Точка зрения / февраль 2020
Главная задача в подходе к бизнесу - клиентоориентированность

Алексей
Буянов

член совета директоров, независимый директор АО "Казахтелеком"
© ComNews
17.02.2020

О взаимодействии "Казахтелекома" с "ИКС Холдингом", ГЛОНАСС, "Ростелекомом", результатах деятельности компании за 2019 год корреспонденту ComNews рассказал член совета директоров, независимый директор АО "Казахтелеком" Алексей Буянов

"Казахтелеком" в октябре 2019 года стал одним из подписантов меморандума о создании межотраслевого консорциума "Автодата.Рус". Как продвигается работа в этом направлении? Идет ли создание платформы "Автодата"? Что, со своей стороны, предоставил "Казахтелеком" для консорциума - данные, финансирование, кадры и прочее?

На сегодняшний день "Казахтелеком" сотрудничает с НП и АО "ГЛОНАСС", на рабочем уровне обсуждались вопросы по широкому спектру взаимодействия в интересах потребителя, возможности цифровизации автомобильных дорог республиканского значения, использования Цифровой лаборатории для тестирования IoT-устройств, встраиваемых в автомобили на линиях сборки. Данная стартап-лаборатория развивается на территории Международного технопарка ИT-стартапов в Казахстане, а также есть ряд других проектов по использованию данных для повышения безопасности и удовлетворенности пользователя, где аналитика работает сквозным образом для всего ЕАЭС.

Началось ли сотрудничество "Казахтелекома" и "ИКС Холдинга" после подписания компаниями в ноябре 2019 года меморандума? Какие совместные мероприятия, решения разрабатывают компании?

Основным направлением на данном этапе выбрано сотрудничество в сфере развития Big Data и IoT. На сегодняшний день прорабатывается кейс совместно с АО "Kcell" по предоставлению АО "Казпочта" георекомендательного сервиса для открытия новых отделений и установки банкоматов. Также планируется запуск совместного проекта "Казахтелекома" и "ИКС Холдинга" по модернизации сферы ЖКХ в части использования IoT- устройств для автоматического сбора информации о состоянии общегородских сетей. Кроме того, прорабатывается возможность реализации совместного проекта с Tele2 по предоставлению услуг кредитного скоринга потенциальных клиентов для банков второго уровня.

Идут ли переговоры между Казахстаном и Россией об отмене роуминга и снижении абонентских ставок в роуминге до уровня домашнего региона?

На данный момент ведутся активные переговоры между Казахстаном и Россией по внедрению справедливых тарифов в международном роуминге в рамках Евразийского экономического союза. Данный вопрос затрагивает всех участников Союза и требует дополнительной всесторонней проработки. В связи с этим проводится анализ вариантов поэтапной отмены роуминговых платежей в Европейском союзе и создания дорожной карты, предусматривающей снижение тарифов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Стоит отметить, что при снижении тарифов в международном роуминге в государствах - членах Евразийского экономического союза должны быть учтены все риски, связанные с несанкционированной терминацией трафика, перетеканием абонентов, регистрацией мобильных устройств и т.д.

Как развивается сотрудничество с CDNvideo, намеченное в конце 2018 года? Какие реализуются совместные проекты, итоги сотрудничества?

Да, действительно, в 2018 году был заключен меморандум между "Казахтелекомом" и компанией CDNVideo, в рамках которого стороны рассматривали возможности для создания и реализации совместных продуктов.

Услуга доставки контента на базе сетей CDN является не массовой и направлена на сегмент контент-провайдеров: новостные интернет-порталы, онлайн-ТВ, медиаканалы и другие ОТТ-сервисы. Учитывая данную специфику услуги доставки контента, "Казахтелеком" и CDNVideo решили предоставлять услуги на кейсовой основе, то есть решение делается для каждого клиента в отдельности. В рамках заключенного меморандума стороны тестируют вариант предоставления доставки контента для одного из новостных порталов Казахстана.

В 2016 году между "Казахтелекомом" и "Ростелекомом" существовало соглашение по международным тарифам? Действуют ли сейчас специальные тарифы с этим и другими российскими операторами?

