© ComNews
19.07.2018

Госкорпорации "Ростех" и "Росатом" создают совместное предприятие, которое будет заниматься разработкой системы управления полным жизненным циклом изделия (product lifecycle management, PLM-системы). Создаваемое программное обеспечение позволит в цифровом виде планировать и разрабатывать продукт до производства, поддерживать его работу и утилизировать, когда придет срок. Кроме того, использование системы даст возможность гибко менять параметры продукции, управлять кадрами и финансовыми ресурсами предприятия и планировать осуществление маркетинговых функций.

Директор НЦИ госкорпорации "Ростех" по R&D Александр Ануфриенко рассказал корреспонденту ComNews, что совместное предприятие "Ростеха" и "Росатома" будет зарегистрировано до конца этого года. В настоящий момент формируется его организационная структура.

Создавать PLM-систему со стороны "Росатома" будет Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), а со стороны "Ростеха" - Национальный центр информатизации (НЦИ). Основные аспекты разработки возьмет на себя РФЯЦ-ВНИИЭФ. Согласно планам, разработка системы займет около пяти лет.

Финансировать проект будут как из бюджета (субсидии Минпромторга РФ), так и внебюджетными средствами. Частные инвестиции в проект могут составить около 30% от общей суммы вложений. "Инвестиции планируется привлечь со стороны частных инвесторов и компаний, заинтересованных в промышленной эксплуатации системы. Кроме того, может быть привлечен механизм банковского кредитования", - сообщил Александр Ануфриенко. На проект рассчитывают выделить около 5 млрд руб.

Предполагается, что потребителями нового ПО станут в первую очередь предприятия ОПК. Представитель НЦИ пояснил, что на первом этапе программный продукт будет использоваться для нужд компаний, входящих в госкорпорации ("Ростех" и "Росатом"), а также для кооперации между холдингами и отдельными компаниями в контурах корпораций. Однако в перспективе разработчики не исключают предложения продукта на внешние рынки.

Александр Ануфриенко уверен, что потребность в подобном продукте есть. Это подтверждается количеством компаний, которые готовы пилотировать создаваемые компоненты будущего продукта на самых ранних стадиях, равно как и закупать в дальнейшем готовый продукт. "ПО будет создаваться в соответствии с запросами рынка для реального применения на предприятиях", - добавил он.

Ключевыми преимуществами создаваемой отечественной системы перед зарубежными аналогами, по словам Александра Ануфриенко, являются ее киберзащищенность и отсутствие программных "закладок". Кроме того, создаваемая система является масштабируемой и адаптируемой к особенностям предприятия, на котором она устанавливается. Другим преимуществом он назвал возможность ее интеграции с различного рода ИТ-системами, уже работающими на предприятиях.

Представитель НЦИ также обращает внимание на стоимость сервиса и технической поддержки будущего российского продукта. "Зачастую при установке зарубежных аналогов техническая поддержка и наладка являются дорогостоящими и трудоемкими процессами", - поясняет Александр Ануфриенко.

"Применение таких систем повысит конкурентоспособность продукции в масштабах всей страны и на мировом рынке, а также упростит функцию надзора и контроля со стороны Минпромторга России", - рассказали в "Ростехе".

"При разработке программного продукта подобного класса приходится учитывать не только текущие потребности, но и прогнозировать будущие, а для этого необходимо активно взаимодействовать с рынком и понимать его актуальные запросы. Нам придется успевать за технологическими трендами, постоянно корректировать требования к разработке, чтобы создаваемые нами ИТ-продукты соответствовали ожиданиям быстроменяющегося рынка. Для повышения эффективности коллективной распределенной разработки необходимо создать единую интегрированную среду с учетом критически важных требований информационной безопасности. Другими словами – предстоит масштабная, сложная работа с использованием современных (гибких подходов) разработки ПО", - отмечает директор по цифровизации госкорпорации "Росатом" Екатерина Солнцева.

Напомним, что в апреле 2018 г. стартовала программа цифровой трансформации "Росатома". Госкорпорация стремится к внутренней цифровизации, развитию собственных цифровых продуктов, внедрению и апробации их на своих предприятиях и выводу на внешние рынки. В добавление ко всему "Росатом" является центром компетенций направления "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". В рамках этого направления "Росатом" поддерживает поисковые, прикладные исследования в области цифровой экономики, обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.

