© ComNews
23.12.2016

К 2019 г. компания МТТ (ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком") намерена стать номером один на рынке облачных АТС. Достичь этого оператор намерен за счет как органического роста, так и сделок M&A. По данным аналитиков, пока лидером рынка виртуальных АТС является ООО "Манго Телеком" с долей в 28-30%.

Как рассказал генеральный директор МТТ Евгений Васильев, компания уже выполнила задачи, поставленные в стратегии развития на 2014-2017 гг., поэтому в ближайшее время примет новую стратегию развития - на 2017-2020 гг. За предыдущие годы EBITDA компании выросла более чем на 30% - с 460 млн руб. в 2012 г. до 1,2 млрд руб. в 2016 г. (предварительная оценка Евгения Васильева). Кроме того, МТТ добился значительной диверсификации: маржинальность транзитного бизнеса составляет около 40% против 75% в недалеком прошлом. Соотношение чистого долга к EBITDA находится на уровне 1,7. 

Новая стратегия МТТ, которую оператор примет в скором времени, предусматривает окончательную минимизацию роли транзитного бизнеса в деятельности компании. К 2020 г. доля этого направления не должна превышать 25% от выручки МТТ. Напомним, транзит трафика пока приносит МТТ более 50% выручки.

Согласно одной из главных задач новой стратегии, МТТ должен занять лидирующие позиции сразу по трем ключевым направлениям бизнеса - Cloud Communications (включает виртуальные АТС (ВАТС), а также различные сопутствующие услуги для сегмента B2B), MVNE- и телеком-платформы (API). По словам Евгения Васильева, рынок ВАТС в 2016 г. по разным оценкам вырос на 25-30%, а направление Cloud Communications в МТТ ("МТТ Бизнес"), по его оценкам, выросло на 53%. "Но мало быть успешным, нужно становиться первым. МТТ хочет к 2019 г. стать номером один на этом рынке. Во-первых, сегодня компания растет быстрее рынка и не видит причин, почему не продолжать эту динамику, - подчеркнул Евгений Васильев. - Кроме того, финансовое положение МТТ таково, что мы можем себе позволить не только органический рост, но и увеличение доли на рынке ВАТС за счет сделок M&A".

По оценкам заместителя генерального директора по экономике и финансам МТТ Марата Билялетдинова, кредитный портфель компании представлен тремя банками. МТТ может позволить себе инвестировать более 1 млрд руб. в новые направления.

МТТ не ведет переговоров о сделках M&A, так как пока не утверждена окончательная стратегия развития компании. "Но мы понимаем, какие компании нам было бы интересно приобрести. Это компании, продукты которых очень близки к нашим и у которых есть абонентская база. Купив их, мы увеличим нашу долю рынка за счет приобретения абонбазы", - говорит Евгений Васильев. Кроме того, МТТ заинтересован в покупке компаний, продукты которых не только близки продуктам МТТ, но и дополняют их и позволяют расширить функциональность. В частности, направление Cloud Communications в МТТ уже включает такие услуги, как CallBack, Calltracking, платформу FMC (fixed mobile convergence). МТТ заинтересован в развитии решений в области CRM и BI. "Этот рынок динамично растет. Мы тоже хотим на нем быть и считать его частью своего продукта", - подчеркнул Евгений Васильев.

По оценкам аналитика "ТМТ Консалтинга" Елены Фроловой, объем рынка ВАТС в 2016 г. составит около 3,75 млрд руб. Темпы роста этого сегмента составили 22%. Самую крупную долю этого рынка занимает "Манго Телеком" (33%), далее следует МТТ с долей в 15,2%, UIS - с 14,5% и "Телфин" - с 14%. "У этих трех операторов доли примерно одинаковые, однако темпы роста разные. То, какой прирост они покажут в следующем году, будет зависеть от стратегии развития компаний", - уточнила она. Преимущество МТТ она видит в том, что, будучи оператором связи, компания может предложить клиентам целый пакет услуг помимо ВАТС.

По прогнозу iKS-Consulting, к 2020 г. объем рынка виртуальных АТС вырастет в 2,4 раза и составит 8,6 млрд руб. Правда, как отметил ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин, темпы его роста с каждым годом будут снижаться из-за постепенного насыщения спроса на услуги виртуальной телефонии. Он предположил, что бурный рост показателей МТТ в 2016 г. обусловлен прежде всего относительно низкой базой. "В условиях роста конкуренции быстро захватить большую долю рынка, на мой взгляд, будет проблематично, если во главу угла ставить не только рост количества абонентов, но и их качество, я имею в виду ARPU и маржинальность бизнеса в целом. Если показатели рентабельности у компании превалируют, то рост доли не будет очень быстрым", - полагает аналитик. По его оценкам, основной потенциал рынка виртуальных АТС заключен в сегменте СМБ, именно этим компаниям нужны услуги и возможности ВАТС. 

Помимо лидерства на рынке ВАТС, МТТ хочет продолжать оставаться номером один по двум другим направлениям - телеком-платформы и MVNE-платформы. Клиентами облачной телеком-платформы МТТ уже являются такие игроки Рунета, как "Яндекс", Mail.Ru, "Авто.ру", Avito.ru и др. (см. новость ComNews от 27 мая 2015 г.). В 2016 г. в этот список вошел Google в России и СНГ. МТТ намерен выйти за пределы российского рынка и начать развиваться в Европе. В 2015 г. МТТ создал в Ирландии компанию Apico, которая занимается направлением телеком-платформ за пределами РФ. В 2016 г. МТТ изучал европейские рынки и уже подготовил продукт на основе "МТТ Бизнес", который будет понятным для европейского клиента. МТТ будет предоставлять его западным интернет-компаниям по особенной модели: они смогут продавать продукт МТТ под собственным брендом, а МТТ будет делить с ними выручку от конечных клиентов. По словам Евгения Васильева, телеком-платформой недавно начала пользоваться компания в Скандинавии.

В 2016 г. МТТ запустил MVNE-платформу (MobileVirtual Network Enabler), позволяющую компаниям из различных секторов экономики создавать собственных мобильных операторов (см. новость ComNews от 7 сентября 2016 г.). У компании уже есть три коммерческих клиента в этом сегменте. Как подчеркнул Евгений Васильев, в перспективе трех-четырех лет треть маржинальности компании будет приносить именно направление MVNE-платформы. Однако для этого придется развивать этот рынок, обучать и просвещать компании, которые пока не понимают, что им доступна такая услуга.

Евгений Васильев не исключил, что в будущем каждое из трех стратегических направлений может быть выделено в отдельную бизнес-единицу, а корпоративный центр МТТ превратится в управляющую компанию.