Новости / февраль 2020
Четверка ретейл-новаторов

ПАО "ВымпелКом" ("Билайн"), X5 Retail Group, группа "М.Видео-Эльдорадо" и Hoff создали альянс по поиску и внедрению инноваций. Партнеры будут рассматривать технологические решения для электронной коммерции, транспорта и логистики, потребительского опыта, операций в торговых точках, автоматизации процессов бэк-офиса, маркетинга, цифровых развлечений и интернета вещей.
© ComNews
26.02.2020

Retail Innovation Tech Alliance (RITA) будет искать новые технологические решения как на российском рынке, так и на крупнейших международных стартап-площадках. Об этом говорится в официальном сообщении компаний. Партнеры будут финансировать проект на паритетных условиях.

Комитет RITA выберет российского оператора, в задачи которого будет входить координация действий всех участников, организация скаутинга и отбора перспективных решений в России. Партнеры планируют открыто делиться друг с другом лучшими практиками и своими кейсами работы со стартапами. В качестве партнера проекта для скаутинга в Европе участники альянса рассматривают крупнейший международный акселератор Lafayette Plug & Play, для поиска стартапов в Израиле - компанию Axis.

Управляющий комитет RITA, куда войдет по одному представителю от каждой компании, будет определять стратегию развития альянса, утверждать бюджет, выбирать победителей совместных скаутинговых программ. В течение года стороны планируют пять совместных раундов отбора как в России, так и за рубежом.

Партнеры RITA будут рассматривать технологические решения для различных сфер бизнеса - электронной коммерции, транспорта и логистики, потребительского опыта, качества товаров, операций в торговых точках, автоматизации процессов бэк-офиса, маркетинга, цифровых развлечений, интернета вещей и др. Участники альянса ожидают от новых решений роста эффективности текущего бизнеса, повышения скорости и качества принятия решений, улучшения клиентского опыта, а также формирования новых перспективных бизнес-моделей и направлений.

"Мы убеждены, что открытость и партнерство с другими участниками рынка для совместного поиска инновационных бизнес-идей создает новые возможности, - комментирует запуск RITA директор по стратегии Х5 Retail Group Владимир Салахутдинов. - Создаваемый технологический альянс станет платформой возможностей для российских и международных стартапов и центром инноваций в ретейле. Ранее X5 Retail Group первой среди российских компаний стала якорным партнером акселератора Lafayette Plug & Play в Европе: стороны заключили соглашение на три года, оно предусматривает совместный поиск инноваций по всему миру".

Операционный директор "М.Видео-Эльдорадо" Ирина Иванова напоминает, что группа "М.Видео-Эльдорадо" уже много лет сотрудничает с различными акселераторами и венчурными фондами, пилотирует и внедряет стартап-решения в области блокчейна, аналитики данных и биометрии. "Помимо инновационных промышленных решений группа рассматривает рынок стартапов как потенциальный источник идей и технологий на раннем этапе зарождения. Возникая вне индустрии ретейла, они создают новую перспективу развития отношений с клиентами, повышения эффективности и поиска новых возможностей развития бизнеса. Выход на международный уровень и объединение экспертизы крупнейших компаний-новаторов позволят нам шире посмотреть на воронку и применимость технологий, а также быть более гибкими и адаптивными к потребностям и ожиданиям наших клиентов", - говорит Ирина Иванова.

Hoff в последний год включился в цифровую трансформацию бизнеса, что подразумевает не только оптимизацию всех компонентов бизнеса, но также поиск и тестирование новых технологических решений. "Создание RITA является закономерным ответом изменениям на рынке и новым инструментом для взаимодействия с инновационными экосистемами России и других стран. Уверены, что создаваемый альянс будет выгоден и полезен как его партнерам, так и всему рынку в целом", - надеется сооснователь компании Hoff Михаил Кучмент.

Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса "Билайна" Джордж Хелд указывает, что "Билайн", в свою очередь, в Beeline Innovation Lab не первый год работает со стартапами в качестве connectivity-провайдера и партнера в процессе создания востребованного и интересного клиенту цифрового продукта. "Билайн" ищет новые перспективные источники выручки, фокусируется на цифровых продуктах в области 5G, AdTech/MarTech, FinTech, Media, AR/VR, домашних и мобильных развлечений, новых продуктов для бизнеса, IoT и т.д. Партнерство с ключевыми игроками ретейл-рынка открывает для нас возможности создавать как новые цифровые сервисы для бизнеса, так и массовые продукты, которые помогут пользователям удовлетворять все больше повседневных потребностей", - перечисляет он.

