Новости / октябрь 2019
Александр Иванов и Марк Гарбер создали Global Chain

Александр Иванов, основатель Waves Platform, и Марк Гарбер, председатель совета директоров GHP Group, создали совместное предприятие Global Chain. Фокус СП направлен на создание крупной логистической блокчейн-платформы с планами на международную экспансию. Основатели будут владеть компанией на паритетной основе - 50 на 50. Руководителем СП назначен Александр Иванов.
© ComNews
24.10.2019

Совместное предприятие будет заниматься внедрением технологии блокчейн в логистике и других сферах. На начальном этапе фокус будет именно на логистических решениях. В дальнейшем предполагается реализация совместных проектов и в других отраслях экономики. Совместный проект Александра Иванова и Марка Гарбера будет работать на территории России как Globalchain Ltd. со штаб-квартирой в Москве.

Инвестиции в создание СП стороны не раскрывают. "Это был первый раунд инвестиций. Компания основана в России и будет работать в России. Ltd - только в названии. Есть планы на международную экспансию. Пилотный проект будет запущен с участием международных партнеров. Про другие проекты говорить рано. Платформа Vostok trade развиваться не будет, СП будет развиваться на базе корпоративной блокчейн-платформы Waves Enterprise. Под брендом Waves Enterprise продолжат работу все проекты, ранее запущенные на платформе Vostok. Бренд Vostok больше не будет использоваться", - рассказал корреспонденту ComNews Александр Иванов.

Он говорит, что логистика, наряду с банковским сектором, является прекрасной базой для появляющихся корпоративных блокчейн-платформ. "Применение блокчейна в логистике может дать хороший импульс для модернизации отрасли. Наличие большого количества независимых игроков, потребность в снижении транзакционных расходов и сокращение цепочки посредников создают четко сформулированный запрос на децентрализованные решения в логистике. Используя отраслевую экспертизу GHP Group, Waves запускает международную платформу, которая будет объединять в себе перевозчиков, логистические компании, таможенные службы и клиентов на базе распределенной логистической платформы. В 2018 г. объём глобального рынка блокчейна в логистике составил $145 млн. К 2023 г. прогнозируется кратный рост до $3,3 млрд. Сценариев возможного использования этой технологии огромное множество - от организации финансовых транзакций между всеми участниками логистического процесса до управления цепочками поставок", - прокомментировал Александр Иванов.

"Наше сотрудничество вышло на новый уровень и требует иного подхода: мы с Александром сосредоточимся на реализации вертикально ориентированных проектов в рамках совместного предприятия Global Chain, - комментирует Марк Гарбер. - Мы рассчитываем получить синергетический эффект от нашей экспертизы в масштабных стратегических проектах и опыта Александра в блокчейн-технологиях".

Напомним, что изначально Александр Иванов, физик по образованию, - основатель Waves Platform и проекта Vostok.

Vostok и ГК "Ростех" в 2018 г. подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проектов государственной программы "Цифровая экономика РФ", разработке решений для инфраструктурных проектов, в частности для умных городов, и созданию технологической базы для перехода к "цифровому предприятию". Vostok также сотрудничал с Национальным центром информатизации (входит в госкорпорацию "Ростех").

Блокчейн-проект Vostok также сотрудничал с АО "Трансмашхолдинг" по созданию блокчейн-системы анализа данных о состоянии локомотивных парков (см. новость ComNews от 8 октября 2018 г.).

В марте 2019 г. одним из инвесторов блокчейн-платформы Vostok стал председатель совета директоров GHP Group Марк Гарбер, вложивший в проект до $10 млн. Бизнесмен тогда заявлял о намерении участвовать и во втором раунде инвестиций в Vostok, в ходе которого платформа планирует привлечь еще $120 млн.

В июле Александр Иванов полностью продал GHP Group долю в Vostok, чтобы сосредоточиться на развитии основного проекта - Waves Platform.

В сентябре Vostok объявила о начале разработки международной логистической платформы Vostok Trade с использованием технологии распределенного реестра (см. новость ComNews от 6 сентября 2019 г.).

