© ComNews
02.10.2018

В итоговый документ Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации РФ, который был принят по результатам первого заседания в Гусеве Калининградской области в августе текущего года, не попало несколько инициатив. В частности, в проекте решения Совет предлагал правительству переориентировать так называемый фонд универсальных услуг связи (УУС) на поддержку цифровой экономики в целом, а также законодательно закрепить в России принцип сетевой нейтральности.

На прошлой неделе Совет Федерации опубликовал итоговое решение по первому заседанию созданного при нем Совета по развитию цифровой экономики, которое состоялось в начале августа текущего года. Примечательно, что в опубликованный документ не попало несколько предложений, которые содержались в изначальном проекте решения.

В частности, по данным газеты "Коммерсант", Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации РФ рекомендовал правительству РФ принять две инициативы - переориентировать Фонд УУС на поддержку цифровой экономики в целом и законодательно закрепить в России принцип сетевой нейтральности. Эти предложения содержались в проекте решения по итогам первого августовского заседания Совета в Гусеве Калининградской области.

Что касается фонда универсальных услуг связи, то он формируется из отчислений всех операторов связи - 1,2% от выручки, полученной от оказываемых услуг связи. Из фонда УУС, в частности, финансируется проект устранения цифрового неравенства (УЦН), который реализуется с 2014 г. В конце марта 2014 г. правительство выбрало ПАО "Ростелеком" единым оператором универсальных услуг связи на всей территории России (см. новость ComNews от 31 марта 2014 г.) на ближайшие 10 лет. Собранные операторами средства сначала зачисляются в федеральный бюджет, а потом распределяются из него не только на нужды отрасли, но и на другие нужды государства.

В "Ростелекоме" посетовали, что в настоящее время средств фонда универсального обслуживания не хватает в полном объеме на финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи (реализацию проекта устранения цифрового неравенства). Соответственно, на новые направления денег в фонде просто нет.

"В 2016 г. по госконтракту "Ростелеком" должен был получить на универсальные услуги связи 14,8 млрд руб., а получил только 8,8 млрд руб. Суммы финансирования в последующие годы записаны в большем размере, но это все равно меньше того, что планировалось при подписании госконтракта в 2014 г. Если брать 2014-2019 гг. - с учетом показателей трехлетнего федерального бюджета, - то совокупное недофинансирование может составить более 17 млрд руб.", - поделились информацией с ComNews в пресс-службе "Ростелекома".

Бывший глава Минкомсвязи (ныне Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций) Николай Никифоров в 2017 г. отстаивал позицию, согласно которой средства из фонда УУС должны расходоваться исключительно целевым образом. Министерство выступало за то, чтобы обособить не только резерв, но и ряд других источников финансирования отрасли, в частности плату, собираемую за радиочастотный спектр. Таким образом, Минкомсвязи рассчитывало создать фонд развития цифровой экономики, средства из которого можно будет направить в том числе и на реализацию программы "Цифровая экономика" (см. новость ComNews от 4 мая 2017 г.).

По мнению генерального директора юридической и консалтинговой компании "ОрдерКом" Дмитрия Галушко, фонд универсального обслуживания не помогает устранению цифрового неравенства в России, а по сути, является карманом "Ростелекома".

Вторая инициатива, не попавшая в итоговый документ Совета по развитию цифровой экономики при Совфеде РФ, касается законодательного закрепления принципа сетевой нейтральности.

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин объясняет исключение пункта по законодательному закреплению в России принципа сетевой нейтральности из итогового документа Совета отсутствием необходимости. 

Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян напоминает, что в правительстве вопрос сетевой нейтральности обсуждался давно. В итоге по инициативе ФАС в феврале 2016 г. появился документ по сетевой нейтральности, в котором были зафиксированы ее базовые принципы (см. новость ComNews от 29 марта 2018 г.).