Другой оператор - ПАО "МегаФон", так же как и "Билайн", является крупным заказчиком инновационных решений. "За полтора года работы технологической песочницы (площадки для запуска пилотных проектов со стартапами в "МегаФоне") в нашей воронке собралось 1700 стартапов, - рассказывают в пресс-службе оператора. - Утверждены к реализации 77 пилотов, 37 пилотов реализованы, самые успешные кейсы применяются в "МегаФоне" для автоматизации внутренних процессов или создания новых совместных продуктов. Мы проводим скаутинг зарубежных стартапов как самостоятельно, так и в партнерстве с российскими и зарубежными акселераторами и фондами, поэтому готовы рассматривать различные варианты кооперации с другими крупными игроками".

Пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Дарья Колесникова отмечает, что в компании успешно работает отдельное направление, которое проводит первичную оценку бизнес-идей, отбирает лучшие венчурные проекты и анализирует сценарии их интеграции в бизнес компании. Как уточняет представитель оператора, ответственные за новые проекты подразделения сосредоточены на технологиях IoT и цифровых решениях на базе мобильной связи. В настоящий момент Tele2 оценивает возможности для продажи внешним заказчикам. Что касается конвейера стартапов, то компания с осторожностью относится к такому формату работы и считает рискованным массовый запуск венчурных проектов.

Операционный директор российского стартапа для ретейла Brandquad Даниил Матвеев уверен, что совместные усилия компаний отрасли на различных рынках позволят сделать существенный рывок в развитии клиентских предложений и удовлетворить меняющийся спрос. "Мы взаимодействуем с крупнейшими онлайн- и офлайн-ретейлерами, в том числе с Х5 Retail Group и "М.Видео-Эльдорадо" в области работы с данными в диджитал и видим, что компании достаточно активно интересуются инновациями. В частности, по нашим оценкам, в 2019 г. 89% производителей и 97% опрошенных ретейлеров интересовались PIM-системами для управления контентом, а аналитические модули на основе AI вызвали интерес 64% опрошенных производителей и 67% розничных сетей и маркетплейсов", - делится статистикой Даниил Матвеев.

Директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова замечает, что поиск стартапов и их акселерация - это востребованное направление. Однако, обращает внимание Екатерина Петрова, важно не только найти подходящее инновационное решение, но и создать инфраструктуру для его интеграции. Речь идет о создании среды, в которой будет строиться дальнейшая работа с технологиями.

Учитывая опыт GenerationS в работе с ретейл- и FMCG-секторами, а также фокус на глобальный рынок, акселератор видит интересным партнерство в рамках данного альянса. "Опыт взаимодействия GenerationS с российской и международной инновационной инфраструктурой будет преимуществом в решении сразу нескольких важных задач: от поиска идей и проектов до самого ключевого - оценки того, насколько найденная технология интересна или уникальна, возможно ли ее встроить в существующие процессы и каким будет результат от ее внедрения. Корпоративный фокус акселератора, в свою очередь, позволит быстро слышать запросы всех корпоративных партнеров и гибко подстраивать каналы поиска и интеграции проектов в программу", - говорит Екатерина Петрова.

Альянс таких крупных представителей в сфере ретейла наглядно показывает, что спрос на инновации в данной области высок как в нашей стране, так и мире в целом, продолжает глава GenerationS. "Данный альянс позволит не только стимулировать сферу ретейла, но и создать единую платформу для работы с инновациями в нашей стране, где стартапы смогут продемонстрировать свой потенциал и получить ценный опыт. Поэтому поиск надежного партнера для такой совместной инициативы является одним из ключевых элементов, - подчеркивает Екатерина Петрова. - Мы всегда открыты для новых интересных возможностей и партнерств, которые позволят еще больше расширить наши горизонты и открыть новые пути развития".

Основатель Dsight (платформа, которая предоставляет аналитические и консультационные услуги с фокусом на мировой VC/High-Tech-рынок) Арсений Даббах положительно оценивает формирование альянса. По его мнению, обмен опытом неконкурирующих игроков поможет быстрее интегрировать передовые решения в розницу. "Крупным компаниям очень сложно внедрять инновации из-за строгих регламентов, комплаенса и бюрократии. Работа в альянсе должна "подсветить" те проекты и технологии, которые прошли успешное пилотирование у партнера. Следовательно, должно быть сокращено время на поиск и проверку компании, - рассуждает Арсений Даббах. - В то же время есть риск того, что если проблемы со скоростью есть у одного крупного игрока, то, когда четыре крупные компании начнут действовать вместе - скорость работы с инновациями упадет на порядок". Для того чтобы эта история не превратилась только в успешный PR-проект, основатель Dsight рекомендует "взять в команду" интегратора, который будет координировать интересы участников альянса и поможет им внедрять проекты.

Старший проектный менеджер кластера информационных технологий фонда "Сколково" Ирина Оя полагает, что спрос на инновации в области ретейла очень высок. "Такие союзы помогают расставить приоритеты в инновационной повестке, повышать компетенции и позиционировать инновации как абсолютно необходимый вектор развития компаний", - резюмирует она.

Новости из связанных рубрик