© ComNews
09.01.2018

В 2018 г. российский рынок MVNO (Mobile Virtual Network Operator), который активно развивался в прошлом году, не окажет существенного влияния на распределение долей рынка операторов "большой тройки". Но появление новых MVNO-проектов сыграет на руку Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") как оператору, который стратегически делает ставку на развитие этого направления. При этом, как считают эксперты, рынок MVNO в РФ до сих пор находится в зачаточном состоянии.

2017-й стал годом активных запусков MVNO-проектов. Виртуальных операторов мобильной связи в России запускали как операторы связи, так и банки. Отметим, что на текущий момент в России виртуальные операторы занимают 2,6% рынка по количеству клиентов. По прогнозам аналитиков, этот показатель увеличится до 14-15% к 2022 г.

Как заметил в разговоре с корреспондентом ComNews вице-президент АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) по развитию бизнеса на массовом рынке Алексей Назаров, рынок MVNO, безусловно, станет одним из локомотивов развития отрасли в ближайшие несколько лет. "Банки, а далее, возможно, и страховые компании, следом за операторами фиксированной связи предложат абонентам мобильные продукты от своего имени. У многих компаний проекты уже находятся в высокой степени готовности", - сказал он.

В ТТК считают, что глобально на распределении долей рынка "большой тройки" это не скажется. Но появление новых MVNO-проектов сыграет на руку Tele2 как оператору, который стратегически делает ставку на развитие этого направления, а также имеет в своем распоряжении MVNE-платформу (Mobile Virtual Network Enabler) и готов предложить рынку свою сеть для быстрого развертывания MVNO-проектов.

Напомним, что летом 2017 г. ТТК подписал соглашение с ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) о создании виртуального оператора мобильной связи ТТК Mobile. Представители обеих компаний отмечали, что в течение года новый MVNO-оператор появится во всех регионах совместного присутствия ТТК и Tele2. В настоящий момент в ТТК заявляют, что оператор "активно набирает базу и идет по намеченному плану". "Мы планируем сделать roll-out TTK Mobile во всех зонах пересечения покрытия ТТК и Tele2. Следующими регионами запуска нашего мобильного оператора станут Москва и Московская область, Рязанская область, Республика Коми, Сахалин и Западная Сибирь", - сообщил Алексей Назаров.

Пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина отметила, что для оператора развитие MVNO-проектов является одним из ключевых направлений бизнеса. "За последний год на базе Tele2 начали работу более 10 виртуальных операторов, что фактически позволило нам стать "фабрикой" MVNO на российском рынке", - заявили в Tele2. В компании добавили, что Tele2 обладает значительной компетенцией в вопросе создания таких операторов и умеет реализовывать проекты федерального масштаба за очень короткие сроки.

"Это могут быть компании из совершенно разных отраслей, не только банковской сферы. На данный момент у нас больше всех на рынке запущенных MVNO-проектов, ряд из которых уже имеют солидную абонентскую базу", - сказала Ольга Галушина.

Кроме того, в декабре 2017 г. Tele2 объявил о запуске собственной платформы MVNE, которая позволит любым сторонним компаниям создавать собственных виртуальных мобильных операторов на базе сети Tele2. "С помощью новой MVNE-платформы мы поставим создание MVNO на конвейер. MVNE-платформа сильно упрощает процесс создания виртуальных операторов и позволяет запускать проекты даже небольшим компаниям или персоналиям - например, футбольным клубам, супермаркетам, телешоу или блогерам. Это реалии не столь далекого будущего. Таким образом, MVNO - новое бизнес-направление с хорошей экономикой и выручкой с перспективой на ближайшие пять лет", - резюмировали в Tele2.

Кроме того, MVNE - одно из основных направлений развития для оператора МТТ (ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком"), и в 2018 г. компания намерена продолжить запуск партнерских проектов в различных рыночных сегментах. "Сейчас в работе уже несколько новых контрактов для операторского рынка и корпоративных заказчиков. В планах компании, соответственно, и в дальнейшем дорабатывать существующую платформу в соответствии с требованиями рынка и обеспечивать партнеров всеми возможностями для запуска их проектов", - сообщила корреспонденту ComNews пресс-секретарь МТТ Дарья Лютцау.

По ее словам, преимуществом MVNE-платформы МТТ является ее независимость и адаптация под потребности каждого клиента и под каждый проект. "Для "1С" мы реализовали MVNO как инструмент верификации пользователей через SIM-карты, для MCN Telecom обеспечили мобильную архитектуру для FMC, для проекта Virgin Connect и Tele2 мы предоставили виртуальную выделенную среду, а с "АлмаТел" проработали решение для массового сегмента, где мобильная связь - это элемент универсального домашнего оператора. Именно эта гибкость и позволяет МТТ быть инкубатором MVNO, запускать проекты в кратчайшие сроки", - сказал представитель МТТ. "Тренд таков, что уже сегодня мы видим, как социальные сети, банки, музыкальные бренды запускают собственные MVNO, и тенденция в дальнейшем будет только усиливаться. С точки зрения МТТ, на текущий момент финансовый и ИT-сектор находятся в авангарде этой тенденции", - заключила Дарья Лютцау.

Напомним, что на сетях Tele2 MVNO также запустили ПАО "Ростелеком", Тинькофф Банк ("Тинькофф Мобайл"), а также Сбербанк ("Поговорим"). Банковские MVNO стали трендом прошлого года. Помимо Тинькофф Банка и Сбербанка о запуске виртуального мобильного оператора объявлял также и банк "Открытие". Никто из вышеперечисленных банков не ответил на запрос корреспондента ComNews.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын прогнозирует, что лидерами рынка банковских MVNO в 2018 г. будут Тинькофф Банк и Сбербанк. По его оценкам, 1 января 2018 г. абонентская база "Тинькофф Мобайл" уже насчитывала 29 тыс. активных (то есть сделавших хотя бы один звонок) абонентов. "В 2018 г. их количество может превысить миллион. А по итогам трех лет работы MVNO "Тинькофф Мобайл" может рассчитывать на 5 млн клиентов", - отметил представитель "Финама". При этом, как заметил Леонид Делицын, конвергенция банковских услуг и услуг мобильной связи продолжится, однако у средних и малых банков нет преимуществ при запуске MVNO, поскольку у них не так много клиентов. Поэтому MVNO будут запускать только банки с наибольшей клиентской базой.

"По нашим оценкам, в 2018 г. ни один из банковских виртуальных операторов не приблизится по численности абонентской базы к лидеру рынка, а ранжировать их в их собственной узкой нише мы не видим смысла, тем более что список претендентов на место лидера будет расширяться", - сказал директор департамента телекоммуникационных услуг J`son & Partners Consulting Кирилл Кучеров.

По его словам, рынок MVNO в России, по сути, до сих пор находится в зачаточном состоянии. Эксперт отметил, что значимой абонентской базой обладает только МГТС. "Среди телеком-компаний темпы роста количества виртуальных операторов и их абонентской базы в 2018 г. будут выше, чем у банков", - дали прогноз в J`son & Partners Consulting.

Как заметил в разговоре с корреспондентом ComNews старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич, фактически в 2017 г. рынок банковских MVNO только стартовал. "Необходимо посмотреть, насколько банковским MVNO удастся быть конкурентоспособными, а также на окупаемость данных сервисов, что зависит не только от работы оператора, но и от возможности банка получать дополнительный доход от абонентов через банковские сервисы. То есть необходим синергетический эффект между оператором и банком", - заключил он.