© ComNews
13.06.2018

Российский рынок в сегментах IaaS/PaaS вырос на 25% по итогам 2017 г. Об этом свидетельствуют данные исследования J’son & Partners Consulting. Около половины рынка по выручке занимают российские провайдеры, предлагающие сервисы IaaS и PaaS в дополнение к традиционным услугам коммерческих ЦОДов. Однако по клиентской базе лидируют российские специализированные провайдеры IaaS/PaaS, что свидетельствует о разном позиционировании в горизонтальном разрезе рынка. Эксперты J’son & Partners Consulting ожидают, что в следующие три-пять лет рынок IaaS/PaaS будет расти в среднем на 23-25% в год. При этом больше трети прироста будет обеспечено за счет сегмента микро- и малых предприятий.

Под IaaS (Infrastructure as a Service) в исследовании J’son & Partners Consulting понимаются услуги предоставления виртуальных серверов в формате облачного сервиса. При этом в исследуемый объем рынка IaaS эксперты включают и услуги PaaS (Platform as a Service). Аналитики рассматривают только публичную модель предоставления IaaS, за исключением гибридных и частных. Опрос проводился в январе-феврале 2018 г. среди основных игроков рынка IaaS/PaaS.

По оценке J'son & Partners Consulting, в 2017 г. рынок IaaS/PaaS вырос на 25%. Однако в 2016 г. рост рынка составил 34%, а в 2015 г. - 87%. "Налицо замедление темпов роста клиентской базы. Динамика рынка в денежном выражении близка к динамике роста клиентской базы. Несколько меньшие темпы роста рынка в денежном выражении относительно темпов роста клиентской базы связаны со снижением в 2014-2017 гг. общего ARPU", - делают выводы аналитики.

Выяснилось, что по доле выручки в 2017 г. 52% рынка занимают российские провайдеры, предлагающие сервисы IaaS и PaaS в дополнение к традиционным услугам коммерческих ЦОДов, такие как colocation (услуга позволяет клиентам компании разместить свое оборудование в коммерческом дата-центре) и dedicated (вид хостинга, при котором клиенту целиком предоставляется отдельная физическая машина). 32% рынка приходится на специализированных глобальных провайдеров IaaS, а 17% - на специализированных российских провайдеров IaaS.

Самая большая клиентская база у российских специализированных провайдеров IaaS/PaaS - 48,1%. Промежуточное положение и по выручке, и по клиентской базе занимают глобальные специализированные провайдеры IaaS/PaaS - 42,2%. 10% приходится на российских провайдеров, развивающих направление IaaS в дополнение к colocation. "Разница в долях этих трех типов игроков по выручке и абонентской базе говорит о том, что каждый из типов игроков имеет свое выраженное позиционирование в горизонтальном разрезе рынка - по размеру компаний-потребителей", - отмечается в отчете.

Если говорить об отраслевой структуре пользователей, то, по данным J'son & Partners Consulting, в 2017 г. более 75% компаний - пользователей IaaS/PaaS относились к торговле и сфере услуг. В прошлом году 39% приходилось на торговлю, 20% - на телеком, 16% - на услуги (за исключением финансовых и телекоммуникационных), 8% - на промышленность и ТЭК, 7% - на госуправление, 4% - на финансовые организации, 3% - на транспорт и по 1% - на строительство и сельское хозяйство. "Эта структура стабильна - за период 2014-2017 гг. не было отмечено существенных изменений. Особенностью российского рынка IaaS/PaaS в отраслевом разрезе является высокая доля финансовых организаций, которая для развитых рынков с высоким уровнем проникновения обычно не превышает 5%", - замечают аналитики.

Говоря о горизонтальной сегментации рынка, стоит отметить, что сегмент компаний-пользователей с наименьшим средним чеком (микропредприятия) прирастает увеличением количества пользователей, в то время как сегмент пользователей с наиболее высоким средним чеком (средние и крупные предприятия) растет в основном за счет увеличения объема использования IaaS и, как следствие, роста среднего чека.

В отчете уточняется, что к провайдерам, развивающим IaaS/PaaS в дополнение к colocation относятся в основном подразделения крупнейших российских системных интеграторов, повторяющие позиционирование своей материнской компании. "Фактически IaaS/PaaS для них - это элемент работы с крупнейшими российскими компаниями-заказчиками в рамках традиционного бизнеса системной интеграции, когда для размещения ИТ-систем заказчика используется не только ИТ- и инженерная инфраструктура заказчика, но и инфраструктура системного интегратора - в виде colocation/dedicated и гибридных облаков IaaS/PaaS", - поясняют эксперты J’son & Partners Consulting.

Противоположным позиционированием обладают российские специализированные провайдеры IaaS/PaaS, изначально определяющие себя исключительно как провайдеры облачных сервисов для всех сегментов рынка. Они в основном рассчитывают на сегменты микро- и малых предприятий.