Источник, знакомый с ситуацией, сообщил ComNews, что проект разработки PLM-систем силами "Росатома" уже стоял на повестке дня три-четыре года назад, но тогда не нашлось средств. По его словам, вместе с "Ростехом" шансов на получение денег стало больше.   

Собеседник ComNews видит проблему в том, что разработка такого сложного проекта требует пять-семь лет и больше. "Если разрабатывать ПО на грант государства, то можно заранее сказать, что уже через год проект не будет полностью соответствовать утвержденному техническому заданию (ТЗ), а через пять лет результат будет полностью ему не соответствовать. Поскольку от разработчиков потребуют соответствие ТЗ, у разработчика будет огромный риск проблем с правоохранителями", - предостерегает он.

Другую проблему собеседник ComNews видит в том, что это будет не рыночный продукт, а чисто российский и государственный, следовательно, он будет ориентирован на сравнительно небольшой рынок госсектора России. Соответственно, у него не будет возможности на развитие в условиях мировой конкуренции.

Собеседник ComNews в качестве примера успешного российского применения PLM-систем назвал проект "Кортеж". По его мнению, PLM - это критическая технология. "Ее либо вам не дадут из-за санкций, либо прекратят продление лицензии, либо будут копировать или ломать ПО через уязвимости. Без своей PLM  мы легко можем отстать в современных вооружениях", - отмечает он. 

Председатель Совета директоров компании "Аскон" Александр Голиков среди основных поставщиков решений инженерного ПО на протяжении последних 10 лет для российской промышленности называет "Аскон" (Россия), Siemens PLM (Германия/США), PTC (США), Autodesk (США), SolidWorks (США), Dassault Systemes (Франция).

Лидирующую позицию на российском рынке PLM-систем, по приблизительным оценкам Александра Голикова, занимает компания Siemens PLM. Долю "Аскон" он оценивает в 15-20%. "Кроме PLM-комплекса от консорциума "РазвИТие" (объединение отечественных ИТ-разработчиков — компании "Аскон", НТЦ "АПМ", ТЕСИС, ADEM и ЭРЕМЕКС) есть T-Flex PLM от компании "Топ Системы", - добавляет Александр Голиков. - К сожалению, данных по выручке и поставленным лицензиям "Топ Системы" не публикуют. По косвенным данным их доля рынка — в диапазоне 2-3%". Таким образом, общая доля российского PLM ПО составляет приблизительно в 20-25%.

Представитель компании "Аскон" замечает, что для производства высокотехнологичного ПО (а масштабируемое PLM — это весьма сложное ПО) отвечают сотни и тысячи квалифицированных аналитиков, программистов, тестировщиков, специалистов поддержки, специалистов по проектам внедрения ИТ-систем на предприятиях и так далее. "Это сотни и тысячи (в перспективе — десятки тысяч) квалифицированных рабочих мест в разработке и поддержке сложного ИТ-продукта. Это остающаяся внутри страны выручка за ПО и услуги, это налоги в бюджет от компаний разработчиков, это запрос на новых ИТ-специалистов для вузов и колледжей. Это часть инженерно-технической и ИТ-интеллигенции, которая способна делать сложнейшие проекты и двигать страну вперед. Именно страну, а не отдельные ИТ- компании", - перечисляет он.

Говоря о продукте Росатома и Ростеха, Александр Голиков сказал, что поддерживает задачи ускоренной цифровизации промышленности. Однако он с осторожностью относится к созданию госпродуктов. "Зачастую они дорогие (это показывает как российский, так и глобальный опыт), а сбалансированные по функциональности и цене качественные ИТ- решения создаются коммерческими компаниями. С большой долей вероятности результатом становятся не рыночные продукты, а макеты или решения, работающие только на предприятии — разработчике. В итоге за первыми 5 миллиардами могут последовать следующие 5-10. Стратегия развития существующих рыночных продуктов — оптимальна: она дешевле и дает гарантированный результат при ежегодных контрольных точках", - рассуждает Александр Голиков.