Директор по развитию бизнеса "Крок" в ретейле Дмитрий Смирнов сказал, что транспортная и складская логистика - ключевые звенья цепочки поставок на территории России. "От ее развития зависит также и масштабирование большинства отраслей страны. Огромные расстояния, недостаточно развитая транспортная инфраструктура и невысокий уровень зрелости управления логистикой делают этот рынок достаточно перспективной нишей. Так, по данным КоммерсантЪ, по итогам 2018 г. игроки логистического рынка увеличили выручку на 20,5%. Конечно, по уровню охвата логистическими сервисами и по обороту отрасли мы все еще на позициях "догоняющих", например, США и Китай. При этом в сравнении с этими странами востребованность рынком у нас примерно на одинаковом уровне. Поэтому вектор развития и потенциал ясны. На сегодняшний день ИТ-рынок предлагает достаточно широкий спектр решений с технологией блокчейн. Кейсы реальных внедрений тоже можно найти: взять хотя бы те же криптовалюты. Однако применений блокчейн-технологий в логистике - единицы. Реальность такова, что за последний год даже на Западе о внедрении блокчейна объявляли не так уж часто и в основном крупные игроки. В частности, о подобных проектах заявляли Coca-Cola и Walmart. В России о внедрении соответствующих решений объявляли ГК "Обувь России", АО "Дикси Групп", а также "МегаФон". Без кейсов с ощутимым экономическим эффектом перспективы блокчейн-решений на рынке логистики - не до конца определенные. В ближайшем будущем широкого распространения технологии здесь мы вряд ли увидим. Вместе с тем, если бы на базе высокотехнологичной и производительной платформы рынку предложили надежное и дешевое решение, то с высокой долей вероятности блокчейн стал бы неким атрибутом, который каждый уважающий себя оператор ретейла, FMCG, логистики должен иметь "по умолчанию", - рассказывает Дмитрий Смирнов корреспонденту ComNews. - Пока технологии блокчейн интересны в основном крупным транснациональным игрокам, которые извлекают из их внедрения существенный экономический эффект. Например, Maersk продвигает новые технологии и предлагает их своим клиентам. В основном из среднего и крупного сегмента - федеральным сетям, FMCG-компаниям, логистическим операторам 3- и 4PL. В качестве иллюстрирующего примера применения таких решений транснациональными компаниями могу отметить логистический документооборот, классический EDI, но в форме блокчейн-документооборота, а также смарт-контракты. Однако о достаточно серьезных проектах на стороне российских логистических операторов речи пока не идет".

Директор по развитию бизнеса DTG (направление в группе компаний "Ланит") Илья Полесский отметил: "Казалось бы, сегодня мы ощущаем спад интереса к блокчейну, а сложности с запуском валют Facebook и Telegram показывают определенные проблемы в применении этой технологии в финансовой сфере. Но это не означает, что она стала менее актуальна для других отраслей. Логистика и управление цепочками поставок - сфера номер один, где появляются практические работающие решения с использованием технологии блокчейн. Например, запущенная в 2018 г. платформа Maersk Group и IBM для отслеживания поставок и управления цепочками поставок под названием TradeLens продолжает развиваться. К этой экосистеме присоединяются все новые участники. Ее создатели утверждают, что проект сможет кардинально улучшить отрасль и мировую экономику в целом. Проекты DTG на базе платформы Granum очень хорошо себя показывают на реальной практике с российскими ретейлерами. Поэтому мы смотрим на старт проекта Waves Platform и GHP Group с надеждой, что компании сумеют получить реальный работающий инструмент", - рассказал он.

"Российский рынок транспортно-логистических услуг оценивают в 3,6 трлн руб., то есть 3,5% российского ВВП, - говорит аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. - Эффект от внедрения технологии распределенного реестра прогнозировался на уровне 4% объема рынка - через пять лет - существенно, хотя и не настолько, чтобы все бросились внедрять блокчейн. Компаний, внедряющих блокчейн в логистике, пока немного, но их число может резко возрасти, как только станут ясны предпочтительные платформы. Данная сделка - это реструктуризация совместного бизнеса. Например, предприятие Global Chain может быть ориентировано на более широкий круг рынков, чем Vostok Trade. Российский рынок, хотя и крупный, но не исчерпывает возможностей, ведь, к примеру, только европейский рынок логистики - это триллион евро в год. На практике собственники могут реструктурировать компании несколько раз, поскольку текущая ситуация меняется быстро. В истории случалось даже так, что интернет-холдинг покупал электронный магазин за несколько миллионов долларов, а потом возвращал прежнему владельцу за $1, поскольку сам собой розничный онлайн- бизнес не шел, а много усилий на него тратить холдинг не хотел".

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Евгений Миронюк отметил, что рост рынка логистических услуг в России замедляется. "Согласно исследованию M.A.Research, в 2017 г. рост рынка составил 9,7%, в 2018 г. - 6,6%, а по итогам текущего темпы роста не превысят 3,3%. Основное влияние оказали антироссийские санкции, умеренный потребительский и инвестиционный спрос. Тем не менее внедрение технологии блокчейна в области логистики очень перспективно. Помимо платежной функции технология позволяет учитывать логистические процессы. Например, компании Maersk и IBM перевели информацию о движении товаров и грузов в распределенный реестр. В компании T-Mining используют технологию для передачи задачи персоналу, в частности о конечной точке доставки товара. За рубежом для проверки товаров на подлинность и соблюдения сроков хранения технологию используют ретейлеры и производители потребительских товаров - Nestle, Unilever, Walmart. Примеров использования блокчейна крупными компаниями из реального сектора экономики в России пока нет. Криптовалюта воспринимается большинством в качестве спекулятивного актива и как средство платежей. В этом смысле проект Global Chain может взять на себя важную функцию внедрения всех преимуществ технологии в логистических процессах российских компаний. Снижение затрат на перевозку, повышение уровня безопасности и сохранности данных существенно оптимизирует затраты. Насколько успешным станет созданное Waves Platform и GHP Group совместное предприятие, будет зависеть от коммерческого успеха реализации первых крупных проектов", - прокомментировал аналитик.

Новости из связанных рубрик