31.01.2020

В Москве в рамках CSTB.Telecom&Media’2020 прошел третий Content Summit Russia – ежегодная площадка, на которой собираются представители индустрии кино: режиссеры, продюсеры, дистрибуторы и кинокритики. Content Summit Russia – относительно молодое мероприятие, но именно здесь обсуждают особенности создания кинопродукта, модные тренды, истории успеха, нашумевшие новости и киноленты, ставшие лидерами проката.

Первый день Content Summit Russia начался с полномасштабной аналитики. На сессии "ТВ и видеоконтент" под модераторством Ксении Болецкой (редактор отдела медиа "Ведомостей") были представлены исследования потребления ТВ и видеоконтента в 2019 году. Ксения Ачкасова (исполнительный директор MediaScope) представила отчет о российском телесмотрении. Выяснилось, что 66 % населения смотрят телевизор каждый день в течение 3 часов 40 минут, отдавая предпочтение развлекательным, музыкальным и детским программам, а также кино и сериалам. Особо была подчеркнута ценность получаемых данных по селам и городам с небольшой численностью.

Дискуссионная панель "Традиционное телевидение и конкурентная среда" объединила представителей крупнейших операторов, медиахолдингов и телеканалов. Среди них: Григорий Лаврова (генерального директора "Медиа Альянс), Дмитрий Борисов (генеральный продюсер ПКВС), Александр Косарим (директор по контентной политике "Ростелеком") Арсен Хомутов (директор по контенту "Триколор"), Ирина Савченко (заместитель директора Дирекции интернет-вещания "Первого канала"), Ксения Гордиенко (директор департамента анимации СТС), Андрей Громковский (вице-президент UFC Russia). Эксперты отметили, что пока рано констатировать смерть традиционного телевидения, так как по сравнению с онлайн-средой линейное вещание позволяет монетизировать контент намного эффективнее. Также на рынке наблюдается развитие нишевого предложения и возрастание роли анимационного производства и спортивных программ. Неизбежным, по мнению спикеров, должна стать консолидация рынка, которая на данный момент не достигла большой активности.

При поддержке Ассоциации продюсеров кино и телевидения состоялись две последующие сессии под модераторством Сусанны Альпериной (редактора гуманитарного блока "российской газеты"). На первой из них – "Российский контент: производство и дистрибуция" – были затронуты технологические особенности создания разножанровых проектов и раскрыты подробности уже вышедших или только готовящихся к релизу кинолент и сериалов.

В сессии приняли участие Сергей Сельянов (Председатель Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, глава кинокомпании СТВ); Александр Акопов (соучредитель и продюсер компании Cosmos Studio); Федор Бондарчук (основатель и соучредитель кинокомпании Art Pictures Studio, председатель совета директоров Киностудии "Ленфильм", продюсер, режиссер, актер); Влад Ряшин (основатель и генеральный продюсер кинокомпании Star Media); Рафаел Минасбекян (генеральный директор Группы компаний ГПМ КИТ); Макар Кожухов (директор по контентной стратегии OKKO Entertainment/Rambler Group) и Александр Котт (режиссер, сценарист, продюсер).

Сергей Сельянов отметил смещение фокуса к производству контента не для кинотеатров. Появившаяся многоплатформенность предполагает адресность и таргетированность, а вместе с ними позволяет задействовать больше каналов для распространения продукции. Поэтому сейчас приоритетной задачей для создателей проектов он назвал поиск новых способов рассказа, тех нарративов, которые будут интересны преимущественно для онлайн-сервисов. Новым королем киноиндустрии провозглашается сценарист, способный создать материал для интернет-показа.

Федор Бондарчук, говоря о съемках своего первого сериала "Псих" для more.tv, подчеркнул, что производство контента для онлайн-платформы предоставляет значительную свободу творчества и возможность расширить спектр тем. Среди наиболее перспективных направлений в большом кино он выделил создание киновселенных, которое сопровождается сложностями, но остается интересным и важным.

Александр Акопов высказал мнение о том, что существенных различий между оффлайн- и онлайн аудиториями нет. Попросту современных зрителей становится сложнее удовлетворить стандартным телевизионным продуктом. Теперь необходимо повышать качество производимого контента, что достаточно трудно сделать в условиях, как правило, ограниченного бюджета. Выходом из положения могла бы стать договоренность между каналами и производителями контента, суть которой в том, чтобы снимать меньше проектов, но дороже.

Александр Котт, наоборот, считает, что ТВ лучше понимает своего зрителя и его потребности, поэтому разница между подготовкой проекта для телевидения и онлайн-платформы огромна. Но большинство экспертов возразили: по их мнению, онлайн-платформы хорошо знают свою аудиторию – даже поименно. На этом обсуждение форматов потребления контента было формально окончено.

О дистрибуции российских проектов за рубежом высказался Влад Ряшин. По его мнению, в этом вопросе пока рано говорить о каком-то прорыве для нашей киноиндустрии. Успехом можно будет назвать событие, когда первый российский сериал для иностранного зрителя будет продан, как минимум, за 100 тыс. долларов за серию.

Диджитал-возможности для видеоконтента рассмотрел Макар Кожухов. Он поделился кейсом запуска платформы для вертикального видеосмотрения, для которой уже были сняты 10 сериалов в таком формате на ОККО. Александр Акопов ответил эксперту, что вертикальное смотрение неудобно пользователю, здесь нет потенциала для художественного развития кино.