Третья группа - это глобальные специализированные провайдеры IaaS/PaaS, работающие в сегментах крупных, средних и малых предприятий. "Особенность именно российского рынка, дающая этому типу игроков "ноль" в сегменте микропредприятий в России, состоит в том, что относительно основного регионального рынка IaaS/PaaS - североамериканского, в России горизонтальная сегментация смещена на ступень вниз. То есть ARPU крупного предприятия в России соответствует ARPU среднего предприятия в США, малого - микропредприятию, а сегмент микропредприятий в России вообще не имеет ценовых аналогов в Северной Америке. Поэтому тарифная сетка глобальных провайдеров не оптимальна для российских микропредприятий, и этот сегмент практически полностью занят российскими специализированными IaaS-провайдерами, предлагающими более подходящие для российских микропредприятий тарифы", - разъясняют в исследовании эксперты.

Аналитики замечают, что несмотря на ужесточение российского законодательства в отношении глобальных провайдеров IaaS/PaaS, не имеющих инфраструктуры на территории РФ, за период 2015-2017 гг. они смогли нарастить свою долю в своем целевом на российском рынке сегменте - малых предприятиях. Помимо этого, глобальные провайдеры вместе со специализированными российскими IaaS-провайдерами отобрали почти треть рыночной доли в сегменте крупных предприятий у "IaaS-дочек" системных интеграторов, для которых сегмент крупных предприятий представляет их традиционную вотчину.

Наряду с объемом выручки и количеством пользователей ключевым показателем развития рынка является уровень проникновения. По итогам прошлого года общий уровень проникновения IaaS/PaaS в России пока остается низким - 2,3%, то есть в 10 раз ниже минимального целевого уровня проникновения. Хотя в сегменте крупных и средних предприятий проникновение почти в восемь раз выше среднего и составляет 16%. "Столь значительная разница в уровне проникновения свидетельствует об отсутствии на рынке адекватного по соотношению цена/функционал/SLA предложения для компаний - пользователей с низким средним чеком. Также это говорит о наибольшем потенциале роста именно в этом сегменте", - делают выводы аналитики J'son & Partners Consulting.

Подводя итоги, в J’son & Partners Consulting отмечают, что в абсолютном выражении основным драйвером роста российского рынка IaaS в период 2014-2017 гг. выступали крупнейшие компании - потребители IaaS. Они для обеспечения части роста нагрузки на свою вычислительную инфраструктуру использовали аренду площадей коммерческих дата-центров (colocation) и расположенные в этих же ЦОДах условно-публичные облака IaaS/PaaS.

При этом, как прогнозируют аналитики, несмотря на то что потенциал развития гибридных инфраструктур крупных компаний остается очень высоким, до 36% роста рынка в деньгах к 2022 г. будет обеспечено малыми и микропотребителями.

Эксперты обращают внимание на то, что модель использования IaaS/PaaS крупнейшими клиентами предполагает сохранение традиционной модели использования ИТ как вспомогательного, внутреннего инструмента. Потребление же со стороны малых и микроклиентов подразумевает два варианта: аналогичный крупным, только в меньшем масштабе, и принципиально иной - когда IaaS/PaaS является не частью корпоративной ИТ-инфраструктуры заказчика, а частью продукта заказчика, образуя таким образом экосистему, "производящую" B2B2X-продукт. То есть речь идет о предоставлении провайдером IaaS/PaaS виртуальных машин (контейнеров) различной конфигурации, оптимизированных под потребности конкретного приложения, потребляемого конечным пользователем уже в формате SaaS, где IaaS/PaaS является частью (компонентом) прикладного SaaS.

Основными препятствиями для полноценной реализации ключевых драйверов рынка J’son & Partners Consulting видят в относительно небольшом масштабе бизнеса российских провайдеров IaaS/PaaS, а также крайне ограниченный опыт peer-to-peer-взаимодействия игроков рынка.

При этом сегмент, как замечают эксперты, IaaS/PaaS находится на начальном этапе развития и является одним из наиболее перспективных на российском рынке облачных сервисов. По прогнозу J’son & Partners Consulting, количество абонентов в ближайшие три-пять лет будет расти в среднем на 23-25% в год. Наибольший рост будет наблюдаться в регионах страны. При этом конкурентный ландшафт рынка в период 2018-2022 гг. продолжит претерпевать значительные изменения: доля IaaS-подразделений системных интеграторов будет сокращаться, а доля специализированных глобальных провайдеров IaaS/PaaS - расти; специализированные российские IaaS/PaaS-провайдеры также улучшат свои позиции.

Директор по развитию облачных услуг компании "Крок" (ЗАО "Крок инкорпорейтед") Максим Березин согласен с прогнозами J’son & Partners Consulting по росту рынка IaaS/PaaS. При этом компании среднего сегмента будут шире использовать облачные ресурсы, выходя за рамки классического IaaS и PaaS.

"Мы уже наблюдаем такую тенденцию среди наших заказчиков. Например, растет спрос со стороны digital-компаний, предоставляющих сервисы конечным пользователям. Такие онлайн-сервисы, как "Туту.ру", используют облако для запуска новых продуктов и сокращения сроков запуска виртуальных серверов. Компания использует облако "Крок", которое мы предлагаем как наиболее близкий аналог Amazon Web Services в России. И в отличие от зарубежных сервисов пользователям доступна техподдержка и интерфейс на русском языке. В целом мы ожидаем сохранение динамики облачного бизнеса с приростом до 35-40% в год", - говорит Максим Березин.

Замедление роста рынка IaaS/PaaS специалист "Крок" объясняет тем, что меняется характер конкуренции. "Раньше облачные провайдеры в основном работали с компаниями, с которыми сотрудничали исторически. Сейчас на рынке происходит переток или переманивание бизнес-заказчиков одного провайдера к другому. Это ведет к снижению тарифов и меняет структуру рынка", - поясняет он.

Говоря о драйверах и барьерах рынка IaaS/PaaS, Максим Березин отметил, что в первую очередь выросло доверие к облаку среди крупных заказчиков. "Компании охотнее переносят в облако ключевые бизнес-системы или полностью запускают бизнес на основе виртуальной инфраструктуры. Такой тренд характерен для ретейла, банков и сервисных приложений", - перечисляет он. С другой стороны, последствия блокировок и требования законодательства о персональных данных стимулируют бизнес переходить в российские облака и использовать альтернативные модели, такие как Hardware as a Service.

Руководитель облачного провайдера "Техносерв Cloud" Никита Дергилев обращает внимание на то, что на рынке облаков динамичнее всего растет сегмент IaaS. "Причина, как мне кажется, в том, что постепенный рост доверия к облакам привел к переносу в облако бизнес-критичных систем крупных предприятий, которые раньше размещались на собственном оборудовании", - говорит он. По прогнозам Никиты Дергилева, этот сегмент будет лидировать по темпам роста как минимум ближайшие три года. 

Как ожидает Никита Дергилев, для большинства заказчиков нормой станет использование облачных сервисов нескольких провайдеров (сочетание IaaS, нескольких SaaS и PaaS). "По опыту заказчиков "Техносерв Cloud" мы видим, что есть компании, для которых это уже норма. Например, сначала в облако могла быть переведена корпоративная почта на несколько сотен пользователей и выполнена ее интеграция с ИТ-ланшафтом, затем ИТ для тестов обновления систем стали использовать IaaS другого провайдера, далее в компании начали процесс перехода на SAP HANA, которую также можно получить из облака, - и вот у компании уже три разных облачных провайдера. Все это надо сопровождать, централизованно управлять доступностью, стоимостью, потреблением ресурсов. Поэтому основной проблемой в самое ближайшее время станет интеграция облачных сервисов друг с другом", - отмечает специалист "Техносерв Cloud".

Директор по связям с общественностью Selectel Александр Вечерский полагает, что российский рынок IaaS продолжит демонстрировать высокие темпы роста. По его словам, фундаментальные угрозы, способные переломить этот тренд, не обозначились.

"Общая цифровизация - не только бизнеса, но и государственных институтов, и социальной сферы - положительно сказывается на состоянии рынка IaaS. Даже традиционно отдаленные от новейших технологий организации постепенно признают эффективность облачных решений. Стоимость владения инфраструктурой, ее гибкость и защищенность, скорость вывода продуктов на рынок волнуют клиентов в России не меньше, чем в других странах", - говорит представитель Selectel.

Генеральный директор сети дата-центров 3data Илья Хала видит основным драйвером развития IaaS и PaaS увеличение добавленной стоимости облачных сервисов для клиента по сравнению с арендой оборудования и покупкой оборудования в лизинг. По его словам, облачные сервисы становятся более доступными, функциональными и удобными. "Уже сейчас клиент может получить любой объем облачных ресурсов немедленно, без ожидания и предоплаты. Доступ к ресурсам осуществляется через простой и понятный веб-интерфейс. Любые операции с ресурсами можно выполнять самостоятельно без обращения к менеджерам и инженерам провайдера. При этом клиенту сразу доступны дополнительные функции, такие как программно-аппаратный firewall, система мониторинга, резервное копирование, балансировщик нагрузки и др., большинство из которых предоставляются бесплатно. Все управляется через тот же самый простой веб-интерфейс и так же автоматизировано. В результате время развертывания систем клиента сокращается на несколько месяцев. Накладные расходы на развертывание систем снижаются. Можно больше времени уделить сути задач и бизнес-целям, меньше отвлекаясь на технические аспекты решения", - отмечает он.