© ComNews
05.06.2017

По результатам трансформации семи макрорегиональных отделений в четыре экономических кластера в ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) сокращения регионального кадрового состава были минимальными. Об этом заявил президент группы МТС Андрей Дубовсков. По его словам, процесс перехода к кластерной модели управления в компании завершен. Перед регионами, вошедшими в каждый из четырех образованных кластеров, руководство ставит свои задачи и приоритеты.

Некоторые подробности трансформации семи макрорегиональных филиалов МТС в четыре экономических кластера Андрей Дубовсков раскрыл в ходе пресс-мероприятия, прошедшего на минувшей неделе, в дни проведения ПМЭФ-2017.  По его словам, сегодня процесс создания кластерной системы у МТС полностью завершен.

"При переходе к кластерной модели цели сокращения кадрового состава в регионах мы не ставили. Сокращения если и были, то минимальные, единичные в каждом регионе, за счет упразднения дублирующих функций. В городах-столицах бывшего территориального макрорегиона остались работать команды, теперь отвечающие за конкретный регион. Какие-то функции и бизнес-процессы были централизованы, в том числе в аппаратах четырех руководителей кластеров - директоров по региональному развитию" - рассказал президент группы МТС Андрей Дубовсков на минувшей неделе.

Кластерная модель предполагает, что теперь у МТС нет макрорегионального разделения, при котором из столицы макрорегиона происходит управление несколькими близлежащими территориями. В каждый из четырех созданных кластеров теперь входят экономически похожие региональные филиалы. Кластерами управляют четыре руководителя в Москве.

Андрей Дубовсков рассказал, что в рамках создания четырех кластеров все российские регионы, где работает МТС, были разделены и отнесены к тому или иному кластеру по определенным параметрам: в зависимости от занимаемой МТС доли рынка в регионе, степени развитости инфраструктуры, степени экономической успешности самого региона, уровня зарплат в регионе и еще целого ряда параметров. Как отметил Андрей Дубовсков, такое разделение не является географическим, оно определяется единым подходом к ведению бизнеса в регионах со схожими условиями.

По его словам, исходя из принципов, по которым сформированы кластеры, у МТС есть кластер, куда входят регионы, где оператор является лидером рынка. Еще один кластер - это те регионы где, МТС делит лидерские позиции с другими операторами. Следующий кластер - это те регионы, которые не предполагают масштабных инвестиций и где перед региональным руководством стоит задача работать с максимально возможной эффективностью. "Еще один кластер - так называемый кластер роста. Это те регионы где компания не является лидером рынка, но мы понимаем, что инвестировать в такие регионы нужно и нужно это делать масштабно", - рассказал Андрей Дубовсков  

Какие именно регионы входят в каждый из четырех созданных кластеров, МТС не раскрывает. Андрей Дубовсков отметил, что регионы распределяются по кластерам примерно в равных долях - порядка 20 регионов на кластер. "Перед каждым регионом поставлена определенная цель, при достижении показателей по ряду определенных параметров регион может быть переведен из одного кластера в другой. Это не происходит по расписанию, но, как правило, такие переходы осуществляются по итогам квартала", - отметил Андрей Дубовсков.

Напомним, о том, что МТС намерена сделать систему управления региональными филиалами более централизованной и семь макрорегионов будут трансформированы в четыре кластера, стало известно в январе 2016 г. (см. новость ComNews от 29 января 2016 г.). Как ранее сообщал ComNews, директорами по региональному развитию, которые напрямую подчиняются президенту компании, являются Дмитрий Рылов, до того руководивший филиалом МТС "Северо-Запад", бывший директор объединенного филиала МТС в Ульяновске, Пензе и Саранске Евгений Галушко, экс-директор филиала МТС "Поволжье" Михаил Чернышов и бывший директор филиала МТС в Красноярском крае Армен Аветисян (см. новость ComNews от 18 ноября 2016 г.).

Другие операторы российской "большой четверки" также активно занимаются трансформацией своей управленческой структуры. Одной из недавних инициатив стало объявление ПАО "МегаФон" о переходе к кластерной модели управления, которое было сделано в ходе представления новой стратегии компании, рассчитанной на 2017-2020 гг. (см. новость ComNews от 26 мая 2017 г.). "Кластерная модель нацелена на поддержание новой стратегии "МегаФона". Мы разбили регионы по стратегической схожести. Это позволит более гибко управлять регионами, ставя задачи и цели. Процесс перехода на новую модель управления мы уже начали", - рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе "МегаФона" на минувшей неделе.

В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") корреспонденту ComNews напомнили, что в октябре 2016 г. в Tele2 стартовал проект разработки новой операционной модели и организационной структуры компании. "Эти изменения связаны с принятием бизнес-стратегии, согласно которой Tele2 станет ключевым игроком digital-экосистемы на базе мобильных услуг. Целевая операционная модель должна поддержать дальнейшее развитие компании, обеспечить выполнение поставленных целей и сохранить за Tele2 лидерство по эффективности в отрасли", - отметили в пресс-службе Tele2.

По словам представителей оператора, основная цель изменений - еще больше увеличить эффективность управления издержками, внедрить в Tele2 передовые мировые практики в области организационного дизайна, ускорить процесс принятия решений и запуска продуктов и услуг. В рамках проекта определен переход от распределенной региональной структуры к федерализованной модели управления с централизацией функционала на уровне головного офиса и макрорегионов.

"Макрорегион становится основным ответственным за результаты деятельности подчиненных регионов, а по многим процессам - и главным исполнителем. Это ведет за собой усиление макрорегиональных команд, расширение их компетенций и зон ответственности. Помимо этого, компания формирует федеральные центры компетенций и сервисные центры. Они будут организованы в коммерческой и юридической дирекциях, дирекции по управлению персоналом. Центры создаются за счет собственных кадровых резервов и внутренних переводов сотрудников. Для сотрудников Tele2 - это возможность повысить уровень профессиональных навыков и открыть новые перспективы карьерного роста", - отмечают в Tele2.

Для повышения качества управления в Tele2 также принято решение об изменении структуры макрорегионов - увеличении количества регионов в макрорегионах "Юг", "Урал" и "Байкал и Дальний Восток". "Полный переход на новую операционную модель планируется осуществить в течение 2017 г.", - уточнили в пресс-службе Tele2.

В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") трансформация управленческой структуры стартовала в 2015 г. В ее рамках региональная структура была изменена: появились укрупненные макрорегионы. "Появилось пять макрорегионов: "Большая Москва", "Центр", "Юг", "Запад" и "Восток". Сократилось количество управленческих уровней, рутинная часть функционала штаб-квартиры и регионов была переведена в объединенный центр обслуживания. Кроме очевидного эффекта в сокращении управленческих затрат эта трансформация позволила оптимизировать существующие бизнес-процессы и ускорить принятие важных управленческих решений за счет возможности быстрой эскалации возникающих проблем и их оперативного решения", - отметил представитель пресс-службы "ВымпелКома".