Леонид Коник, главный редактор группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
02.04.2017

Главной сквозной темой ключевого глобального события в сфере сотовой связи – ​Mobile World Congress (MWC) 2017 в Барселоне – ​стал искусственный интеллект. Это ежегодное февральское мероприятие является своего рода барометром перспектив отрасли, но в последнее время с каждым годом уходит все дальше от телекоммуникаций. В 2016 году красной нитью через все дни MWC прошла тема Интернета вещей (IoT), однако за последний год ИКТ-индустрия совершила огромный рывок. Споры о том, какой радиоинтерфейс лучше подходит для IoT – ​LoRa, NB-IoT или вовсе Sigfox, отошли в прошлое. Все прогрессивные участники рынка осознали, что технология радиоинтерфейса является вопросом нижнего уровня и что гораздо важнее то, какие данные будут собирать IoT-устройства, где и как они будут обрабатываться и, главное, каким образом будет осуществляться обратное управляющее воздействие. Этот логический ряд привел игроков рынка к критической значимости искусственного интеллекта. Ярким примером значимости IoT-технологии и искусственного интеллекта является беспилотный автомобиль. К слову, именно автопром стал первой отраслью, которая увидела новые возможности в применении технологий IoT и 5G, – ​не случайно в сентябре 2016 года несколько крупных автопроизводителей (Audi AG, BMW Group, Daimler AG) и телеком-вендоров (Ericsson, Huawei, Intel, Nokia, Qualcomm) создали альянс 5G Automotive Association.

Для того чтобы заменить человека за рулем, мало собирать те или иные данные о дороге или состоянии агрегатов. Важно их обрабатывать (с учетом непрогнозируемых ситуаций, таких как выкатившийся на дорогу мяч или выскочивший лось) и направлять обратные управляющие импульсы роботу-водителю, причем вся цепочка действий должна проходить за доли секунды. По сути, речь идет о замене человеческого мозга, который способен очень быстро анализировать всю окружающую ситуацию, осознавая даже то, что человек видит впервые. Заменить столь сложные функции таблицей действий по древнему программистскому принципу "если – ​то" уже не получится: для этого нужен полноценный искусственный интеллект.

Визионер и глава японского сотового оператора SoftBank Масаеси Сон, выступая на MWC 2017, провозгласил, что через 30 лет коэффициент интеллекта (IQ) компьютерных систем достигнет 10 000, тогда как у среднего человека он составляет 100, а у гениев – ​не более 200. "Это будет сверхинтеллект, который пока находится за пределами нашего понимания, – ​заявил Масаеси Сон. – ​Мозг – ​это нейронная бинарная сеть, и в голове у каждого человека – ​около 30 млрд нейронов, причем их количество не меняется сотни лет. Но с помощью искусственного интеллекта это количество можно увеличить в миллион раз, и лет через двадцать чип в каком-нибудь ботинке будет умнее нас".

Созданием интеллектуальных роботов занялись многие компании, в том числе и стартапы. Бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Денис Свердлов предстал на MWC 2017 в роли генерального директора британской компании Roborace Ltd. Она сделала первый в мире беспилотный гоночный автомобиль, который уже несколько раз промчал по гоночным трассам. В частности, 20 февраля 2017 года болид Roborace разбился на гонке Formula E в Буэнос-Айресе – ​как заметил Денис Свердлов, "слава богу, в безопасной среде". Бизнес-задача Roborace – ​"обучить" робота полноценному и безаварийному вождению.

С точки зрения объемов и скорости передачи данных для нужд искусственного интеллекта сети связи имеют критическую значимость. При этом они должны иметь минимальную задержку и гарантированное глобальное покрытие (в том числе и там, где людей не бывает, а вот "вещи" могут оказаться). Не случайно тот же Масаеси Сон инвестировал $1,2 млрд в низкоорбитальную спутниковую сеть OneWeb. По его словам, 648 космических аппаратов этой группировки, которая окажется на орбите к 2020 году, будут де-факто работать как базовые станции, но повсеместно и в обход экранирующих сигнал наземных объектов. Однако искусственный интеллект отводит сетям связи роль "трубы". И если в IoT существуют хотя бы теоретические бизнес-модели участия операторских компаний в цепочке создания добавленной стоимости, то их роль в мире роботов пока туманна.

Эти вопросы напрямую связаны с идущей по всем вертикальным рынкам цифровой трансформацией и, несомненно, должны быть осмыслены в стратегических документах развития экономики, обсуждающихся на федеральном и международном уровнях. Среди таких краеугольных документов – ​программа "Цифровая экономика", которую в прошедшем декабре президент РФ Владимир Путин поручил разработать правительству страны, а три дня спустя премьер-министр Дмитрий Медведев перепоручил эту работу Минкомсвязи, Минэкономразвития, МИДу, Минфину, Минпромторгу, Минобрнауки и открытому правительству. В дело вмешался и председатель Госдумы Вячеслав Володин, чей предыдущий ИТ-проект – ​Институт развития Интернета (ИРИ) – ​трещит по швам. В середине марта состоялось первое заседание экспертного совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики, который Вячеслав Володин создал при себе. Рабочая группа экспертного совета "Связь и информационные технологии" при открытом правительстве РФ обещает к июню написать "Цифровой кодекс", который объединит регулирование высоких технологий и цифровой экономики. Без концепции развития и стратегии с глобальным и всеобъемлющим подходом цифровая экономика страны никогда не станет стройной, взаимоувязанной системой. Но если чиновники возьмут создание этих документов в свои руки, не привлекая крупных визионеров, новаторов и рыночных игроков, то они будут далеки от реальности и новых технологий настолько, насколько пока – ​к счастью – ​интеллект ботинка недотягивает до IQ даже среднего человека.

Журнал "Стандарт" № 3 (170), март 2017