Алексей Каменев, руководитель продукта "Сервис-монитор" компании "Роспартнер"
Алексей Каменев,
руководитель продукта "Сервис-монитор" компании "Роспартнер"
13.06.2018

Сегодня среди компаний распространена такая услуга, как аутсорсинг. С 1980-х годов существует аутсорсинг в сфере информационных технологий. Сегодня можно наблюдать за тем, как компании активно внедряют IT-инфраструктуру и IT-сервисы, рассматривая IT как стратегическую функцию предприятия, которая заслуживает инвестиций во внутренние кадровые ресурсы и их вовлечение в различные бизнес процессы.

Рынок IT-услуг меняется с такой скоростью, что даже опережает потребности клиентов. Решение о том, следует ли реализовывать IT-услуги собственными внутренними структурами или отдавать на аутсорсинг внешним профессиональным командам, всегда сложное. Появляется вопрос: каким же компаниям следует отдавать IT-услуги на аутсорсинг? И какие критерии следует учесть? Из своего опыта работы расскажу об особенностях ИТ-аутсорсинга, его преимуществах и недостатках. А следовать этому тренду или нет - решение останется за вами.

Возьмем для примера компании среднего размера. Какие IT-функции играют наиболее важную роль в этих организациях? Во-первых, это инфраструктурные услуги центра обработки данных. Однако услуги SааS и облачные модели предоставления вычислительных услуг продолжают наращивать долю рынка. Традиционный собственный ЦОД становится не единственным решением и уже не таким необходимым, как раньше. Во-вторых, это разработка и внедрение IT-продуктов (ERP, CRM, базы данных, порталы), без которых не обойтись любой IT-компании. В-третьих, это поддержка пользователей (горячая линия). Здесь средства автоматизации (контекстное самообслуживание, боты) быстро внедряются в повседневные бизнес-процессы и заметно уменьшают нагрузку на персонал службы поддержки, меняя спектр задач по аутсорсингу.

В последнее время у заказчиков наблюдается интерес к внедрению облачных решений и перенесению существующей инфраструктуры в облако; противоположно направленный тренд усиления информационной безопасности и усиления контроля за всеми видами данных предприятия; аутсорсинг непрофильной деятельности; электронные платежи и альтернативные финансовые решения (топливные карты, карты лояльности и т.д.). Разработка систем отходит на второй план, возрастает тренд сервисных решений (SaaS, PaaS, IaaS).

Так какая же обратная сторона медали у IT-аутсорсинга?

Теперь, когда мы имеем представление о функциях IT-специалиста, предлагаю поразмышлять о преимуществах IT-аутсорсинга.

Оптимизация операционных затрат. Аутсорсинг любой функции внутри организации снижает риск затрат, связанный с наймом сотрудников для выполнения этой функции. Снижается неточность в сроках выполнения задач. Можно получить временные и финансовые преимущества при заказе разработки необходимого типового программного обеспечения у поставщика услуг по аутсорсингу.

Высвобождение внутренних ресурсов. Если информационные технологии не являются основой продукта или услуги предприятия, то имеет смысл передать IT-функции на аутсорсинг и освободить собственные ресурсы для ключевых внутренних производственных функций и затем инвестировать средства в процессы, связанные с вашим продуктом или услугой.

Привлечение экспертов. Аутсорсинг имеет смысл, когда компания нуждается в команде IT-специалистов высокого уровня для реализации сложных амбициозных задач в прогнозируемые сроки. IT-аутсорсинговые фирмы "хантят" в конкурентной среде, нанимают и стараются удержать самых лучших и самых эффективных IT-специалистов и таким образом передают эту экспертизу в проекты компании (клиента).

Снижение рисков. Применение новых технологий и внедрение IT-решений для ведения бизнеса могут быть не прогнозируемо дорогостоящими. Поставщики IT-аутсорсинга работают с множеством клиентов, накапливают опыт, придерживаются лучших практик в IT-индустрии и применяют передовое программное обеспечение, что помогает снизить риски для вашей компании.

Конкуренция с лидерами. IT-аутсорсинг может помочь малой компании получить доступ к передовым технологическим ресурсам. Это позволит заложить фундамент для конкуренции с более крупными компаниями. Передовые аутсорсинговые IT-решения могут быть ресурсами, к которым компания иначе не смогла бы получить доступ, так как порог стоимости внедрения и сопровождения может быть очень высок. Это обстоятельство может создать более широкое поле в конкурентной борьбе между крупными и малыми компаниями.

Что же касается недостатков в сфере IT-аутсорсинга, то их количество значительно меньше, но они также имеют место быть. Выбирая заказчика, взвесьте все за и против, посмотрите предыдущие кейсы, их результативность и эффективность. Особенно обращайте внимание на эти пункты:

Правильный выбор поставщика. Довольно сложно найти на рынке аутсорсинга поставщика в IT. Поскольку от IT зависит большинство бизнес-процессов в современной организации. Нужно найти такого поставщика, который соответствует вашим специфическим потребностям и подходит корпоративной культуре компании.

Потеря контроля. Даже когда вы полностью передаете IT-услуги на аутсорсинг, вы не можете (и никогда не должны) терять обратную связь с IT-функцией. Вашей компании понадобится сотрудник, который хорошо знаком с IT-инфраструктурой, процессами, понимает связь IT-услуг и бизнес-процессов и внимательно следит за поставщиком IT-аутсорсинга.

Время простоя. Надежный поставщик IT-аутсорсинга будет иметь план в рамках SLA для быстрого реагирования на инциденты, и, тем не менее, в его приоритетах могут быть потребности большего по размеру и бюджету клиента, что будет приводить к оттягиванию его ресурсов на "более критические проблемы", увеличивая время на устранение инцидентов в небольших компаниях-клиентах.

Знание устройства сети. Собственные IT-специалисты будут более осведомлены об устройстве сети своей компании. Если поддержка сети передается на аутсорсинг, то поставщику потребуется время, чтобы изучить все особенности сети и проводить быстрый root-cause-analysis - поиск первопричин инцидентов.

Взаимодействие сотрудников. Хорошо, когда аутсорсинговый IT-поставщик закрепляет одних и тех же инженеров за компанией (клиентом) и направляет именно их, когда есть необходимость в очном присутствии. Но зачастую к клиенту будут приходить разные люди. Это означает, что сотрудники компании (клиента) не всегда смогут выстраивать долгосрочные рабочие отношения с персоналом поставщика.

Безопасность и ответственность. Привлечение сторонней организации может вызвать вопросы по обеспечению конфиденциальности информации и степени ответственности поставщика за влияние IT-услуг на успешность основной производственной деятельности. Эти вопросы нужно решить с поставщиком в начале всех договоренностей, как он будет защищать конфиденциальные данные, включая информацию о сотрудниках и перспективных продуктах компании клиента.

Теперь, когда мы взвесили все плюсы и минусы IT-аутсорсинга, собрали референсы поставщиков - вы можете принять обоснованное решение. Основные рекомендации клиенту: всегда оставаться соавтором создаваемых решений, иметь и ставить четкие цели, быть в курсе всего, налаживать прозрачный процесс управления проектом с регулярными отчетами, требовать полного документирования создаваемых программных продуктов и инструкций к их применению. Важно помнить, что низкая цена не является индикатором хорошего качества услуги. Нет канонического правила, просто нужно трезво оценивать, что подходит вашему бизнесу.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты