Андрей Нестеров: "Из провайдера ТВ-услуг "Триколор" превращается в оператора цифровой среды"
21.01.2019

"Триколор" (НАО "Национальная спутниковая компания") – ​крупнейший оператор спутникового вещания в России. По итогам 2018 года компания обслуживает свыше 12 млн домохозяйств, из которых 10 млн принимают сигнал в формате высокой четкости. Что необходимо учесть, чтобы сохранить лидерские позиции, и почему распространение цифровых сервисов является важной задачей для всех операторов платного ТВ редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой рассказал директор по стратегическому маркетингу и рекламе "Триколора" Андрей Нестеров.

- Каковы предварительные итоги работы "Триколора" в 2018 году?

- В этом году у нас произошло много значимых событий. Мы изменились и стали мультиплатформенным оператором цифровой среды, который создает единое информационное пространство развлечений и сервисов для всей семьи, доступное с любого устройства, в любом месте и вне зависимости от времени. Теперь линейное телевидение – ​только часть нашего бизнеса. Вслед за внутренней трансформацией последовала и внешняя. Мы начали работать под брендом "Триколор" с обновленным логотипом, который стал отражением стратегии компании. Бренд приобрел более гибкую форму, способную меняться вместе с развитием бизнеса компании.
В 2018 году мы сделали телевидение по-настоящему мобильным для наших клиентов, запустив приложение для смартфонов и планшетов на базе iOS и Android. Телевидение от "Триколора" теперь доступно во всех средах.

Важным событием для нас стало подключение в ноябре 2018 года 10‑миллионного HD-абонента. Это значит, что более 60 % всех подписчиков HDTV России смотрят телевидение в формате высокой четкости с "Триколором". Всего за шесть лет наша компания смогла занять второе место в мире по числу HD-абонентов в сегменте спутникового телевещания. В честь юбилейного HD-абонента мы запустили акцию "10 млн HD".

Мы понимаем, что сегмент ТВ-услуг для физических лиц в нашей стране практически достиг насыщения, и следующим логичным шагом для развития бизнеса является предоставление более широкого спектра услуг и сервисов.

- Расскажите подробнее об этих сервисах. В частности, в начале декабря 2018 года "Триколор" вывел на рынок мобильное приложение "Триколор Онлайн ТВ". Какова цель этого шага: повышение объема телесмотрения у существующих подписчиков или привлечение новых?

- В настоящее время все наши сервисы ориентированы на существующих клиентов. Они могут установить на смартфон или планшет мобильное приложение "Триколор Онлайн ТВ" и смотреть любимые каналы вне дома. Или, используя действующий ID и установив приложение для Android TV, они могут смотреть телеканалы на Smart TV без подключения спутникового приемного оборудования.

Сейчас нашим интернет-подписчикам доступно 142 канала, из которых 28 – ​в формате HD. Мы будем увеличивать количество каналов в приложении по мере достижения необходимых договоренностей с правообладателями. Предполагаем, что уже в 2019 году нам удастся значительно расширить пакет.

Если у наших подписчиков есть приемник, подключенный к Интернету, то они могут получить расширенный ТВ-сервис с интерактивными возможностями (просмотр передачи с начала, пауза, перемотка, доступ к архиву в течение семи дней). Так мы реализуем концепцию "управляй телесмотрением по своему расписанию". Этот сервис доступен нашим подписчикам и на остальных IP-приставках, работающих на операционной системе Android TV: нужно просто скачать приложение. Сейчас технологическая возможность просмотра онлайн-ТВ и потребления OTT-сервисов есть у более чем 4 млн подключенных домохозяйств. И мы не собираемся на этом останавливаться.

- Год назад, в ноябре 2017 года, "Триколор" объявил, что становится оператором digital lifestyle. Что сделано за прошедший год в этом направлении и каковы ближайшие планы?

- Концепция digital lifestyle предполагает оказание цифровых сервисов не только в ТВ-сегменте. Из провайдера ТВ-услуг мы трансформируемся в оператора цифровой среды. Меняются наши подходы к бизнесу. Теперь определение "абонент" стало тесным. Чтобы выйти за его рамки, мы решили использовать понятия с более широким значением. "Клиент", "подписчик" – ​в этих словах более корректно отражена суть пользователя разных сервисов.