Главный редактор TAdviser.ru Александр Левашов обратил внимание на то, что "Росатом" занимается разработкой инженерного программного обеспечения под брендом "Цифровое предприятие" уже несколько лет, привлекая к этой деятельности наиболее известного отечественного производителя таких решений - компанию "Аскон". По мнению эксперта, СП "Росатома" и "Ростеха" позволит значительно расширить объем заказов на создаваемые продукты за счет крупных предприятий, входящих в "Ростех".

По данным TAdviser, значительную долю отечественного рынка PLM-систем занимают иностранные поставщики - Siemens, Autodesk, PTC, Intergraph, Dassault Systemes. Среди российских, помимо "Аскона", можно выделить "Нанософт".

"Без PLM сегодня невозможно представить ни одно производственное предприятие, выпускает оно самолеты или крепежную арматуру для них. Учитывая тренды "Индустрии 4.0", востребованность PLM будет расти, поэтому наличие собственных продуктов этого класса очень важно", - говорит Александр Левашов.

Директор Центра виртуальной реальности компании КРОК Илья Симонов сообщил, что на российском рынке PLM-систем присутствуют решения Siemens, Dassault Systemes, PTC, Autodesk, а также решения отечественных игроков, таких как "Аскон". Илья Симонов признает, что по сравнению с системами зарубежного производства доля российских решений не высока. 

В свою очередь, КРОК уже достаточно долго сотрудничает с компанией "Аскон", а также знаком с разработками РФЯЦ ВНИИЭФ в области управления жизненным циклом промышленных изделий. "По запросу промышленных заказчиков мы готовы расширять возможности PLM и САПР с помощью профессиональных систем визуализации с применением VR-технологий. Такие программно-аппаратные комплексы необходимы для детальной визуализации инженерных данных и в ходе создания виртуальных прототипов промышленных изделий, - говорит Илья Симонов. - Подключив систему визуализации к инструментам автоматизированного проектирования можно ускорить разработку проектов, снизить затраты на производство макетов и сократить время принятия конструкторских решений, внося изменения в реальном времени. При этом обеспечивается совместимость с популярными средствами проектирования - Autodesk, Dassault Systemes, Siemens, PTC".

Директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова среди основных зарубежных игроков рынка PLM-систем в РФ отметила компанию Dassault Systemes. Ее решение представлено для крупного производства - авиационного и автомобильного. Не менее известны компании Siemens PLM Software и PTC. Среди российских Светлана Гацакова назвала 1С, CSoft и "Интермех".

Как отметила представитель ALP Group, рыночная доля компаний сильно колеблется, так как зависит от сегмента рынка. Однако она обратила внимание на такую закономерность: для более простого производства (машиностроение, приборостроение, проектные организации и т.д.) заказчики выбирают российские решения, а для более сложного (аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, судостроение и т.д.) - зарубежные.

Светлана Гацакова сказала, что на российском рынке существуют PLM-системы отечественного производства. Например, программный продукт от 1С, который уже широко используется в машиностроении. По ее словам, наибольший эффект от данного ПО получится при интеграции с ERP-системами.

"Современные PLM-системы позволяют контролировать информационную среду не только внутри компании - хранение документов, идей и т.д., - но и еще, что особо важно, обеспечивают сбор данных о функционировании изделия у заказчика, - рассказала Светлана Гацакова. - Еще одно сильное преимущество PLM-систем - это формирование отчетов. Система самостоятельно собирает информацию из всех источников - это могут быть и разные файлы, и разные типы данных, - что крайне важно для оперативного анализа и принятия управленческих решений. Отмечу еще один плюс - это возможность системы подсказать, что может произойти при принятии тех или иных решений, а это, в свою очередь, позволяет снизить всевозможные риски компаний".

Заместитель директора по науке и развитию компании ИВК Валерий Андреев также отметил, что в России уже существуют PLM-системы отечественной разработки. "Часть из них внесена в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных - это системы T-Flex PLM, "Лоцман:PLM", ADEM, - перечислил он. - Они представляют собой развитые программные платформы, включающие в себя различные модули - архив, обмен данными, технологии и т.п.". Однако, по словам Валерия Андреева, перечисленные системы не рассчитаны на атомную энергетику. Он полагает, что в пятилетний срок, который отпущен на проект "Ростеха" и "Росатома", вполне возможно будет создать систему такого же класса, учитывающую отраслевую тематику.