© ComNews
27.09.2018

ПАО "Ростелеком", ФГУП "Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (НАМИ) и фонд "Сколково" запустили опытную зону для теста беспилотных транспортных средств. На площадке инновационного центра "Сколково" оператор развернул сети связи стандарта 5G/IMT-2020 в диапазонах частот 3,4-3,8 ГГц. По территории будут курсировать два беспилотных электробуса.

Пилотная зона тестирования беспилотных электробусов в инновационном центре "Сколково" базируется на инфраструктуре "Ростелекома". Она стала основой для обеспечения мобильной радиосвязью беспилотных транспортных средств. Это произошло не случайно. Напомним, что еще в марте 2018 г. "Ростелеком", Nokia и фонд "Сколково" первыми запустили в России открытую опытную зону фрагмента сети мобильной связи стандарта 5G/IMT 2020 (см. новость ComNews от 22 марта 2018 г.). Тогда "Ростелеком" проводил исследование возможности применения отдельных участков полос радиочастот в диапазоне 3400-3800 МГц.

Удаленное управление беспилотным транспортным средством потребовало развертывания сетей пятого поколения. Именно 5G позволит обеспечить оперативный отклик с управляемого объекта в диспетчерский пункт с минимальной задержкой.

Совместная разработка "КамАЗ" и НАМИ получила название "Шатл 2.0". Электробус рассчитан на 12 мест, шесть из которых - сидячие. В электробус вмонтировано восемь внутренних камер и четыре наружных камеры для кругового обзора. Беспилотник может развивать скорость до 110 км/ч. Правда, пока во время демонстрации журналистам электробус перемещался со скоростью 10 км/ч.

"Технические решения в проекте "Шатл 2.0" принимались от позиции создания БПТС (беспилотных транспортных средств - Прим. ComNews), готового к выходу на дороги общего пользования, - рассказал директор Центра государственных и комплексных программ НАМИ Алексей Гуськов. - Техническая скорость автобуса - 110 км/ч. И все решения учитывают эту скорость - и тормоз, и подвеска, и рулевое управление. Важно отметить, что наша ориентация на эксплуатацию на дорогах общего пользования отразилась в высокой степени готовности автобуса к сертификации. Ждем выхода нормативных требований к беспилотникам".

Во время движения электробуса все телеметрические данные, данные параметров движения, видеофиксация высокого качества передаются по сетям пятого поколения в режиме реального времени в командный пункт мониторинга.

В инновационном центре "Сколково" создана высокотехнологичная база. Там будут происходить испытания  в условиях, приближенных к реальным. База представляет собой Станцию мониторинга: объект выполняет функции центра диспетчеризации, хранения и зарядки автономных транспортных средств. Станция мониторинга для БПТС позволит провести полномасштабные испытания и оценить реальные перспективы введения беспилотных транспортных средств в эксплуатацию на улицах нашей страны", - пояснил старший вице-президент по инновациям фонда "Сколково" Кирилл Каем.

Рассуждая о том, когда можно ожидать появления беспилотных автомобилей на российских дорогах, вице-президент "Ростелекома" Борис Глазков предположил, что общественных БПТС стоит ждать в перспективе пяти лет, грузовых - семи лет, а личных - 10-15 лет.

"Ростелеком" - не единственный оператор, предложивший свою инфраструктуру для тестов беспилотных транспортных средств. В июне 2018 г. ПАО "МегаФон", Huawei, НАМИ и "КамАЗ" представили в Казани аналогичные беспилотные электробусы, отличающиеся только внутренней "начинкой" (см. новость ComNews от 14 июня 2018 г.). "МегаФон" развернул пилотную зону сети 5G в диапазонах частот 3,4-3,8 ГГц в столице Татарстана на время проведения Чемпионата мира по футболу. Тестовая зона "МегаФона" выступила платформой, обеспечившей мобильную радиосвязь для электробусов. Во время мирового футбольного первенства любой желающий смог проехать часть пути на беспилотном транспорте по дороге от фан-зоны к стадиону "Казань Арена".

Не так давно Иннополис стал первым в Европе городом с беспилотным такси. Компания "Яндекс" и правительство Татарстана подписали соглашение о развитии в республике беспилотного транспорта (см. новость ComNews от 29 августа 2018 г.). Соглашение предусматривает создание в "Иннополисе" тестовой зоны для передвижения автомобиля.

По оценкам iKS Consulting, среди наиболее активно развивающихся направлений рынка "подключенного транспорта" в России по итогам 2017 г. выделяется беспилотный транспорт. Сюда аналитики относят проект "Караван" Росавтодора - первый опытный заезд беспилотного транспорта, а также ряд пилотов (беспилотный автобус "Матрешка", беспилотное такси "Яндекс", беспилотный трактор "Агробот", беспилотный комбайн Cognitive Agro Pilot, беспилотный "КамАЗ").