Одним из цифровых "нетелевизионных" сервисов, которые мы сейчас запускаем, является "Умный дом". Уже разработано мобильное приложение, позволяющее управлять "Умным домом", в том числе через Интернет. С помощью этого приложения и специального оборудования вы сможете получать уведомления о протечке воды и утечке газа (пропана и метана), управлять "умными" лампами, фиксировать движение в доме и открытие дверей. "Умная" розетка позволит удаленно управлять электроприборами, так что вам больше не придется беспокоиться из-за невыключенного утюга. Для создания "Умного дома" мы выбрали решения и ПО технологических партнеров, в том числе GS Group.

Еще у нас появился новый интерактивный контентный интерфейс. Подписчики "Триколора", чьи приемники имеют доступ к Интернету, получают новый интерфейс, обновив программное обеспечение. По сути это инструмент кастомизации телесмотрения. Интерактивный интерфейс позволяет предложить пользователю тот контент, который в наибольшей степени отвечает его предпочтениям. И речь в данном случае идет о рекомендации не только телеканалов, но также фильмов и телевизионных программ. Зритель видит не бесконечный перечень каналов, а выполненную в современном дизайне витрину с персональными предложениями.

В случае если у пользователя нет доступа к Интернету, он может подключить к ресиверу жесткий диск, на который через спутниковые каналы будет закачан дополнительный контент (фильмы, сериалы, программы). Так что и эта группа клиентов имеет возможность воспользоваться преимуществами интерактивного интерфейса. Это важная новинка еще и потому, что со временем все цифровые сервисы, которые мы уже запустили и предложим в будущем, будут встроены в интерактивный контентный интерфейс.

Я бы также отметил услугу спутникового Интернета, которую "Триколор" сделал доступной для физических лиц. Минимальный ежемесячный платеж составляет 680 рублей за 3 Гб предоплаченного трафика, плюс ночной безлимит. В структуре пользователей спутникового Интернета от "Триколора" свыше 90 % приходится на B2C-сегмент. Также популяризации услуги спутникового Интернета способствует снижение стоимости абонентского оборудования.

- В первой половине 2019 года в России будет отключено аналоговое эфирное вещание федеральных ТВ-каналов. Участвует ли "Триколор" в обеспечении вещательной услугой тех, кто оказался вне зоны действия цифровых передатчиков РТРС? Какие изменения вы прогнозируете на российском рынке платного ТВ после отключения аналогового эфирного вещания?

- По оценкам Минкомсвязи РФ, после отключения в стране аналогового вещания 800 тыс. домохозяйств останутся вне зоны покрытия сети цифрового вещания РТРС. При этом оценить реальный масштаб проблемы можно только путем обхода каждого дома, в результате которого может выясниться, что неохваченных домохозяйств гораздо больше. Мы не проводили замеров, но считаем, что на ситуацию нужно посмотреть шире, так как в зону риска могут попасть даже те граждане, которые живут на территории покрытия сети РТРС. На доставку цифрового ТВ-сигнала влияет целый ряд факторов: рельеф местности, плотность городской застройки, удаленность жилья от передатчика и т. д. Помимо этого, не стоит забывать, что не все телевизоры в стране могут принимать цифровой сигнал (по некоторым оценкам, это до 30 % телевизоров).

Мы ждем принятия законопроекта, который даст законное основание для участия операторов платного ТВ, и "Триколора" в частности, в реализации программы цифровизации ТВ в масштабах страны.

Перед отраслью встает вызов: важно понимать, что уровень телевизионной грамотности населения требует развития. Все участники отрасли должны работать над тем, чтобы донести до потребителей информацию о том, какие сервисы и услуги доступны уже сейчас, в том числе в сегменте ТВ.

В связи с отключением аналогового вещания мы видим и бизнес-возможности. На рынке появляются клиенты, которым "Триколор" может предложить нечто большее, чем 20 каналов первого и второго мультиплексов. Мы планируем активно привлекать и монетизировать эту группу. Наш интерактивный контентный интерфейс открывает для этого массу возможностей. В 2019 году мы будем проводить рекламно-информационные кампании, направленные на информирование потенциальных клиентов о широком спектре эксклюзивных услуг и сервисов "Триколора".

- Можете привести пример уникального предложения?

