© ComNews
25.12.2018

Два года назад, в преддверии 2017 года, редакция ComNews решила в шутливой форме предположить, какие основные тенденции мы увидим в ИКТ-отрасли через десятилетие, в 2027 году. Однако готовясь встретить 2019 год, мы видим, что некоторые из наших несерьезных предсказаний уже стали вполне серьезными тенденциями. Перед вами - топ-5 таких предсказаний от ComNews.

1. Прогнозы ComNews, которые касались международной повестки дня в условном 2026 году (см. колонку ComNews от 29 декабря 2016 г.), уже по итогам 2018 года обрели очертания. К сожалению, политика и геополитика по всем фронтам вторгается в киберпространство. Политические игры находят отражение, в частности, в области информационной безопасности. Предсказанное противостояние крупных государств в киберпространстве, а также "гонка кибервооружений" - если еще не начались, то совсем рядом. И правила игры в этой сфере уже предлагают решать на уровне международных институтов. В частности, речь идет о предложениях со стороны России по созданию новой международной структуры под условным названием "КиберООН" - организации, которая следила бы за соблюдением режима взаимного ненападения в цифровом пространстве.

В такой ситуации остается надеяться на то, что и предсказание относительно подписания в 2026 году между США и Россией договора "О сокращении наступательных кибервооружений" тоже сбудется, хотя предпосылок к этому пока не наблюдается.

2. В чем отечественные регуляторы и законотворцы уже к 2019 году преуспели больше всего и полностью оправдали прогнозы, которые давал ComNews, так это процесс создания "государственной интернет-границы". Напомним, что два года назад ComNews предсказывал, что на 2027 год намечено внесение изменений в федеральный закон "О государственной интернет-границе", а также модернизация государственной информационной системы "Зона автоматизированной безопасности объединенного Рунета" (ГИС ЗАБОР).

Осенью 2018 года Совет Федерации опубликовал итоговое решение по первому заседанию созданного при нем Совета по развитию цифровой экономики, которое состоялось 1 августа 2018 года. Среди решений Совет предложил определить понятия "цифровой суверенитет" и "цифровая граница государства".

Более того, в декабре 2018 года в Госдуму был внесен проект федерального закона, предполагающий внесение поправок к законам "О связи" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В пояснительной записке к документу говорится, что законопроект подготовлен "с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США".

Авторы законопроекта указывают на то, что в подписанном президентом США документе декларируется принцип "сохранения мира силой", а Россия "впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак". "В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети интернет в России, повышения надежности работы российских интернет-ресурсов", - говорится в пояснительной записке.

При этом законопроектом определяются необходимые правила маршрутизации трафика и организуется контроль их соблюдения; создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи; определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи, обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком. Также предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика. Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика. Кроме того, создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети интернет.

В довершение вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети интернет. "Порядок централизованного реагирования на угрозы работоспособности сети интернет и сети связи общего пользования Центром мониторинга и управления определяет правительство РФ. Меры реагирования определяются в том числе в ходе мониторинга функционирования технических элементов сети связи общего пользования", - говорится в записке.

Судя по всему, "государственная интернет-граница" не просто не за горами, а является вопросом ближайшего года.

3. Предсказание редакции о создании в России единой сети связи, в которой онлайн-доступ осуществляется по всем существующим технологиям, взаимоувязанным между собой, пока нельзя назвать реализовавшимся. Тем не менее уже в 2018 году мы видим предпосылки к тому, что кооперация операторов в области строительства сетей - явно прослеживающаяся тенденция. Как минимум операторы мобильной связи рассматривают возможность создать для развития сетей пятого поколения (5G) во всех диапазонах частот ниже 6 ГГц единую инфраструктуру. Речь идет о консорциуме из нескольких игроков телекоммуникационного рынка.

А вот предположение о том, что к 2027 году "большой тройкой" мультисервисных операторов связи на российском рынке будут вовсе не нынешние МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом", а крупные интернет-компании (тогда назывались Google, Alibaba и "Яндекс") можно отнести к тем, которые могут реализоваться, но не с точки зрения конкретных компаний, а с точки зрения принципа прогноза, который заключался в том, что "нетелеком-компании" будут играть все большую роль на рынке телеком-услуг, впрочем, как и услуг из сферы ИКТ в целом. Например, "банковские" MVNO-проекты Сбербанка и Тинькофф Банка в 2018 году только начали экспансию на рынок и, вполне возможно, еще проявят себя в ближайшие годы. Добавим к этому создание экосистем в области электронной коммерции, которые реализует все тот же Сбербанк совместно с "Яндексом" (маркетплейс "Беру").

4. Шансы сбыться (только не к 2027 году, а позже) имеет прогноз по поводу применения беспилотных автомобилей. ComNews предполагал, что уже в 2024 году будет принят закон "О применении автономных транспортных средств в сфере общественного транспорта", а к концу 2027 года процент беспилотников, используемых в транспортных компаниях и таксопарках, увеличится до 85-90%.

Доля в 85-90% беспилотников, конечно, завышена, ведь сам прогноз давался в шутливом тоне. Тем не менее развитие беспилотных автомобилей получило поддержку на высоком уровне. Эксперименты по запуску опытных зон для тестирования беспилотных транспортных средств (например, проект беспилотного электробуса "КамАЗа", НАМИ, "Ростелекома" и фонда "Сколково" или проект "Яндекса" с беспилотным такси в Иннополисе) не остались без внимания властей.   

26 ноября 2018 года вышло постановление правительства РФ "О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств". Постановление устанавливает срок проведения правового эксперимента с 1 декабря 2018-го по 1 марта 2022 года. Согласно документу, заявитель обращается в НАМИ за выдачей разрешения на экспериментальную эксплуатацию, после чего ставится отметка в МВД.

И пускай открытым остается еще целый ряд вопросов, связанных с регулированием сферы беспилотного автотранспорта, с выходом этого постановления Россия, безусловно, сделала шаг вперед на пути использования таких транспортных средств.

5. Редакция ComNews предсказывала, что 2027 год станет завершающим для программы "Цифровая экономика 2.0", то есть второй "пятилетки" реализации программы, начавшейся в 2017 году. Развитие программа получила, однако прогноз был слишком оптимистичным с точки зрения сроков.

Активно взявшись за программу "Цифровая экономика РФ" в 2017 году (программа была рассчитана на период с 2018 по 2024 год), уже к началу 2018 года правительство РФ утвердило планы мероприятий (дорожные карты) по пяти направлениям программы "Цифровая экономика РФ", где были приведены подсчеты по объемам бюджетных и внебюджетных средств.

Но в июне 2018 года новое Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (с новым руководством) взялось радикально переписать программу с учетом майского указа президента РФ Владимира Путина, превратив ее в нацпроект. Презентуя в октябре 2018 года структуру распределения средств из федерального бюджета на каждое из теперь уже шести направлений нацпроекта "Цифровая экономика РФ", глава Минкомсвязи Константин Носков говорил уже о расходах по направлениям национального проекта в период с 2019 по 2024 год.

Судя по темпам, с которыми происходила доработка и переработка теперь уже нацпроекта, ни о какой "Цифровой экономике 2.0" пока речи не идет. К 2027 году мы, возможно, увидим только результаты первой "Цифровой экономики", если радикальная переработка (и изменение бюджета нацпроекта) не потребуется вновь.