© ComNews
17.04.2019

Центр Национальной технологической инициативы "Новые производственные технологии" на базе Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в ходе одной из сессий Skolkovo Robotics-19 представил план разработки, структуру и список субтехнологий для включения в дорожную карту по направлению развития "сквозной" цифровой технологии (СЦТ) - "Новые производственные технологии". Для другой дорожной карты по направлению развития "сквозной" цифровой технологии - "Компоненты робототехники и сенсорика" были даны предложения для включения.

По словам руководителя дирекции Центра НТИ СПбПУ Олега Рождественского, разработка дорожной карты по направлению развития "сквозной" цифровой технологии "Новые производственные технологии" займет период с марта 2019 г. по сентябрь 2019 г. Ее основные этапы - это подготовка перечня ключевых экспертов, онлайн-анкетирование экспертов и анализ его результатов, совещания с экспертным треком и экспертные сессии, формирование перечня субтехнологий, подготовка различных вариантов проектов дорожных карт.   

В списке субтехнологий, включенных в дорожную карту по направлению развития "Новые производственные технологии", находятся следующие технологии: цифровое проектирование, моделирование и управление жизненным циклом; использование новых материалов; аддитивные технологии; технологии умного производства; технологии контроля и управления производством; гибридные и гибкие производственные линии, быстрое масштабирование; платформенные решения для инжиниринга, производства и логистики.

При этом, согласно данным Олега Рождественского, более всего ведущие отечественные организации нуждаются в таких новых производственных технологиях, как математическое моделирование, (супер)компьютерный инжиниринг (CAE/HPC); технологии управления жизненным циклом изделий (PLM); "цифровые двойники" (Digital Twins); технологии компьютерной оптимизации (CAO); компьютерное проектирование (CAD); технологическая подготовка производства (CAM).

Помимо того, Олег Рождественский рассказал о положительном влиянии на достижение эффектов, значимых для технологического лидерства технологий, входящих в СЦТ "Новые производственные технологии".  "Исходя из многолетнего опыта работы в этой области мы понимаем, и экспертное сообщество с нами солидарно, что использование цифрового проектирования и моделирования (САх технологии) и создание цифровых двойников изделий главным образом приводит к сокращению времени и стоимости разработки и производства глобально конкурентоспособной продукции. Использование новых материалов - к расширению ресурса/срока эксплуатации изделия; аддитивные технологии и технологии умного производства, использование компонентов робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи/промышленный интернет вещей - к гибкости производства (возможности быстрой переналадки производства). Все это позволяет достичь конкурентоспособности предприятия и обеспечить внедрение новых бизнес-моделей для всей отрасли", - проинформировал Олег Рождественский.

Вместе с тем руководитель Центра технологий компонентов робототехники и мехатроники университета "Иннополис" Александр Климчик заявил о том, что в настоящее время активно проходит сбор предложений для включения в дорожную карту по направлению развития "сквозной" цифровой технологии "Компоненты робототехники и сенсорика". При этом он озвучил те предложения для включения в дорожную карту, которые сделал непосредственно Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники. Это такие предложения, как разработка робототехнических решений для выполнения строительных работ в полевых условиях и 3D-печать крупногабаритных конструкций; разработка технологических решений гибридных тросовых роботов, обеспечивающих масштабируемость тросовых роботов и точность работы традиционных манипуляторов; разработка технологии применения тросовых роботов в подводных условиях для различных задач обслуживания судов и освоения морского шельфа.

Помимо того, Александр Климчик озвучил и ряд других предложений для включения в дорожную карту по направлению развития "сквозной" цифровой технологии "Компоненты робототехники и сенсорика". "В частности, речь идет о развитии собственных производителей промышленной робототехники в России - возможно с крупными зарубежными игроками, - стимулировании развития культуры робототехники в инженерных и профессиональных кругах на предприятиях реального сектора, трансфере имеющихся и развитии новых производственных технологий в промышленной робототехнике. Также видится нужным включить в дорожную карту модернизацию существующих производственных мощностей основных отраслей промышленности при поддержке государственных программ, а также замену устаревшего фонда оборудования на современные роботизированные комплексы и привлечение иностранных инвестиций в новые производственные мощности - например, в автомобильную промышленность", - рассказал Александр Климчик.

Исполнительный директор Лаборатории робототехники блока "Сервисы" ПАО "Сбербанк" Оксана Петрова сообщила о тех разделах, субтехнологиях и направлениях применения компонент робототехники и сенсорики для включения в дорожную карту, которые были сформулированы по результатам проведенной лабораторией экспертной сессии. "Список разделов для включения в дорожную карту таков: введение, целеполагание; технологический статус в мире; технологический статус в РФ; анализ мирового опыта разработки сходных дорожных карт; оценка потребностей РФ в отношении робототехники, включая экономический эффект; список субтехнологий; предложения по индикаторам для цифровизации; меры господдержки, включая механизмы стимулирования спроса; подготовка кадров; синергетический эффект с тематически близкими дорожными картами; перечень стейкхолдеров; план действий; оценка инвестиций для реализации дорожной карты; перечень направлений применения ДК", - проинформировала Оксана Петрова.        

Что касается субтехнологий для включения в дорожную карту, то, по ее словам, это такие субтехнологии, как новые материалы и способы производства роботов; новые источники энергии, технологии хранения и сбора электроэнергии; роевые роботы; навигация в экстремальных условиях; адаптивные системы управления и технологии искусственного интеллекта (ИИ) для роботов; человеко-машинное взаимодействие. Также речь и о ряде других субтехнологий: микро- и нанороботехника, Soft Robotics; восприятие окружающей действительности робототехническими системами;  робосимуляторы и цифровые двойники робототехнических систем с использованием технологий ML&RL; новые типы приводов; новые гибридные способы перемещения робототехнических систем в пространстве; технологии сквозного проектирования робототехнических систем; разработка открытых архитектур для автоматизированной интеграции и совместимости модулей (Russian ROS); BLACK BOX.

Направлениями применения компонент робототехники и сенсорики для включения в дорожную карту экспертной группой Сбербанка видятся следующие области: беспилотный транспорт; сельское хозяйство; военная робототехника, медицинская, логистическая, экстремальная, добывающая, персональная и промышленная робототехника; профессиональная сервисная робототехника (обеспечение безопасности, PR, слежение); экзоскелеты; робототехника для строительства; космическая робототехника.

Другие представители бизнеса также высказали разнообразные предложения для включения в дорожную карту по направлению развития "сквозной" цифровой технологии "Компоненты робототехники и сенсорика". Причем, помимо давно волнующих отрасль направлений, были предложены и другие. Так, к примеру, директор НОЦ "Транспорт" Алла Кошурина предложила включить в дорожную карту каталог экспериментальных образцов робототехники российских вузов.