На сегодняшний день между АО "Казахтелеком" и ПАО "Ростелеком" подписано соглашение об оказании услуг международной электросвязи. Так, обмен совместными данными осуществляется по прямым каналам, их количество составляет 4560, но по данному соглашению специальные тарифы не предусмотрены. В то же время между АО "Казахтелеком" и ПАО "Ростелеком" подписан договор о предоставлении услуги "Тариф "Безлимитная Россия". Пакет безлимитных международных звонков по фиксированным сетям двух компаний предоставляет абонентам из Казахстана и России возможность совершать за ежемесячную плату неограниченное количество звонков в направлении всех фиксированных операторов связи России и Казахстана. Отметим, что "Тариф "Безлимитная Россия" не имеет аналогов в других странах Содружества Независимых Государств.

Проблема удержания абонентов остро стоит перед операторами связи. Какие показатели по абонентской базе у "Казахтелекома"? В частности, по итогам 2019 года был ли рост, снижение показателя? Какие меры по удержанию, росту абонентской базы предпринимает компания?

Главная задача "Казахтелекома" в подходе к бизнесу – клиентоориентированность, и одним из приоритетов компании является качественное сохранение абонентской базы. В частности, традиционный набор мер: гибкая тарифная линейка, широкий спектр услуг, решение вопросов, связанных с качеством услуг и сервиса "Казахтелекома". Инновации, bundling услуг, осовременивание инструментов доставки сервиса являются для компании полем сражения за удовлетворение потребностей каждого клиента и снижение оттока.

К примеру, в "Казахтелекоме" действует абонентский канал обслуживания и удержания, благодаря которому появилась возможность оперативно реагировать в решении вопросов устранения проблем с качеством сервиса, подбора более подходящего абоненту продукта из линейки услуг оператора. Таким образом "Казахтелеком", надеемся, повышает лояльность абонентов и шансы их сохранить. Вместе с тем компания работает над гибкой системой мотивации сотрудников, направленной на повышение эффективности удержания абонентов. Все эти мероприятия позволили "Казахтелекому" в 2019 году повысить на 10% эффективность работы по сокращению оттока по сравнению с 2018 годом.

Какие варианты использования накопленных данных об абонентах видят в компании - развитие платформ, продажа данных и прочее?

В целом "Казахтелеком" всегда фокусировался на работе с биллинговыми данными, лицевыми счетами и т.д. На сегодняшний день компания применяет для аналитики подход Big Data, что позволяет решать ряд бизнес-задач, улучшить качество предоставляемых сервисов, разработать и запустить новые продукты и услуги. Использование технологии в машинном обучении также поможет бизнесу сформировать персонализированные предложения для абонентов B2C и B2B.

Если говорить более подробно, то благодаря накопленной информации можно выявить профили абонентов, которые, вероятно, не вполне удовлетворены качеством услуг. В связи с этим сегодня "Казахтелеком" работает проактивно, делая встречное предложение, чтобы увеличить показатель клиентской удовлетворенности. Но в этой области еще многое предстоит сделать, внутри компании есть понимание низкой эффективности использования накопленного аналитического массива.

Как идет развертывание сети 5G в Казахстане? В каких диапазонах "Казахтелеком" тестирует технологию? В каких планирует строить сеть?

Группа компаний "Казахтелеком" начала процесс изучения технологии 5G еще в 2018 году, и на сегодняшний день компаниями группы было проведено 10 тестирований сети пятого поколения в полевых условиях в городах Нур-Султан и Алма-Ата и Алма-Атинской области. Проведенные тесты 5G были направлены на проверку технических аспектов - готовность оборудования и программного обеспечения 5G NR, покрытие и проникновение, использование радиочастот, спектральную эффективность, скорости и задержки передачи данных, архитектурные вопросы и др.

Группа компаний "Казахтелеком" в первую очередь тестировала программное обеспечение и оборудование, работающее не только в диапазоне радиочастот 3,5 ГГц, но также и в миллиметровом диапазоне 28 ГГц. Стоит отметить, в Казахстане в настоящее время отсутствует свободный сплошной спектр шириной не менее 100 МГц в диапазоне частот 3,5 ГГц, который, ожидаемо, является основным кандидатом для развертывания мобильных 5G-сетей. В связи с этим казахстанские операторы связи пока проводят только тестирование технологии и не производят коммерческих запусков сети 5G. Однако "Казахтелеком" запустил базовую станцию сети нового поколения на территории Международного технопарка ИT-стартапов на постоянной основе в тестовом режиме в диапазоне радиочастот 3,5 ГГц.

Требования к доставке трафика растут с каждым днем. Как "Казахтелеком" формирует инфраструктуру для предоставления доступа к онлайн-видео и онлайн-играм?

