Светлана Савельева, руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline
Светлана Савельева,
руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline
© ComNews
23.07.2018

Цифровая трансформация особенно беспощадна к российским компаниям: они испытывают двойной прессинг. С одной стороны, на них давит общемировой тренд, связанный с цифровизацией абсолютно всех сфер жизни предприятий. С другой - в трансформации отечественной экономики заинтересовано государство. Самое красноречивое тому подтверждение - недавняя конференция ЦИПР, посвященная ИТ в промышленности. Она прошла при поддержке администрации президента РФ, Минпромторга, Минкомсвязи и Минэкономразвития. Для российских предприятий это сигнал, что главы профильных министерств и высшие руководители страны в целом в курсе про цифровую трансформацию и будут принимать меры по отношению к тем предприятиям, которые по каким-то причинам не спешат меняться.

Чтобы не оказаться в числе "неуспевающих", крупные производственные структуры - пока государственные - учреждают позицию chief data officer, или CDO. Вместе с тем задачи новой категории корпоративных чиновников существенно шире, чем успешный перевод компаний в статус цифрового предприятия. Фактически CDO станут главными в компаниях, пусть не по статусу (кто главнее - CEO, CIO или CDO - тема отдельной колонки), но уж точно по степени влиятельности на конечный продукт и на взаимоотношения компаний и с заказчиками.

Всемогущий диджитал

Давайте разберемся. Практически все процессы и функции современного предприятия стремительно переходят в цифровой вид. Обновляя, скажем, станочный парк или производственную линию, конкретный завод после настройки и запуска в эксплуатацию нового оборудования вынужден иметь дело с Интернетом вещей - просто потому, что иначе уже нельзя. Например, компании, которые выпускают оборудование для энергетики, производят его с применением подходов smart grid, характерных для умных сетей электроснабжения. Уже сейчас энергетики движутся к тому, что инфраструктура датчиков будет собирать данные на всех этапах. Скажем, выгода от новаций, связанных с Интернетом вещей в контексте эксплуатации газовых турбин только одного производителя - корпорации General Electric, оценивается в $100 млрд. Металлурги научились прогнозировать качество сплавов на основе множества параметров технологического процесса. Производители металлопроката используют Интернет вещей для контроля графиков ремонта производственных линий и для надзора за его качеством.

В "цифру" стремительно переходит HR-составляющая: крупный ретейлер наладил массовый рекрутинг персонала супермаркетов, оцифровав профили кассиров и сотрудников торгового зала и наладив эффективную автоматизированную селекцию интересных для себя кандидатов. Финансовая компания пользуется платформой Mirapolis для автоматизации практически всей совокупности HR-процессов - от рекрутинга, найма и развития специалистов до начисления премий. Данные о том, как работают сотрудники, какие задачи они решают - это ценный ресурс в руках умелого HR-специалиста. В компании Deloitte подсчитали, что HR-профессионалы в 60% компаний во всем мире так или иначе используют инструментарий больших данных в повседневной работе. А третья компания вовсе доверяет адаптацию новичков чат-ботам. Боту всегда можно задать вопрос об особенностях организационной структуры предприятия, он поможет найти необходимые страницы на корпоративном портале, подготовит новичка к внутреннему экзамену на знание базовых бизнес-процессов организации, а также сообщит HR-специалисту о вероятных сложностях и проблемах, с которыми новый сотрудник столкнулся в процессе адаптации.

Проблема в том, что до недавнего времени в структуре компаний не было звена, которое объединяло бы все собранные данные и использовало бы их в принятии стратегических решений. И ведомство CDO, которые появляются в составе в том числе и российских компаний, возьмет эту функцию на себя. Для ИТ-консультантов, которые пытались выйти за рамки взаимодействия только с дирекцией по информационным технологиям заказчика и перестраивали работу с ориентиром на CxO (где x - это любая буква от marketing, finance, technology и т.д.), предстоит начинать все заново - к CDO нужен совсем другой подход.

Сильное звено

Поскольку ведомство Chief Data Officer консолидирует накопленные данные всех структурных подразделений, оно сосредоточится на трех основных направлениях. Во-первых, от CDO ждут новых смыслов - это тот специалист, который соединит цифровой и физический миры и предложит новые бизнес-модели, сервисы и продукты, которые появятся на этом стыке. Во-вторых, статус властелина всех данных на предприятии позволит CDO построить цифровую модель производства и компании в целом со всем многообразием бизнес-процессов, выявить слабые места и предложить способы, как эти слабые места устранить. В-третьих, CDO будет конструировать новые цепочки доставки важной с точки зрения потребителя ценности в продукте в каждый из аспектов функционирования предприятия. И речь идет не только о разработке идеального продукта или услуги, его производстве и доставке, но и о таких неочевидных вещах, как модель потребления, форма оплаты и др. Очевидно, что "приземление" ценностей - тот процесс, в ходе которого CDO придет практически во все структурные подразделения предприятия и предложит необходимые изменения.

Собирает и властвует

Преобразования, в которых задействован Chief Data Officer, предполагает немедленное реагирование. У CDO нет времени создавать идеальные решения, которые будут инструментами для осуществления изменений внутри своей компании, поэтому с высокой долей вероятности он будет ориентирован на покупку компетенций на внешнем рынке. Это делает его идеальным, но в то же время беспрецедентно требовательным бизнес-заказчиком с точки зрения ИТ-консультанта, готового эти компетенции предложить. Компаниям, которые намерены плотно работать с CDO, предстоит постоянно доказывать, что их экспертиза достаточна для задач заказчика. Доказать это на начальном этапе сотрудничества можно только одним способом - предложив максимально подробный сценарий достижения желаемого результата, который базировался бы на опыте самого консультанта либо на известных кейсах западных компаний. Беседуя с CDO, мы в Softline ссылаемся на результаты собственных проектов либо на опыт наших коллег по международным альянсам, где есть большие проекты цифровой трансформации.

В контексте работы с Chief Data Officer роль ИТ-консультанта также изменится: консультант примерит на себя статус субъекта, который фокусируется на research & adaptation, то есть на поисках технологий и на успешной адаптации этих технологий под нужды заказчика. R&A станет одной из ключевых компетенций подрядчиков, которые работают с CDO. Посмотрите на количество хакатонов, которые проводят крупнейшие ИТ-компании, банки и даже предприятия, достаточно далекие от ИТ (те же ретейлеры). Для них это пусть и недешевый, но все еще очень действенный способ поиска и сбора не только новых идей, но и прототипов в виде MVP (minimal viable product). Из этих идей и продуктов, словно из кубиков, ИТ-консультанты будут собирать - и уже собирают - сервисы, способные решить проблемы CDO.

Институт CDO со временем каскадируется с компаний с госучастием на частные предприятия. Однако тот факт, что Chief Data Officer буквально на горизонте 6-12 месяцев появится в каждой крупной российской корпорации, дает ИТ-консультантам шанс на убедительный старт взаимодействия с ними: российская экономика государственная на 80%. Главное теперь - этот старт не провалить. Мяч на стороне ИТ-консультантов.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты