Виктор Савицкий
© ComNews
31.08.2016

Реклама смартфонов в преддверии нового учебного года от операторов "большой тройки" - ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "МегаФон" - вводит потребителей в заблуждение. К такому заключению пришла общественная организация "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ). По ее данным, реклама гаджетов содержит много скрытых ограничений, а в некоторых случаях побуждает детей к тому, чтобы они убеждали родителей приобрести рекламируемый смартфон. По словам сотовых операторов, вся достоверная информация представлена в доступных для клиентов каналах (на официальном сайте и в офисах продаж).

Очередной обновленный рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи от ОПИ посвящен рекламе смартфонов. "К сожалению, можно констатировать, что недобросовестные операторы не только обманывают потребителей насчет стоимости услуг и оборудования, но и не гнушаются манипулировать детьми, чтобы получать дополнительную прибыль. В преддверии 1 сентября такая практика особенно эффективна, поскольку родители собирают детей к школе и стараются обеспечить их всем необходимым для успешной учебы", - рассказал ComNews председатель ОПИ Олег Павлов.

Согласно исследованию организации, в видеоролике "МегаФона", где рекламируется развивающий смартфон с обучающими программами за 990 руб., используется образ ребенка, который изучает с помощью устройства математику и английский язык. "Фактически стать владельцем устройства можно не менее чем за 3990 руб. - такова его стоимость в комплекте с услугами связи или без них. От потребителей также скрыта модель смартфона и тот факт, что, приобретая аппарат с услугами связи, абонент в течение пяти месяцев не сможет использовать его в сетях других операторов", - говорится в опубликованном рейтинге ОПИ. По мнению организации, неправдой является и изображение смартфона, которое сам "МегаФон" называет "художественным вымыслом", однако эта оговорка демонстрируется на экране мелким шрифтом всего несколько секунд.  

В исследовании утверждается, что в рекламе "Первая любовь" "Билайн" также апеллирует к несовершеннолетним. В звуковом сопровождении к ролику оператор делает особый акцент на том, что это "смартфон, который смогут позволить родители", и крупно демонстрирует его стоимость - 2990 руб.

"Помимо обмана насчет реальной стоимости устройства, как и в случае с роликом от "МегаФона", это прямое нарушение законодательства о рекламе в части защиты несовершеннолетних. Статья 6 Федерального закона "О рекламе" однозначно запрещает побуждать детей к тому, чтобы они убеждали родителей приобрести рекламируемый товар, а также не допускает создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка", - говорится в рейтинге недобросовестности операторов мобильной связи.

Также в ОПИ сообщили, что в ролике "Билайна" содержится шесть кадров с мелким шрифтом, которые демонстрируются в течение 12 секунд. По мнению организации, из-за этого от пользователей скрывается реальная стоимость смартфона, которая составляет 4990 руб. (а в комплекте с услугами связи - 4490 руб.). Также скрывается то, что данный аппарат предназначен для работы только в сети "Билайн". Помимо этого имеются и ограничения по срокам действия и территории проведения акции, и другие существенные оговорки.

"В случае с рекламой МТС "Samsung Galaxy A от 9990 руб." дети, по всей видимости, не являются основной аудиторией, однако скрытых условий хватает и здесь", - отмечается в исследовании. В ОПИ отмечают, что цена 9990 руб. указана за младшую модель в линейке (Galaxy A3), тогда как в ролике демонстрируются и другие аппараты. Более того, как считают в организации, приобрести смартфон за указанную сумму потребителям не удастся, так как минимальная стоимость комплекта "смартфон + тариф" составит 12 741 руб., а цена смартфона без услуг связи достигнет 12 990 руб.

В исследовании отмечается, что Федеральная антимонопольная служба РФ уже привлекала МТС и "МегаФон" к ответственности за аналогичные нарушения. Так, по словам председателя ОПИ Олега Павлова, компания МТС в прошлом году привлекалась к ответственности за рекламу смартфона Nokia Lumia 635 LTE. "Заявленная в рекламе стоимость аппарата - 5990 руб. - была недостижима ни при каких обстоятельствах. Потребитель был вынужден приобретать либо дополнительные услуги, либо оплачивать смартфон по завышенной цене", - рассказал ComNews Олег Павлов.

Он сообщил, что "МегаФон" в 2014 г. был также оштрафован за рекламу планшета "МегаФон Логин", запущенную специально к началу учебного года. "Помимо обмана насчет цены оборудования - итоговая стоимость существенно превышала заявленные 1990 руб., - рекламные ролики эксплуатировали образ несовершеннолетних, которым планшет нужен для успешной учебы. ФАС прямо указал в своем решении, что "реклама стимулирует несовершеннолетних убедить родителей или других лиц купить планшет по указанной в рекламе "низкой" цене", - сообщил председатель ОПИ. Олег Павлов добавил, что подобного рода реклама может создать у несовершеннолетнего искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

"Вся достоверная информация представлена в доступных для клиентов каналах - например, на нашем сайте, а также в офисах продаж, куда приходят клиенты", - прокомментировала исследование ОПИ пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева.

Исследование о недобросовестности операторов мобильной связи ОПИ ранее проводила в отношении МТС, "МегаФона", "ВымпелКома", ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) и Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона"; см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.).

В одном из недавних исследований ОПИ говорилось, что реклама новых предложений безлимитного мобильного Интернета от МТС, "ВымпелКома" и "МегаФона" вводит потребителей в заблуждение. По данным ОПИ, в ТВ-рекламе безлимитного мобильного Интернета от "большой тройки" содержится много скрытых ограничений (см. новость ComNews от 29 июня 2016 г.). Чуть позже в рейтинг недобросовестности операторов попали компании Yota и Tele2 (см. новость ComNews от 13 июля 2016 г.). Последнее исследование организации касалось роуминговых предложений "ВымпелКома", "МегаФона", а также Yota (см. новость ComNews от 17 августа 2016 г.).

В общественной организации ранее сообщали, что, по итогам исследований, осенью этого года ОПИ планирует направить в ФАС РФ комплексную жалобу, связанную с выявленными нарушениями.