ПАО "Сбербанк" запустило O2O-сервис (online-to-offline) для покупки продуктов "СберМаркет". "СберМаркет" создали на базе сервиса Instamart, который банк выкупил в сентябре этого года. Сервис доставляет товары из сети Metro Cash&Carry. До конца года "СберМаркет" подпишет соглашение как минимум с еще одной партнерской сетью.

© ComNews
12.11.2019

"

"СберМаркет" работает в 31 российском городе. Для жителей некоторых районов Москвы доступны заказы из гипермаркетов "Ашан" и "Азбука Вкуса". Сервис действует в 16 подмосковных городах, а также в Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Волгограде, Воронеже, Самаре, Уфе, Красноярске, Омске, Новосибирске и Челябинске. Как заявил представитель пресс-службы "СберМаркета", в его ассортименте - 70 тыс. товаров.

Товары продают по той же цене, что и в офлайновых магазинах. Доставка до дверей клиента день в день - от двух часов. Заказ можно оформить через сайт или одноименное мобильное приложение "СберМаркета". Как сообщает Сбербанк, "СберМаркет" войдет в состав создающегося Сбербанком и Mail.Ru Group совместного предприятия в области O2O (см. новость ComNews от 26 июля 2019 г.). СП будет оперировать на двух крупнейших цифровых потребительских рынках России, совокупный объем которых, как ожидают в пресс-службе Сбербанка, превысит 1 трлн руб. на горизонте трех лет.

"Мы будем развиваться в рамках фудтех-направления Сбербанка, расти в рамках текущей модели. И уже до конца 2020 г. хотим вырасти в четыре-пять раз", - прокомментировал запуск сервиса генеральный директор "СберМаркета" Асан Курмангужин.

Стоимость доставки в "СберМаркете" составляет 98 руб. на первый заказ и 158 руб. - на последующие.

"До конца года "СберМаркет" будет масштабироваться в тех городах, где сервис уже представлен. Мы ведем переговоры о взаимодействии с действующими и новыми ретейлерами, обсуждаем форматы сотрудничества. К Новому году мы увеличим количество партнерских сетей", - сказала руководитель PR-службы "СберМаркета" Тамила Агамова.

Главный аналитик ПАО "Промсвязьбанк" Мария Морозова считает, что индустрия O2O-сервисов в меньшей степени подвержена влиянию экономических шоков. И такие компании, как "Утконос" (10,2 млрд руб., 45% оборота рынка), "Озон" (3 млрд руб.), "О`Кей" (1,7 млрд руб.), демонстрируют на нем устойчивые двузначные темпы развития, добавила специалист. По оценкам экспертов "Промсвязьбанка", оборот рынка O2O сервисов доставки продуктов в 2018 г. составлял 23 млрд руб.

"В ближайшие полгода "Сбермаркет" может занять от 3% до 7% рынка при консервативном сценарии, и до 15% в случае реализации агрессивного сценария - программы лояльности и дисконт-ценообразования для широкой аудитории", - сказала Мария Морозова. По ее мнению, сервис в перспективе может рассчитывать на долю российского рынка в 20-25%.

Для Сбербанка расширение позиций на рынке O2O-сервисов доставки продуктов происходит в рамках стратегического увеличения доли комиссий. "Сейчас доля комиссионного дохода в операционных доходах банка составляет уже 35%", - обращает внимание аналитик "Фридом Финанса" Александр Осин.

В ближайшие полгода "СберМаркет" в плюс не выйдет. "Оба крупнейших оператора рынка, которые работают на нем уже более пяти лет, убыточны. Сбербанку - как ключевому акционеру - достаточно, чтобы структура отбивала за счет деятельности комиссионные расходы, которые будет нести в рамках обслуживания", - отметил Александр Осин.

По словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, рынок доставки продуктов находится в довольно ранней стадии развития. Розничный оборот торговли продуктами питания в России составляет 13,5 трлн руб. в год. "Если предположить, что треть этого объема будет доставляться по модели O2O, тогда при текущих комиссиях доставки - 3-4% объема заказа - мы получим 200 млрд руб. в год. Добавим к этому рынок доставки готовой еды, который оценивают сейчас в 132 млрд руб. Получаем потенциал в 300 млрд руб. - совсем не 1 трлн, на который нацелился Сбербанк", - сказал Леонид Делицын.

Объем заказов, которые обслужил Instamart в прошлом году, - 1 млрд руб. По итогам 2018 г. у Instamart было около 100 тыс. клиентов. Как полагает Леонид Делицын, по итогам этого года разумно рассчитывать по меньшей мере на удвоение. "В ближайшие полгода аудитория увеличится еще на 100-200 тыс. клиентов", - прогнозирует он.

Аналитик уверен, что для инвесторов уровня Сбербанка нет смысла заходить на рынок, где их доля в итоге составит 15-20%, а "свирепая" конкуренция превратит их в подобие операторов сотовой связи, у которых огромные обороты, но низкая стоимость. "Входя на подобный рынок, инвесторы обычно рассчитывают занять 60-80%", - подытожил Леонид Делицын.

"СберМаркет" начал работу в пилотном режиме 6 сентября 2019 г. в Ростове-на-Дону и Краснодаре на базе операционной и технологической платформы онлайн-сервиса доставки продуктов Instamart. По данным Сбербанка, через месяц "пилот" в двух городах обеспечил 10% от заказов сервиса Instamart во всех регионах присутствия. В первый месяц более 20 тыс. человек установили приложение "СберМаркет" на мобильные устройства.

Новости из связанных рубрик