Мария Андреева
© ComNews
15.03.2017

Американская компания Flock представила в России одноименный мессенджер для корпоративных клиентов. По словам создателей, Flock является первым русскоязычным сервисом для В2В-сегмента на территории РФ. С помощью Flock компании смогут организовать чаты с возможностью обмениваться файлами и проводить видеоконференции или опросы. Эксперты считают, что шансов у нового мессенджера стать лидером на российском рынке В2В-мессенджеров немного, поскольку таких сервисов и так достаточно.

О запуске нового корпоративного мессенджера вчера объявил основатель и генеральный директор компании Flock Бхавин Туракхия. Он отметил, что на сегодняшний день Flock является единственным корпоративным мессенджером, предлагающим полностью локализованные версии для Windows, Mac, iOS и Android. Разработка мессенджера Flock ведется в США и ОАЭ.

Как рассказал Бхавин Туракхия, Flock был зарегистрирован в 2014 г. В проект было инвестировано $20 млн. Сегодня мессенджер используют 25 тыс. компаний по всему миру. Среди клиентов компании Flock числятся Whirlpool, Ricoh, Victorinox, Accenture и VMware. Кроме сервиса для В2В-клиентов компания Flock предлагает также и операционную систему (ОС) собственной разработки - FlockOS. По словам основателя мессенджера, это первая операционная чат-система, которая позволяет создавать приложения, боты и интеграции на основе Flock.

Говоря о самом сервисе, Бхавин Туракхия особо подчеркнул, что новый корпоративный мессенджер локализован для России. "Это первый в мире глобальный мессенджер, доступный на русском", - добавил он.

"Flock - это мессенджер, созданный специально для организаций и команд. С Flock можно общаться в индивидуальном или групповом чате, пользоваться видеоконференцией, функцией обмена файлов, изображений, видео и многими другими возможностями взаимодействия для команд и компаний", - рассказал Бхавин Туракхия.

Flock бесплатен для неограниченного количества пользователей. Компания также предлагает премиум-тариф за $3 в месяц за одного пользователя, в рамках которого обеспечивается доступ к дополнительному дисковому пространству и премиум-функциям. Однако российским компаниям Flock предлагает свой премиальный тариф бесплатно в течение шести месяцев.

По словам основателя сервиса, мессенджер рассчитан на организации и команды, в которых трудятся от 10 до 2 тыс. человек. Как раз на компании такого масштаба команда Flock и будет нацелена в ближайшее время. Уже протестировали сервис и пользуются им в настоящий момент две российские компании - это Directual и Сompensair.

Бхавин Туракхия поделился, что до 2018 г. компания Flock не намерена создавать юридическое лицо на территории РФ. Для начала, добавил он, необходимо присмотреться к тому, как мессенджер покажет себя в России. "Как раз представители малого и среднего бизнеса помогут раскрутить мессенджер так, чтобы он вышел на более крупные компании", - сказал Бхавин Туракхия.

Говоря об инвестициях, направленных на российскую кампанию продвижения мессенджера Flock, он поделился с корреспондентом ComNews, что для этого у компании есть специальный международный фонд инвестиций. "Маркетинговый бюджет на продвижение мессенджера на российском рынке на последующие полгода составит от полумиллиона до миллиона долларов", - сказал ComNews Бхавин Туракхия.

Он добавил, что в перспективе Flock заключит все возможные стратегические партнерские соглашения в России. В частности, у компании есть планы о заключении договоров с операторами мобильной связи. "Но ближайшие полгода-год мы хотим сами быть максимально вовлеченными в процесс. Мы хотим предоставить именно тот продукт, который будет востребован на российском рынке", - отметил глава Flock.

Отвечая на вопрос, почему мессенджер пришел именно в Россию, Бхавин Туракхия сказал, что в России 55% составляет работающее население. Он считает, что этот показательно достаточно большой, чтобы запускать на территории подобные мессенджеры. Он привел данные исследования, в котором отмечалось, что российские специалисты в подавляющем большинстве используют только русский для общения на мобильном устройстве и по электронной почте (71%), а также читают только русскоязычные сайты (67%). "Более 80% специалистов и команд предпочитают программное обеспечение (ПО) на родном языке. Мы сразу поставили приоритетную задачу разработать многоязыковую поддержку для пользователей в России", - уверил основатель Flock.

Бхавин Туракхия знаком также и с тонкостями российского законодательства. В частности, он знает про закон "О персональных данных" и о законе Яровой.

