Павел Кантышев
Анастасия Голицына
Елизавета Серьгина
16.05.2017

Для регулирования больших пользовательских данных (БПД) может появиться специальная структура, следует из проекта поправок в закон "Об информации" ("Ведомости" ознакомились с текстом).

Она будет собирать их со всех операторов таких данных, ими могут быть как госорганы, так и юридические или физические лица. Для финансирования работы госоператора может быть создан специальный фонд. Пополнять его будут ежеквартальные отчисления операторов БПД с доходов от обработки данных для рекламной деятельности. Ставка может составить 2%.

Согласно отчетности компаний, в I квартале 2017 г. "Яндекс" заработал на рекламе 19 млрд руб., а Mail.Ru Group – 4,8 млрд руб. Таким образом, отчисления в фонд могли бы составить 380 млн и 96 млн руб. соответственно, подсчитали "Ведомости".

Об идее такого регулирования знают сотрудник профильного ведомства и сотрудник крупного интернет-холдинга. С версией законопроекта недавно ознакомилась и президент холдинга Infowatch, глава рабочей подгруппы "Интернет + общество" при администрации президента Наталья Касперская, сообщила она "Ведомостям". Рабочая группа, которую возглавляет помощник президента Игорь Щеголев, создана для исполнения поручений Владимира Путина по итогам форума "Интернет-экономика" в декабре 2015 г. Знает о такой идее и человек, близкий к одному из операторов связи.

Госоператором БПД может быть радиочастотная служба при Роскомнадзоре (в ее состав входит ФГУП "Главный радиочастотный центр"), а реестр операторов БПД может вести сам Роскомнадзор, следует из текста документа. Контроль за обработкой БПД документ также предлагает отдать Роскомнадзору.

Хотя чиновники давно говорят о необходимости регулирования БПД (см. врез), кто автор законопроекта, выяснить не удалось. Два человека, близких к Роскомнадзору (подчиняется Минкомсвязи), говорят, что ведомство участвовало в разработке проекта. Человек, близкий к Минкомсвязи, указывает на это министерство. Сотрудник оператора связи называет разработчиком документа Фонд информационной демократии. Его президент Илья Массух это опроверг. В комитет Госдумы по информационным технологиям такой законопроект не поступал, сообщил его председатель Леонид Левин.

Представители Минкомсвязи и Роскомнадзора отказались от комментариев.

Свободное обращение БПД в интернете несет риски, а защиту могут обеспечить законодательное регулирование и специальные технические средства, говорила в ноябре Касперская. Под регулированием рынка БПД она понимает локализацию таких данных, обеспечение равных условий для российских и зарубежных игроков, а также подготовку стандарта пользовательского соглашения. Тогда же Щеголев обещал отрегулировать использование компаниями БПД: заниматься этим должна была подгруппа Касперской.

"И еще можно мне все-таки про безопасность?" – обратилась к президенту Касперская в ходе его встречи с представителями IT-отрасли, которая состоялась на форуме "Интернет-экономика" в декабре 2015 г. Она говорила Путину о необходимости регулирования личных данных россиян – это "информация о перемещениях, контактных, политических пристрастиях, уровнях дохода, привычках, круге друзей, высказываниях и проч." (цитаты с сайта Кремля).

Она подчеркивала, что это более широкое понятие, чем персональные данные.

Пока рабочая группа обсуждает необходимость такого законопроекта, сказала "Ведомостям" в пятницу Касперская. Массух, возглавляющий другую подгруппу, "Интернет + суверенитет", призывает не спешить с регулированием БПД: к осени нужно сформулировать точное определение этих данных.

Сначала о регулировании пользовательских данных говорил в основном Щеголев. В ноябре 2016 г. к этой теме подключилось Минкомсвязи и Институт развития интернета (ИРИ). Они с Координационным центром национального домена сети интернет (КЦ) создали рабочую группу, в нее вошли замминистра связи Алексей Соколов и предправления ИРИ, советник президента по интернету Герман Клименко. Задачей группы была разработка предложений по регулированию использования данных пользователей рунета со стороны интернет-отрасли: "Плохо, если без нашего участия будут приняты какие-то регулирующие документы", – объяснял Клименко.

БПД надо отделить от собственно персональных данных, говорил Соколов в ноябре. Свое регулирование, по его мнению, нужно для обезличенных пользовательских данных и для машинных данных интернета вещей.

В нынешнем виде законопроект не может быть принят хотя бы из-за того, что прописанная в тексте передача БПД единому оператору не предполагает их защиты – а именно ради их безопасности должно создаваться регулирование, уверена Касперская.

Подобная инициатива плохо повлияет на развивающийся рынок больших данных, который нуждается в более гибком регулировании, заявил представитель Mail.ru Group. По его словам, инициатива бьет по несуществующей проблеме – крупным игрокам, которые в состоянии заботиться о данных пользователей, но ничего не делает с черным оборотом данных со стороны мелких игроков. Мультиплицирование хранения данных увеличивает риски, добавляет он. Даже в Китае рынок пришел к идее саморегулирования, и подобную модель, по мнению холдинга, было бы правильно применить и в России. С идеей саморегулирования согласен директор "Мегафона" по связям с госорганами Дмитрий Петров, но законопроект не комментирует.

МТС ознакомилась с проектом и не поддерживает его, поскольку он создает дополнительные препоны цивилизованному рынку, а госоператор чреват необоснованной монополией, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Отчисление 2% на поддержание госоператора он называет абсолютно нерыночной историей.