- В декабре совместно с компанией Bazelevs и кинорежиссером Тимуром Бекмамбетовым мы запустили уникальный новогодний телеканал "Ёлки.ТВ". Он бесплатно доступен всем подписчикам "Триколора".

На протяжении всех новогодних праздников в эфире "Ёлки.ТВ" будут транслироваться все семь частей одной из наиболее популярных в стране киносаг, а также фильмы о съемках, тизеры, новелла "Братья" про дружбу ключевых героев киносаги – ​Бори и Жени, клип на основной саундтрек и многое другое.

Режиссер "Ёлок" Тимур Бекмамбетов впервые за 25‑летнюю карьеру снялся вместе с героями фильма в рекламных роликах, посвященных запуску нового телеканала. А 31 декабря он, как президент канала "Ёлки.ТВ", поздравит телезрителей с Новым годом.

"Триколор" предлагает клиентам 11 каналов собственного производства, в их числе: "КиноПремиум", "Остросюжетное", "Наш Детектив", "Наш Кинороман", "Наше Любимое", а также 2 UHD-канала "Кино UHD" и "Сериалы UHD". Осенью 2018 года это предложение было дополнено телеканалами: "Шокирующее" и "Романтичное". Все телеканалы, кроме вещаемого в SD-формате канала "Кинопоказ", транслируются эксклюзивно в составе "Триколор ТВ".

И это далеко не все наши уникальные предложения. И до 800 тыс. домохозяйств, которые не попадут в зону покрытия цифрового ТВ, и до всех остальных потенциальных абонентов мы хотим донести информацию о том, что у нас есть интересные сервисы за разумные деньги.

К примеру, до 31 января 2019 года действует акция, позволяющая получить комплект нового оборудования для просмотра "Триколор ТВ", поддерживающего Ultra HD 4K, при условии совершения ежемесячного платежа в 299 рублей.

- "Триколор" продвигает пакет Ultra HD-каналов. Какая доля абонентов компании технически способна принимать сигнал Ultra HD?

- По состоянию на 2018 год до 100 тыс. наших клиентов имеют техническую возможность просматривать Ultra HD-каналы. Важно отметить, что "Триколор" занимает лидирующие позиции в глобальном сегменте Ultra HD-вещания. Мы предоставляем самый большой в мире пакет, состоящий из семи каналов ультравысокой четкости. В него входят два спортивных канала Eurosport 4K и Russian Extreme Ultra, три фильмовых – ​Ultra HD Cinema, "Кино UHD", "Сериал UHD", познавательный Insight UHD и развлекательный Fashion One 4K.

В 2017 году мы запустили пакет "Единый Ultra HD", подписчики которого могут оценить качество каналов в формате сверхвысокой четкости, и это помимо более чем 200 SD- и HD-каналов.

Мы предполагаем, что уже в 2019 году парк абонентских приемников пополнится устройствами с поддержкой Ultra HD. Сейчас возможность принимать контент сверхвысокой четкости есть у владельцев CI+ модулей, а также приемников GS A230, разработанных нашим технологическим партнером.

- Видите ли вы, какое место занимают "Триколор" и операторы платного ТВ в целом в реализации национального проекта "Цифровая экономика РФ"?

- Повышение грамотности населения в области цифровых сервисов, в том числе телевизионных, и есть наш вклад в создание цифровой экономики. Получая информацию о новых технологиях и возможностях их потребления, граждане страны повышают качество жизни. Цифровые продукты и сервисы, которые мы уже предлагаем и которые, возможно, начнем оказывать в будущем, делают современные технологии доступными для граждан.

- В этом году на форуме "Открытые инновации" обсуждалась перспектива превращения России в "умную" страну. Что, на ваш взгляд, для этого нужно?

- Мы хотим, чтобы россияне шире взглянули на возможности телесмотрения, чтобы не ограничивались минимальным набором телеканалов, а могли сами получать больше развивающего и познавательного контента и были заинтересованы в этом. Еще одной задачей для себя мы считаем продвижение нового, высокоинтеллектуального контента.

Мы живем в то время, когда человечество переходит в новую цифровую среду. На этом этапе как глобальные, так и национальные программы просто необходимы. Распространяя все сервисы, о которых мы говорили, среди миллионов подписчиков, мы уже делаем страну современнее и способствуем развитию цифрового общества.