"Любое сообщение в мессенджере Flock шифруется от начала и до конца. Затем в зашифрованном виде информация поступает на наш сервер. Сервера у нас находятся в США, Сингапуре, странах Азии и один в  - Великобритании. В настоящий момент мы не храним данные на территории РФ", - рассказал Бхавин Туракхия.

Он отметил, что ничего кроме электронной почты от корпоративного пользователя не требуется для того, чтобы зарегистрироваться в мессенджере. "Но если российское законодательство потребует предоставить информацию, мы сможем это сделать. У нас не хранится информация по видеоконференциям, но хранится контент чата", - поделился Бхавин Туракхия, еще раз отметив, что мессенджеру Flock необходимо "прощупать почву" на российском рынке.

Он не видит в России конкурентов по созданию подобных мессенджеров. Бхавин Туракхия считает, что рынок новый. При этом своим конкурентом Flock видит лидера рынка - американский мессенджер Slack. В качестве преимуществ перед Slack в компании Flock отмечают более высокую (в 2,5 раза больше, чем у Slack) скорость запуска, удобную возможность переключения между беседами с непрочитанными сообщениями, а также более простой и быстрый поиск отдельных контактов, бесед и каналов. Среди других конкурентов Бхавин Туракхия назвал корреспонденту ComNews мессенджер MicrosoftTeams и HipChat.

В пресс-службе ПАО "МегаФон" на появление нового мессенджера отреагировали положительно. "Для нас появление новых игроков на рынке мессенджинга, как и появление любых новых мобильных приложений, означает лишь расширение вариантов использования мобильного Интернета. Что в целом позитивно, поскольку приучает клиентов пользоваться широким спектром услуг связи, а значит, стимулирует подключение пакетных тарифов", - поделились в "МегаФоне". Другие операторы "большой четверки", а также представители мессенджера Viber вчера воздержались от комментариев.

По словам президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, рынок мессенджеров для сегментов B2B и B2G в России переживает бум. "В борьбу за госмессенджер включились не только те, кто привык работать на государство, но и те, кто успешно продает свои решения за границей, а теперь решили попытать счастья в России", - отметил он, добавив, что вслед за бумом появления российских мессенджеров последует их движение на глобальный рынок.

"Сомневаюсь в том, что, на фоне бума собственных решений и в условиях жесткого регулирования со стороны государства, на этот рынок могут успешно зайти иностранные игроки", - поделился эксперт, указав на то, что мессенджеру Flock тяжело будет занять свою нишу в России.

Кроме того, представителям Flock нужно будет сертифицировать свои продукты в России, построить или арендовать в России инфраструктуру. "Для вхождения в сегмент B2G нужно будет пытаться войти в Реестр отечественного ПО. Могу предположить, что на фоне кампании по импортозамещению все крупные и среднекрупные клиенты не захотят брать на себя риск ставить у себя импортные решения. Останется только малый и среднемалый бизнес", - сказал Валентин Макаров.

Среди компаний, продвигающих В2В-мессенджеры в России, Валентин Макаров назвал группу компаний "АйТи", разработчика программно-аппаратных продуктов SPIRIT Telecom и компанию с одноименным названием корпоративного мессенджера CybRus.

Аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын сомневается, что мессенджеру Flock удастся выделиться на рынке российских В2В-сервисов, поскольку мессенджеров уже очень много. В частности, он привел в пример российскую компанию "1С-Битрикс", успешно продвигающую корпоративный веб-мессенджер "Битрикс".

"Главным фактором успеха становится продвижение в сфере В2В и адаптация под нужды конкретных компаний, а для этого требуются значительные маркетинговые бюджеты и специалисты по внедрению. У стартапов нет ни того, ни другого. А на вирусное распространение рассчитывать не стоит", - сказал Леонид Делицын. Что касается преград в лице российского законодательства, то эксперт отметил, что в этом вопросе проблем у Flock возникнуть не должно.

Говоря о перспективах развития мессенджеров для В2В-сегмента в России, Леонид Делицын предположил, что произойдет конвергенция этого рынка с рынком управления задачами и рынком веб-разработки. "Только там есть достаточное количество специалистов, необходимое для внедрения бизнес-мессенджеров", - заключил он.

Напомним, в феврале этого года ООО "Новые облачные технологии" запустило мессенджер для корпоративных клиентов "МойОфис Логос" (см. новость ComNews от 17 февраля 2017 г.). Как сообщали ранее ComNews в компании, "МойОфис Логос" - это информационно-коммуникационный сервис быстрого обмена сообщениями для организации совместной работы с документами и файлами внутри предприятия. С его помощью сотрудники предприятий могут общаться друг с другом, участвовать в групповых дискуссиях и совершать аудио- и видеозвонки.