© ComNews
22.03.2018

Агентство Data Insight прогнозирует в первой половине 2018 г. размер выручки в 31-32 млрд руб. на онлайн-рынке медицинских товаров. Эксперты агентства отметили, что сдерживающим фактором развития рынка онлайн-торговли медицинскими товарами сегодня является федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (№61-ФЗ).

Как уточнил корреспонденту ComNews аналитик Data Insight Сергей Авагян, законодательная ситуация к концу 2017 г. принципиально не изменилась. "Прогноз по выручке на первую половину 2018 г. - 31-32 млрд руб. Так как на рынок сегодня влияет очень много факторов, большинство которых непрогнозируемы, то прогнозы на более долгий период мы дать не сможем", - сказал он.

По словам аналитика Data Insight, сдерживающим фактором развития рынка онлайн-торговли медицинскими товарами является федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". При этом драйверами роста в текущем году станут возможное снятие ограничения в 2018 г., рост интереса аптечных сетей к интернет-торговле, развитие онлайн-каналов продаж, а также увеличение в ассортименте количества нефармацевтических товаров, что способствует увеличению среднего чека. Среди трендов рынка аналитики агентства назвали частоту покупок и объем денег, потраченных на домашнее потребление лекарственных препаратов. Помимо этого, добавили аналитики, повышается доля онлайн-покупателей в категории медицинских товаров.

Кроме того, агентство опубликовало исследование онлайн-рынка медицинских товаров за период с июля 2016 г. по июнь 2017 г. Так, в российских интернет-магазинах медицинских товаров было оформлено 9,8 млн заказов на сумму 23,7 млрд руб. Средний чек составил 2,4 тыс. руб. Как уточнили в Data Insight, в исследовании рассматривались медицинские товары фармацевтики, медицинской техники, оптики (очки и линзы), а также товары для здоровья (БАДы). Аналитики Data Insight построили статистику по количеству заказов и объему продаж на основе данных 1000 крупных российских интернет-магазинов. Для подсчета количества заказов использовались результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе.

"При определении используемых интернет-магазинами сторонних сервисов использовался метод автоматического парсинга, после которого проводился дополнительный ручной разбор в спорных случаях", - добавили в агентстве.

Согласно исследованию, в первом полугоднии прошлого года количество онлайн-заказов в интернет-магазинах медицинских товаров выросло на 35% относительно первого полугодия 2016 г. "За тот же период времени сумма онлайн-продаж увеличилась на 33%. То есть средний чек немного упал", - отметили аналитики Data Insight.

Как отметили эксперты агентства, 54 интернет-магазина медицинских товаров входят в топ-1000 российских онлайн-ретейлеров. "Из них 45% - онлайн-аптеки. По количеству заказов онлайн-аптеки занимают 85% сектора медицинских товаров, а по выручке - 60%. За счет высокого среднего чека 30% от объема выручки приходится на интернет-магазины медицинской техники", - рассказали в Data Insight. Доля Apteka.ru в заказах среди интернет-магазинов медицинских товаров из топ-1000 занимает 48% рынка. Кроме того, в топ-3 помимо Apteka.ru вошли Zhivika.ru (9% от всего рынка) и Aptekaforte.ru (5%).

В агентстве сообщили, что покупатели чаще используют смартфоны и планшеты для посещения интернет-магазинов медицинских товаров. Только 42% трафика этих сайтов приходится на стационарные компьютеры и ноутбуки. При этом больше половины переходов на сайты интернет-магазинов дает органический поиск (60%), 14%  - это переходы по ссылкам, 13% - прямые переходы, лишь 8% приходится на платный поиск, 4% - на переходы из email-рассылок.

"На данный момент согласно законодательству РФ продажа медикаментов через Интернет запрещена. У покупателей есть возможность заказать необходимые лекарства в Интернете, а потом самим забрать их в аптеке. В 2018 г. Госдума по плану рассмотрит законопроект, согласно которому торговать в розницу через Интернет смогут аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность. Кроме того, будет введен запрет на дистанционную торговлю рецептурными препаратами, наркотическими и психотропными средствами", - заметили аналитики Data Insight.

Эксперты агентства пояснили, что в случае принятия закона, разрешающего дистанционную торговлю медикаментами, заниматься онлайн-продажами смогут только уже официально работающие офлайн-аптеки. "Согласно ст.52 ФЗ "Об обращении лекарственных средств", открыть аптеку могут как общества - ООО, ПАО, ЗАО, так и индивидуальные предприниматели. Однако индивидуальный предприниматель, решивший зарегистрировать аптеку на свое имя, должен иметь диплом провизора или фармацевта", - добавили в Data Insight.

Напомним, что весной прошлого года ПАО "Аптечная сеть 36,6" и Ozon.ru запустили совместный проект продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в России. Так, товары можно забронировать как на сайтах группы 36,6, так и на площадке Ozon.ru. Оплата и выдача заказа производится в любой из аптек, находящихся под управлением "Аптечной сети 36,6" (см. новость ComNews от 1 марта 2017 г.). Отметим, что, по оценкам Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента, в 2017 г. рынок лекарственных препаратов в России составил 1,2 трлн руб., из которых 60% приходится на рецептурные препараты.

Статьи по теме