Современный телеком развивается бурно, сообразно с темпами развития социальных запросов на коммуникацию и информацию, поэтому провайдеры услуг просто обязаны быть гибкими и соответствовать этим новым, постоянно обновляющимся требованиям. В свою очередь, "Казахтелеком", как ведущий оператор связи в Казахстане, непрерывно работает над улучшением инфраструктуры для формирования различных сервисов, постоянно увеличивая пропускную способность каналов, формируя и предлагая новые продукты своему пользователю.

Стоит отметить, что сегодня казахстанский рынок сформирован так, что основой трафик от онлайн-видео и онлайн-игр, как и месторасположение их серверов, находятся за пределами страны, но у "Казахтелекома" есть вся необходимая инфраструктура для обеспечения современными услугами конечных пользователей. В том числе для оптимизации пропускной способности внешних каналов и увеличения эффективности их использования компания продолжает расширение емкости и скорости передачи данных cache-серверов, позволяющих локализовать потребление значительных объемов международного трафика.

Так, с целью соответствия современным требованиям к линейке продуктов в 2019 году "Казахтелеком" реализовал проект по предоставлению доступа к онлайн-кинотеатру ivi, а это более 65 тысяч единиц контента: фильмы, сериалы и мультфильмы от мировых и локальных киностудий. В целом развитие сети идет в части увеличения емкости серверов и количества сервисов, подлежащих кэшированию, что в перспективе планируется трансформировать в организацию собственной сети CDN АО "Казахтелеком".

Кроме того, "Казахтелеком" на постоянной основе проводит анализ возможностей и обеспечивает реализацию мероприятий по оптимизации загрузки внешних каналов интернета за счет прямого пиринга и локализации трафика в сотрудничестве с крупнейшими контент-провайдерами. Компания работает с Google Inc., Facebook, Vkontakte/Mail.ru, Akamai. К примеру, на сегодняшний день локализован трафик в объеме 900 Гбит/c, что сопоставимо с объемом арендуемых внешних каналов интернета. В ближайших планах "Казахтелекома" - начать совместное сотрудничество с Netflix, а также с обладателем более чем 19 млн веб-сайтов Cloudflare.

Как вы относитесь к импортозамещению? Насколько это важно и нужно? Приобретаете ли вы оборудование у "Элтекс"? Какие российские решения и каких компаний использует "Казахтелеком"? Используете ли вы и есть ли на рынке оборудование, произведенное в Казахстане?

На мой взгляд, импортозамещение не является панацеей, но, тем не менее, является способом точечно усилить экономику, создать новые предприятия и рабочие места, а также мотивировать развитие отдельных элементов производственных цепочек. В Казахстане государство активно стимулирует развитие казахстанского оборудования.

Так, "Казахтелеком" в рамках сотрудничества с локальными производителями закупает у казахстанского ТОО "Элтекс Алатау" STB-приставки, дающие необходимое качество, в том числе возможность предоставления контента в формате 4К. Кроме того, "Казахтелеком", как ведущий телеком-оператор, активно использует местную кабельную продукцию казахстанских производителей, таких как ТОО "КазСвязьКомплект" и "КазЦентрЭлектроПровод".

Оборудование компании "Элтекс" инфокоммуникационный оператор связи "Казахтелеком" не использует, но предоставляет услугу IP TV своим абонентам на базе программного обеспечения российского разработчика ЗАО "Нетрис".

Какие основные итоги деятельности компании, достижения 2019 года вы можете назвать? С какими вызовами пришлось столкнуться "Казахтелекому"?

В настоящий момент можно говорить только о предварительных итогах деятельности компании в 2019 году, так как финансовая отчетность будет готова и представлена на рынок к концу I квартала текущего года. Но год был богат на события. Из наиболее значимых результатов 2019 года можно выделить интеграцию нового актива, публичной компании "Кселл", в работу группы - сделка закрыта на рубеже 2018 и 2019 годов; подписание договора между АО "Казахтелеком" и Tele2 AB о выкупе доли шведского мобильного оператора. Знаковая сделка с Tele2 была завершена в конце июня прошлого года.

Совокупная выручка группы компаний АО "Казахтелеком" по результатам года превышает миллиард долларов, EBITDA Margin превысила уровень 40%, что говорит об эффективности управления группой, сильной управленческой команде, хорошей поддержке от акционеров.