит Роман Тантлевский, - а позже, когда "Фул Край-Нева" сама вышла на переговоры, этот оператор стал нам уже неинтересен". Речь идет о том времени, когда норвежский телекоммуникационный концерн Telenor, являвшийся соучредителем FCN, принял решение продать свой пейджинговый бизнес за пределами Норвегии. Норвежскому концерну принадлежало 63% акций компании FCN. В итоге в состав учредителей FCN вошла американская компания Independent Technology Consultans LLC, а "Экском" намерен сделать предложение другому оператору.

По мнению генерального директора ЗАО "АОКС" Андрея Иванова, уход с рынка компании BBG Communications никак не повлияет на развитие пейджинга в Петербурге. "Эта компания изначально имела небольшую долю рынка, что сводило к нулю все ее усилия, - сказал Андрей Иванов в беседе с репортером ComNews.ru. - Для того чтобы выжить, владельцы BBG Communications приняли единственно разумное решение".

Такого же мнения придерживается и руководство BBG Communications. "Мы сочли пейджинговый бизнес неперспективным, - сообщил ComNews.ru генеральный директор BBG Communications Андрей Фильчков. - Тем не менее, это не говорит о рыночной тенденции. Я думаю, что пейджинг в Петербурге будет развиваться за счет внедрения новых услуг и слияния их с интернет-технологиями. Для этого необходима мощная техническая база. Поэтому чтобы выжить, операторам придется либо увеличивать инвестиции, либо кооперировать возможности. Наши инвесторы посчитали, что дешевле вложить деньги в создание узла IP-телефонии, нежели в развитие технических возможностей BBG Communications как оператора пейджинговой связи". Ещё в начале лета 2001 года BBG Communications объявляла о том, что собирается диверсифицировать бизнес, развивая услуги IP-телефонии и Интернет-приложения пейджинга. Тогда компания даже не обмолвилась о том, что IP-телефония станет единственной услугой оператора (см. новость ComNews.ru от 6 июня 2001 г.).

Первые прогнозы о сокращении числа пейджинговых операторов на рынке Петербурга появились сразу же после кризиса 1998 года. Предвещалось, что конкуренции не выдержат мелкие компании, а крупным придется бороться за своих абонентов, чтобы они не перешли к операторам сотовой связи. "Этот тезис начал свершаться, правда, немного с запозданием", - сказал репортеру ComNews.ru Ярослав Прокопович из "Неда-Пейджинг".

Главным событием 2001 года должен стать выход на петербургский рынок второго сотового оператора GSM в лице компании МТС. Ценовая конкуренция, которая неминуемо обострится в этом случае, повлечет за собой удешевление сотовой связи. Это может подорвать позиции пейджинговых компаний.

Большинство операторов в беседе с репортером ComNews.ru не связывали развитие своего бизнеса с новым игроком сотового рынка. "В США торговля самокатами процветает. Это никак не влияет на появление новой марки "Мерседеса" или на развитие автомобилестроения страны", - сказал Андрей Иванов из АОКС. "Даже если и будет какая-то взаимосвязь, крупным компаниям проще выдержать конкуренцию и доказать прочность присутствия на рынке", - считает Ярослав Прокопович. Тем не менее, вместо былого противостояния друг другу, операторы пейджинговой связи начали предпринимать попытки к объединению. В июне 2001 года в Петербурге был создан Клуб операторов пейджинговой связи. Пока это неформальное объединение пейджинговых компаний, но организаторы уверены, что "клуб по интересам" положит начало созданию ассоциации пейджинговых операторов Петербурга, а далее - единой российской ассоциации операторов пейджинговой связи. (см. новость ComNews.ru от 26 июня 2001 г.)