© ComNews
09.08.2019

Каршерингом в России занимаются 25 компаний в 20 городах. При этом в данной области задействовано 25 тыс. автомобилей. Однако еще ни одна каршеринговая компания в России не вышла на самоокупаемость. Об этом сообщила главный редактор портала Carsharik.ru Анна Смирнова на VI Международном евразийском форуме такси.

Как заявила Анна Смирнова, девять из 24 каршеринговых компаний в России работают в Москве, восемь - в Петербурге. Из 25 тыс. автомобилей, задействованных в каршеринге, 21 тыс. используется в Москве, 3000 - в Петербурге.

Анна Смирнова также поделилась некоторой информацией о развитии каршеринга в Москве, сославшись на данные ПАО "Сбербанк". Так, по ее словам, в 2017 г. каршеринговый парк в Москве составлял менее 2000 автомобилей, в 2018 г. он составлял 4,5 тыс., в 2019 г. - 16,5 тыс.

Количество пользователей каршеринговых автомобилей по всей стране, по словам Анны Смирновой, в 2017 г. составило менее 10 тыс., в 2018 г. - 51,6 тыс., в 2019 г. - 228,8 тыс. Объём расходов пользователей на каршеринг в 2017 г. составил менее 50 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 295,3 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 951,6 млн руб в месяц.

Проблемами рынка каршеринга в России, по мнению Анны Смирновой, являются завышенные цены игроков рынка, сложности компаний со страхованием своих услуг, утечка личных данных пользователей и создание на их основе фальшивых аккаунтов, отсутствие ответственности у компаний и их водителей в силу отсутствия соответствующего нормативно-правового регулирования, а также грубое отношение со стороны пользователей к автомобилям каршеринговых компаний.

Что касается перспектив каршерингового рынка в России в 2019-2021 гг., то, по мнению Анны Смирновой, к 2020 г. размер автопарка каршеринговых компаний возрастет до 30 тыс. В партнерских пулах появятся частные лица. Помимо того, в 2019-2020 гг. произойдет продвижение зон работы каршеринга в Московскую область. Данный сервис появится как минимум в 20 новых городах. Помимо того, в 2019-2021 гг. произойдет распространение технологий каршеринга в прокате и сближение рынков такси и каршеринга.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, говоря с корреспондентом ComNews о данных исследования Carsharik.ru, заметил, что внимание на себя обращает тот факт, что автопарк каршеринга сегодня сконцентрирован в двух столицах - Москве и Петербурге. "Прогноз предсказывает довольно скромное увеличение парка в 2020 г. - до 30 тыс., таким образом, рынок в столицах постепенно насыщается. Количество пассажиров за год увеличилось в четыре с половиной раза, но выручка при этом выросла втрое, следовательно, цены снижаются, и это свидетельствует об острой конкуренции между компаниями", - заявил Леонид Делицын.

При этом он добавил, что далеко не все компании имеют ноу-хау, которые позволят им долго оставаться на рынке, многим требуются инвестиции. "Понятно, что восемь или девять сильных брендов потребительское сознание тоже не выдержит, то есть либо компаниям придется найти свою нишу и сконцентрироваться на обслуживании узких сегментов потребителей, либо их перестанут отличать друг от друга, и тогда их задушит ценовая конкуренция. Через год или два рынок может консолидироваться, так что игроков станет вдвое меньше - не более четырех в каждом из регионов", - указал Леонид Делицын.

Он также заметил, что российский рынок каршеринга рос за счет спроса на инновационную услугу среди обеспеченной и мобильной части населения - предпринимателей, менеджеров, высококвалифицированных специалистов. "Однако темпы роста столь высоки, что этот сегмент скоро будет исчерпан. Поэтому привлечь новые инвестиции большинству игроков рынка будет непросто, и весьма вероятны скорые поглощения", - указал Леонид Делицын.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что как позитивный момент рынка можно обозначить тот факт, что рынок каршеринга в России на сегодняшний день еще не достиг насыщения. "Несколько сотен тысяч человек - это все еще значительно меньше доли наиболее обеспеченных жителей Москвы, которая составляет порядка 2 млн и которая может позволить себе каршеринг. Но не все захотят, не у всех "богатых" есть права. Поэтому, с учетом темпов роста, рынок близок к насыщению и проблемам", - заявил Александр Осин.

В проблемах же рынка, по словам Александра Осина, не указан макроэкономический фактор, а он - основной. "В условиях, когда реальные ставки по кредитам - вблизи 10-15-летних максимумов, прирост кредитов предприятиям - отрицательный, а прирост потребкредитования стремится к уровням ниже 10% год к году, когда происходит прямое (посредством повышения НДС) и косвенное (через повышение пенсионного возраста) ужесточение налоговых условий, трудно ожидать от любого рынка производственно-сервисных инвестиций устойчивого роста на ближайшие несколько лет. Поэтому ужесточение конкуренции между российскими сервисными компаниями произойдет в ближайшие годы, и каршеринговые компании будут вынуждены обращаться к банкам, да и любым крупным компаниям, прямо или косвенно связанным со сферой услуг, за финансовой помощью, будут ее приобретать и на полученные деньги проводить политику выдавливания других игроков", - указал Александр Осин.

Он также добавил, что каршеринг - перспективное в долгосрочном периоде направление. "Но придется много вкладывать ресурсов и долго ждать эффекта. Как и рынок интернет-торговли, оно быстро займет свою обусловленную потребительским платежеспособным спросом нишу и дальше будет расти очень медленно. Для сравнения рынок интернет-торговли быстро вырос до нескольких процентов от рынка розничных продаж, но затем прирост его доли упал до 0,5% от этой доли в год и сохраняется таким уже порядка пяти лет. Примерно такой же динамики развития я ожидаю и от каршеринга", - отметил Александр Осин.

Напомним, что в конце марта 2019 г. Сбербанк представил свой анализ рынка каршеринга в России. Согласно ему, по итогам 2018 г. ключевые показатели рынка каршеринга, а именно количество пользователей, выручка, парк автомобилей, выросли более чем в пять раз.

Отметим, что уже совсем скоро, 24 октября этого года, в Москве пройдет III Федеральный форум "Smart Cars & Roads - цифровая трансформация экосистемы "автомобиль-дорога" в Российской Федерации". Данный форум представляет собой уникальную площадку для обсуждения вопросов развития автотранспортных средств с элементами искусственного интеллекта и интеллектуальных транспортных систем - до сих пор эти части единого целого рассматривались на различных конференциях в России лишь по отдельности.

Важнейшей же темой форума в 2019 г. будет цифровая трансформация экосистемы "автомобиль-дорога", а также способы объективной оценки эффекта от цифровой трансформации и окупаемости инноваций. Подробнее на официальном сайте проекта: https://www.comnews-conferences.ru/ru/conference/smartcr2019