Согласно этому документу, под принципами сетевой нейтральности понимаются "условия взаимодействия конечных пользователей, поставщиков контента, приложений и услуг и операторов связи, обеспечивающие открытое и недискриминационное использование сети интернет для распространения и получения доступа к информации и услугам". В качестве базовых принципов сетевой нейтральности авторы документа, в частности, определили обеспечение конечным потребителям права доступа к информации (не запрещенной к распространению в соответствии с законодательством РФ), а также отсутствие со стороны участников рынка дискриминации по отношению к данным, информации или приложениям, передаваемым/получаемым в сети интернет, в том числе в зависимости от поставщика или разработчика приложения.

В марте 2018 г. директор департамента интернет и канальных ресурсов блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра группы МТС Ольга Макарова сообщала ComNews, что подписи под документом ФАС поставили представители компаний "большой тройки", "Ростелекома", МТТ (ОАО "Межрегиональный Транзит Телеком"), "Энфорты" (АО "ЭР-Телеком Холдинг"), "Яндекса", Mail.Ru Group, ivi.ru, а также Минкомсвязи, Минэкономразвития, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшей школы экономики.

"Действующее законодательство в России вполне неплохо регулирует тему, и вообще можно говорить о том, что в принципе сетевая нейтральность в России есть. Исходя из имеющихся данных в ФАС нет жалоб за последние годы на нарушения по этому вопросу", - сказал Карен Казарян.

Алексей Бырдин придерживается той же позиции, что с момента принятия документа комиссией ФАС не было зафиксировано ни одной жалобы на его нарушение. "Из этого я делаю вывод, что эта схема работает и для нормативного регулирования в этой области просто нет оснований. Нет необходимости писать закон о сетевой нейтральности", - уверен глава ассоциации "Интернет-видео".

Дмитрий Галушко смотрит на ситуацию с другой стороны. По его мнению, законодательное закрепление принципа сетевой нейтральности не выгодно крупным игрокам, имеющим во владении или пользовании магистральные сети. "Игроки видят, что трафик - IP-телефония, OTT - проходит через их сети, но они не получают дохода, поэтому выступают против", - пояснил он.

В подтверждение слов эксперта в "Ростелекоме" заявили, что законодательное закрепление принципа сетевой нейтральности окажет негативное влияние на отечественный телеком- и ИТ-бизнес. "Например, сегодня операторы предлагают прекрасные тарифы с преимуществами для абонентов, когда при использовании тех или иных социальных сетей не тарифицируется интернет-трафик или даются те или иные "плюшки". Законодательное закрепление принципа сетевой нейтральности сделает невозможными такие предложения. Для нас также однозначно, что трафик, возникающий при использовании телемедицинских технологий, имеет принципиально иное значение, чем трафик при передаче развлекательного контента", - пояснили в пресс-службе "Ростелекома".

Кроме того, "Ростелеком" не считает справедливой ситуацию, при которой операторы связи инвестируют огромные средства в инфраструктуру передачи данных, а интернет-компании, в первую очередь зарубежные, бесплатно ею пользуются и зарабатывают сотни миллиардов рублей на российских пользователях. 

Таким образом, в "Ростелекоме" делают вывод, что обсуждению и законодательной регламентации подлежит не закрепление внедрения принципа сетевой нейтральности, а регулирование случаев, в которых такая нейтральность является необходимой.

В ПАО "МегаФон" считают иначе и выступают за законодательное закрепление принципа относительной сетевой нейтральности. "Это отвечает интересам потребителей, поскольку позволит нам предоставлять услуги гарантированного качества, в том числе при увеличенной нагрузке на сеть, в аварийных ситуациях или при оказании услуг по запросу потребителя. Что особенно важно, например, при оказании телемедицинских услуг", - отметили в пресс-службе оператора.

В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") считают, что законодательное закрепление принципа сетевой нейтральности негативно отразится на перспективах внедрения 5G в России.

В ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) воздержались от комментариев.