О текущих экспериментах, связанных с диджитализацией, продолжил рассказывать Рафаэль Минасбекян. Он также привел показатели прошлого года, поделился информацией о новом проекте "Киностудии КИТ" сериале "Джон Пол Джонс", который разрабатывает шоураннер Дэниэл Кнауф и проанализировал успех "Холопа" как один из его продюсеров.

На второй сессии "Закупка и адаптация зарубежного контента" встретились Александр Акопов (соучредитель и продюсер компании Cosmos Studio); Влад Ряшин (основатель и генеральный продюсер кинокомпании Star Media); Юлия Сумачева (генеральный продюсер компании ВайТ Медиа); Владимир Утин (генеральный директор продюсерского центра "Леан-М") (подразделение Sony Pictures Television в России); Иван Самохвалов (управляющий партнер продюсерской компании "Среда"); Юлия Иванова (генеральный директор кинокомпании "Марс Медиа Энтертейнмент"). Модератор Сусанна Альперина (редактор гуманитарного блока "Неделя" в "Российской газете") подняла важные для сферы вопросы: какой контент следует приобретать и в каком виде, как адаптировать контент для российского рынка с учетом менталитета жителей нашей страны, какие проблемы существуют в отрасли и т.д.

Эксперты поделились своим кейсами адаптации проектов, в которых в своё время приняли участие, обменялись примерами, когда проект начинает жить "собственной жизнью" в другой стране, а также рассказали о ближайших адаптациях.

Александр Акопов начал сессию с рассказа о первом опыте адаптации – ситкоме "Моя прекрасная няня". Александр вспомнил, как никто не верил в успех сериала и вообще в возможность адаптации. Но в процессе стало понятно, что проект удался: стоимость одной серии возросла в 20 раз.

Влад Ряшин рассказал о сериале "Ищейка" и о том, какие трудности есть в отрасли производства адаптаций телесериалов и телешоу. Юлия Иванова поделилась секретом успеха фильма "Громкая связь". По мнению эксперта, самое главное – это понимание того, могла ли ситуация произойти в нашей действительности, укладывается ли это в наш менталитет. То есть как ранее удачно отметил Александр Акопов, чем архетипичнее история, тем успешнее адаптация.

Далее спикеры сессии приступили к анализу факторов, необходимых для создания успешной адаптации зарубежного контента. Владимир Утин заявил, что адаптация форматов – это занятное путешествие в неизведанную страну, которое базируется на двух составляющих: логике здравого смысла и таланте адаптаторов.

Юлия Сумачева ответила на наиболее часто задаваемый вопрос: почему российский рынок больше заимствует, нежели создаёт новое. По ее мнению, разработка и производство новых проектов ведется постоянно, но в условиях, когда уже существует зарекомендовавшее и доказавшее свою популярность по всему миру шоу, такой формат становится продать гораздо проще, чем свою собственную, уникальную идею.

Иван Самохвалов рассказал о пользе адаптации: "Когда ты адаптируешь контент, ты изучаешь их подход, ты учишься на примере успешного проекта. Чем более качественные книжки ты читаешь и фильмы смотришь, тем более качественный продукт ты выдаешь. Здесь то же самое".

Закрыла Форум Content Summut Russia дискуссионная панель "Авторские права и борьба с пиратством" под модераторством Павла Каткова ("Катков и партнеры", член Совета ТПП РФ по ИС, член Экспертного совета БРИКС). Екатерина Миронова (заместитель генерального директора ООО "ГПМ РТВ", генеральный директор ООО "Ума.тех", руководитель Совета по противодействию нелегальному распространению контента в Интернете, Союз "МКС"), Ирина Савченко (заместитель директора Дирекции интернет-вещания "Первого канала") и Андрей Громковский (вице-президент UFC Russia) подчеркнули, что пиратство – это отдельный вид бизнеса, и отметили необходимость сокращения сроков блокировки пиратских трансляций. Леонид Савков (коммерческий директор Яндекса) заявил, что для успешной борьбы с пиратством необходимо одновременное воздействие на все пять звеньев цени: правообладателей, пиратские сайты, рекламодателей, операторов связи и конечных потребителей контента.

В завершение дискуссии Алексей Катков (управляющий партнер "КИП") представил технологию KIP MONITOR, позволяющую эффективно выявлять большинство нарушений авторских прав, а Евгений Сафронов (главный редактор информационного агентства InterMedia) выступил с докладом о краткой истории пиратской отрасли в России и мире – с 1898 года по настоящее время – наглядно продемонстрировав, что проблема пиратства существовала всегда. Подводя итоги дискуссионной панели, Леонид Савков вновь подчеркнул важность сотрудничества всех сторон отрасли и пригласил операторов связи принять участие в следующем антипиратском меморандуме.

Content Summit Russia – одно из главных деловых мероприятий выставки-форума CSTB. Telecom&Media’2020. Выставка-форум – это ключевое событие индустрии телеком и медиа, единственная практико-ориентированная площадка, где можно услышать точки зрения представителей рынка и государства, узнать, как трансформировать бизнес для его дальнейшего развития, получить консультации ведущих экспертов отрасли.

Выставка и форум CSTB. Telecom & Media ‘2020 проводилась при поддержке

Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Роскомнадзор, ТПП РФ, МТПП.

При генеральной поддержке "Медиа-Коммуникационного Союза".

Титульный партнер: Ростелеком. Стратегический партнер: Триколор.

Партнеры деловой программы: Яндекс, АПКиТ, АКАР, Mediascope.

Присоединяйтесь к нам в сети: Facebook, VK, YouTube